Великий вторник — картины «Неразумные девы» и «Мудрые девы» французского художника конца XIX века Джеймса Тиссо
Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».
В Страстной вторник во время богослужения читается евангельская притча о десяти девах, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы показать, как верующим можно попасть в Царствие Небесное. Христос часто говорил со своими современниками притчами, отражавшими знакомые им обычаи Древнего Востока, — так им было легче Его понять.
Десять дев — пять разумных и пять неразумных — ночью вышли навстречу жениху. В те времена, если будущие супруги жили далеко друг от друга, то ночью они устраивали торжественную процессию с факелами и светильниками к условленному месту, в сопровождении своих друзей и подруг. Но неразумные девы, в отличие от мудрых, не взяли с собой запаса масла для светильников. Ждать жениха возле дома невесты пришлось долго, девушек сморил сон. Когда же в полночь раздался крик: Вот, жених грядет, выходите навстречу ему (Мф 25:6), мудрые девы долили масла в свои светильники, а у неразумных все масло выгорело, пришлось бежать покупать новое. Но пока они бегали, мудрые девы встретили жениха и зашли с ним в его дом.
После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:11–13).
На картине Джеймса Тиссо «Мудрые девы», хранящейся в Бруклинском музее, они изображены заснувшими в ожидании жениха, который вот-вот появится.
1
Мудрые девы спят. Согласно древнеиудейским традициям, подруги невесты надевали одинаковые белые наряды — символ чистоты и покрывали головы большими покрывалами. А саму невесту укутывали так, чтобы не было видно ее лица — оно должно быть оставаться закрытым вплоть до начала свадебной церемонии.
2
Горящие лампы. Такие светильники делались из глины и имели два отверстия: одно для фитиля (носик), другое — чтобы наливать масло (тулово).
3
Пол в доме невесты устлан розами по восточному обычаю. Именно оттуда пошел обычай считать розу символом любви. В древности на Востоке этот цветок был неотъемлемой частью свадебных церемоний.
На другой картине Тиссо неразумные девы бегут обратно, в дом жениха.
1
Неразумные девы, купив масла и заправив светильники, бегут в дом жениха, куда уже удалились мудрые девы. По иудейскому обычаю, встретившись, участники церемонии шли в дом жениха или в дом его родителей заполнять документ, который называется кетуба — в нем были прописаны права и обязанности супругов.
2
Колбы, наполненные запасным маслом. В древности для светильников использовали либо оливковое масло, либо растопленный жир.