История Земли могла полностью измениться в тот день, когда Христос на ослике въезжал в Иерусалим. Что стоило народу понять, что Бог и царь — разные вещи? Ведь это элементарно — Царство Небесное никогда не будет царством земным, это так просто. Если бы жители города услышали Иисуса, мы бы жили в другой вселенской реальности.

Теоретически такая возможность была. А практически надеяться было не на что. Слишком все было запущено. Настолько, что народ рисковал погибнуть в невежестве. Если бы Христос не пришел в Иерусалим, пропал бы плод тысячелетних Божественных трудов.

Чем громче кричал народ, приветствовавший Христа, тем очевиднее становилось, что Его убьют. Если бы они догадались, что Господь приходит вместо царя, встреча могла бы быть гораздо скромнее, а народ сдержаннее и задумчивее. Таким он бывает на Пасху. Тихая радость пришествия Бога, смешанная с надеждой и печалью о себе.

Но народ не узнал Христа. Ему не нужен был близкий Бог, ему нужен был генералиссимус, и победа над Римом, и власть над миром.

Христос вошел не во врата города, Он вошел во врата Свой смерти.

Великий пост обрамлен смертью. Вначале это смерть Адама в мир, в конце — смерть Христа в Рай. Человек вошел в мир смертью, Богочеловек прошел врата смерти в обратном направлении. И нам предстоит проделать этот путь домой через обратную дорогу смерти. Очевидны параллели грехопадения и спасения. Похожи ступени лестницы смерти, ведущие вниз и вверх.

В Великий Понедельник вы видим бесплодную смоковницу и Христа и вспоминаем плодоносное Древо Рая. Два древа, два противоположных образа, две судьбы.

Во Вторник Иисус рассказывает притчи о талантах и о разумных и неразумных девах. Адам еще не согрешил, в его руках таланты — дары Бога, он еще может поступить, как мудрые девы.

В Среду мы вспоминаем предательство Иуды и народа. Этому событию соответствует предательство Адама. Первый человек предал Отца, согласившись с сатаной, как согласился с сатаной Иуда. Адам через решение вкусить запретный плод стал первым Иудой.

В Четверг вспоминаем Тайную Вечерю — и трапезу Адама, закусившего яблоком.

В Пятницу Христос умирает на Кресте. Этому противолежит мучительное вхождение Адама в мир, полный бесплодных древ и кустарников с шипами. Шипы возлагаются на главу Иисуса. Адам умирает в землю, Христос «умирает» в Небо.

В Великую Субботу Христос проходит через врата смерти в одном направлении, Адам в противоположном. В покой Субботы Христос сокрушает ад. Адам оказывается в замешательстве посреди пустынной земли — как жить в новом мире?

Аналогия с Адамом завершается. Христос и Адам разминулись в дверях ада и смерти.

Воскресение — восстановление Рая. Новый Рай совершенней прежнего. Жители нового Рая более искусны и более опытны, чем Адам. Они знают зло в лицо, знают, как выглядит соблазн и власть сатаны. Выйдя на новый уровень богоподобия в знании и в духе, они говорят Богу «да», а сатане «нет». И мы можем быть такими, как они.

В Великий пост впрессована вся история человечества. Та, которая была, которая есть и которая будет. В пост вставлена и наша жизнь, и наша возможная судьба. И нам предстоит пройти врата смерти в обратном направлении, если хотим жить с Богом. Или пройти вторые врата смерти — врата ада — и стать еще примитивнее, грубее и уродливее, чем мы были на земле. Как мы отличаемся от Адама, так житель ада отличается от нас.

Христос несколько раз плакал. Плач о Иерусалиме и плач о Чаше отстоят друг от друга всего на несколько дней. Плач о Иерусалиме — жалость потерять плод работы длиной в тысячелетия. Так мы будем плакать о том, что теряем привычный и любимый наш мир. Плач о Чаше — это томление смерти. Все мы тоже пройдем через это. Только Христос проламывал Свой путь через смерть, преодолевая сопротивление вражьей силы. Его душу томило вселенское зло. Наш путь открыт и расчищен, но и нам страшно, и нашу душу томит смерть.

Но почему смерть? Зачем умер Сын Божий, разве обязательно было умирать Христу?

У нас нет выбора. Здесь нельзя оставаться вечно. Оставшись навечно в этом непреображенном мире, мы уподобимся пресловутому Вечному Жиду, чье проклятие в невозможности умереть. Никому не нужен непропеченный хлеб и недостроенный дом. В бесконечной жизни нет завершенности и смысла. Мы логично покидаем землю печали и возвращаемся так, как пришли, обратно, через портал скорби — в Рай.

Да, смерть. Да, страх и томление. Но и слова Христа об умершем Лазаре и его болезни смертной:

— Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

Мы, входя в праздник Входа Господня в Иерусалим, вступаем вместе со Христом в Его смерть и в Его воскресение: Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11: 16).

Для того, чтобы и нам, как Лазарю, услышать:

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11: 43).

Господь сказал в века:

Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11: 42).

Мы слышим — и идем обратно домой.

Помоги нам, Господи, не сбиться с пути и не прельститься новыми адамовыми плодами.


«Пойдем и мы умрем вместе с ним!»: что важно помнить в дни перед Пасхой

Текст — отрывок из книги священника Константина Камышанова «Недели приближения. Вектор и акварель Великого поста».

Приближение — не только к Пасхе, недели Великого поста приближают нас к Богу и Бога к нам. От чтения Великого покаянного канона в темных храмах, от мрака богооставленности, через святоотеческую школу молитвы и борьбы с грехом вектор поста ведет к «взаимообмену любви» с Богом и ближним. Писатель и художник, отец Константин Камышанов чередует разъяснение смыслов с картинками православной жизни — на службе в храме, дома и на весенней улице, яркими и духоподъемными, заражающими любовью к Великому посту.

5
1
Сохранить
Поделиться: