Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?
Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?

Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Молитвы на сон грядущим завершаются повседневным исповеданием грехов. Многие по привычке читают его, не всегда понимая, что за грехи там упоминаются и обязательно ли перечислять именно их. Давайте в этом разберемся

Прежде всего вспомним саму молитву

Испове́даю Тебе́, Го́споду Бо́гу моему́ и Творцу́, во Святе́й Тро́ице Еди́ному, сла́вимому и покланя́емому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, вся́ моя́ грехи́, я́же соде́ях во вся́ дни живота́ моего́, и на вся́кий час, и в настоя́щее вре́мя, и в преше́дшия дни и но́щи, де́лом, сло́вом, помышле́нием, объяде́нием, пия́нством, тайнояде́нием, праздносло́вием, уны́нием, ле́ностию, прекосло́вием, непослуша́нием, оклевета́нием, осужде́нием, небреже́нием, самолю́бием, многостяжа́нием, хище́нием, неправдоглаго́ланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревнова́нием, за́вистию, гне́вом, памятозло́бием, не́навистию, лихои́мством и все́ми мои́ми чу́вствы: зре́нием, слу́хом, обоня́нием, вку́сом, осяза́нием и про́чими мои́ми грехи́, душе́вными вку́пе и теле́сными, и́миже Тебе́ Бо́га моего́ и Творца́ прогне́вах, и бли́жняго моего́ онепра́вдовах: о сих жале́я, ви́нна себе́ Тебе́ Бо́гу моему́ представля́ю, и име́ю во́лю ка́ятися: то́чию, Го́споди Бо́же мой, помози́ ми, со слеза́ми смире́нно молю́ Тя: преше́дшая же согреше́ния моя́ милосе́рдиемТвои́м прости́ ми, и разреши́ от всех сих, я́же изглаго́лах пред Тобо́ю, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Кто и когда ее составил?

Точно на этот вопрос не ответит, наверное, никто. Известно, однако, что в рукописной «Псалтири с возследованием», которая хранится в библиотеке Иосифо-Волоцкого монастыря и датируется первой половиной XVI века, содержится в том числе «Исповедание грехов повседневное», приписываемое константинопольскому монаху Никифору Каллисту Ксанфопулу († ок. 1350). Именно оно, согласно предположению священника Петра Пчелинцева, и послужило основой для исповедальной вечерней молитвы.

Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?

Никифор Каллист Ксанфопул известен как автор 18-томной «Церковной истории», комментатор святоотеческих творений, составитель жизнеописаний ряда святых, автор нескольких синаксарей (поучительных слов на церковные праздники) из Постной и Цветной ТриодейПостная Триодь — богослужебная книга, содержащая тексты служб, совершаемых в дни Великого поста и Страстной недели. Цветная Триодь содержит богослужебные тексты для периода от Пасхи и до Недели всех святых.. Уже в XVII веке составленное им исповедание грехов включалось в книги, печатавшиеся в Киеве учениками митрополита Петра МогилыПетр Могила — митрополит Киевский (1633–1647), основатель крупнейшего в то время на исторической территории Руси центра православного духовного образования — Киево-Могилянской академии.. К началу XX века «Исповедание» на основе перечня Каллиста Ксанфопула прочно закрепилось в составе вечерних молитв, хотя иногда печаталось в молитвословах в сокращенном виде.

Какое место занимает эта молитва в вечернем правиле?

Она завершает собой молитвы на сон грядущим — не только по расположению в молитвослове, но и по логике вечерних молитв. Все они в той или иной мере носят покаянный характер, а в завершающем исповедании грехов это покаянное настроение достигает наибольшей силы — человек наконец-то сбрасывает с себя груз грехов, накопленных за день.

Кроме того, сон — это образ смерти, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), и никто не может быть уверен в том, что откроет глаза на утро следующего дня. Поэтому к естественному для христианина стремлению очистить в конце дня сердце от недолжных поступков, слов и мыслей здесь прибавляется еще и опасение уйти из жизни в нераскаянном состоянии.

Что за странные грехи упоминаются в этой молитве?

Помимо слов, понятных и без пояснений (таких, как объедение, празднословие, уныние, леность, непослушание, осуждение и др.), мы встречаемся в этом перечне с целым рядом церковнославянизмов, некоторые из которых действительно требуют «расшифровки». Вот как объясняют эти слова составители книги «Как научиться понимать молитвы» (М.: Отчий дом, 2011).

Тайноядение — один из грехов, порожденных страстью чревоугодия. Тайноядением грешит тот, кто сдерживается, когда находится за столом с другими людьми, а потом насыщает чрево в одиночестве. Причиной такого поведения может быть жадность, стыд, нежелание делиться лакомством с другими и т. д.

Прекословие — желание во что бы то ни стало настоять на своем мнении, оставить последнее слово за собой. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом», — писал об этом учитель монахов преподобный Иоанн Лествичник. Ведь это проявление той самой гордости, которая некогда стала причиной падения Денницы, получившего с тех пор имя диавола.

Небрежение — небрежное исполнение возложенных на человека обязанностей, пренебрежение профессиональными, домашними, семейными обязательствами, в том числе и невнимательная молитва.

Многостяжание (или любостяжание) — то же, что страсть сребролюбия: так называется любое накопительство, пристрастие к лишним вещам и деньгам, скупость.

Вечерняя покаянная молитва: что за странные грехи в ней перечисляются?

Хищение — имеется в виду не только явная кража, но вообще всякое пользование тем, что «плохо лежит». Например, этим грехом согрешает тот, кто не возвращает взятую почитать книгу или пользуется в личных целях рабочим имуществом (к примеру, распечатывает на купленной для офиса бумаге то, что не имеет отношения к его работе).

Скверноприбытчество — получение «прибытка», то есть прибыли, мошенническим путем. Это может быть нечестный заработок (например, продажа некачественного товара), а может быть и незаконное получение выгоды в любой другой форме, например, проезд в автобусе без оплаты.

Мшелоимство происходит от слова «мшел» — «корысть». В первую очередь это всякое вымогательство и взяточничество. Существует, правда, и иная версия – ее предлагал, в частности, святитель Игнатий (Брянчанинов): мшелоимство – это страсть к покупке и собирательству ненужных, хотя и привлекательных, вещей.

Памятозлобие — неготовность прощать людей, нежелание забывать нанесенные обиды. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: “прости и прощено будет” — ср. Лк 6: 37)… грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: “остави, якоже и мы...”?), вонзенный в душу гвоздь».

Лихоимство — этот грех совершают, «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа)… если во время голода продают хлеб по излишне высокой цене», — объясняется в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета (Дроздова). В широком смысле это любое проявление жадности.

Можно ли пропускать некоторые из перечисленных в этой молитве грехов, добавлять свои или заменять непонятные церковнославянские слова понятными русскими?

Конечно же, можно и даже нужно. Ведь любая молитва — это живое обращение человека к Богу, а не мантра и не магическая формула, которую непременно нужно отчеканить слово в слово. Нет никакого смысла произносить слова, за которыми не стоит никакого содержания, к примеру, каяться в «пиянстве», если человек не берет в рот и капли спиртного. И безусловно, предложенный перечень нужно дополнять теми отсутствующими в нем грехами, которыми человек реально провинился перед Богом или ближними. Давно замечено, например, что в повседневном исповедании начисто отсутствуют грехи, связанные с блудной страстью; нет в нем и таких распространенных в нашем время духовных недугов, как сквернословие, пустая трата времени в социальных сетях или компьютерных играх, невнимательность к ближнему и т. п.

И молитва, и покаяние — это живые творческие процессы, в которых с одной стороны участвует сам человек, а с другой — Бог. И формальное зачитывание Богу названий грехов, сути которых человек не понимает, которых он не совершал, а значит, и не кается в них, — совершенно бессмысленное дело.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (131 голосов, средняя: 4,92 из 5)
Загрузка...
8 апреля 2021
Поделиться:

  • Марк
    Марк5 месяцев назадОтветить

    Такие грехи как
    празднословие, уныние, леность, Упоминаются в молитве Ефрема Спирина.
    Лучше всех их описал Патриарх Кирилл.
    Это очень серьёзные грехи и маскируются они и приносят много других с собой. Они очень коварны.

  • Юрий
    Юрий5 месяцев назадОтветить

    Много лет верую,но впервые слышу о таком правиле. Да и в тексте стоят какие-то непонятные знаки похожие на ударения,делающие текст трудночитаемым. Много раз сбился пока прочитал и некоторые слова прочел вообще неправильно!

  • Денис
    Денис5 месяцев назадОтветить

    Автор пишет: "Давно замечено, например, что в повседневном исповедании начисто отсутствуют грехи, связанные с блудной страстью", но не отвечает почему нет. Кто знает ответ?
    Послесловие:
    Среди покаянных молитв предпочитаю молитву Иисусову
    Господи Иисусе Христе,
    Сыне Божий,
    Помилуй мя грешного

  • Андрей Боровков
    Андрей Боровков5 месяцев назадОтветить

    Добрый вечер.
    В качестве вечернего правила привык читать только "...еже согреших во дне сём...". Менять ли мне своё правило?