В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит, гневается, приходит в ярость. Как же можно называть такого Бога — Любовью? – Православный журнал «Фома»
В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит, гневается, приходит в ярость. Как же можно называть такого Бога — Любовью?

В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит, гневается, приходит в ярость. Как же можно называть такого Бога — Любовью?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя: «Как может Бог, Который есть любовь, любить Иакова, а его брата Исава ненавидеть?» Подобное вопросы вызывают и строки Библии, в которых описываются Божьи гнев, ярость и другие чувства, далекие от нашего представления об абсолютной любви. Как же это понимать?

Действительно, читая описания Бога, Его действий, чувств, порывов и желаний в Библии — главным образом, в Ветхом Завете — легко прийти в недоумение. Уж очень по-человечески ведет себя Создатель вселенной. Он любит, гневается, испытывает отвращение, ставит условия, ревнует, наказывает. В книге Притч Соломоновых мы находим подробное перечисление того, что именно ненавидит Бог. Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6, 17-19). Из этой же цитаты следует, что Бог имеет душу, а это противоречит Его природе: как существо совершенное Бог прост. Если допустить в нем наличие нескольких элементов (например души), некую метафизическую сложность, они, следуя философской логике, должны предшествовать Богу. Но это невозможно, потому что Бог — начало всего сущего. Как пишет святитель Григорий Палама, «в Боге состоящем из одной неделимой сущности нет ни уменьшения, ни увеличения, ни приложения, ни отъятия; а значит, нет и разделения, которое являло бы нам предшествующую сложность».

Так значит в Ветхом Завете описывается какой-то неправильный Бог?

Нет. Ветхий Завет — это богооткровенная истина, написанная людьми и для людей. Авторы библейских книг жили в определенном историческом и культурном контексте. Для выражения смыслов, полученных ими в божественном откровении, они пользовались теми образами и языковыми приемами, которые были понятны их современникам. Язык Библии образен и метафоричен, наполнен притчами и аллегориями. Эта образность переносится и на Бога.

Не следует сбрасывать со счетов и нравоучительный характер Писания. Святые отцы, толкуя священные тексты, четко указывали, что библейские пассажи, наделяющие Бога антропофорфными свойствами, приписывающие Ему гнев, ярость, ненависть и прочие качества, имеют педагогическое и назидательное значение, поскольку высокие истины о Боге как абсолютной Любви, в своей полноте открывшиеся людям в Новом Завете, с трудом были бы восприняты людьми ветхозаветной эпохи. Вот, например, как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

Действительно, в книге пророка Малахии есть фраза, сказанная от лица Господа: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал. 1, 2-3). Но дело в том, что данный речевой оборот «это возлюбил, а это возненавидел» в библейском контексте означает «решительно предпочел одно другому». Он не означает, что Бог желал зла Исаву или стремился его уничтожить. Это также не означает, что Исав погиб в вечности. Просто первородство обрел Иаков; именно через него исполнились Божии обетования, именно он стал одним из предков Христа. Почему Бог в этом отношении предпочел Иакова? Очевидно потому, что Исав сам отказался от первородства, предпочтя ему чечевичный суп. По этой же аналогии большинство толкователей Писания рекомендуют понимать и слова Христа: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником (Лк. 14, 26). Господь говорит тут о приоритетах, а не заповедует нам ненавидеть близких.

У библейской истории про Иакова и Исава есть важное педагогическое значение. Писание дает нам нравственный урок — люди, порой, слишком легко отказываются от великих даров, которые уготовал им Бог, ради «тарелки похлебки» — сиюминутных желаний. Бог никогда не отворачивается от человека Сам, это люди постоянно пренебрегают Им, ненавидят и теряют Его.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (55 голосов, средняя: 4,80 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Михаил, даже Солнце мира сего светит для белых и чёрных, для добрых и злых. Вот и Господь наш Иисус Христос будучи Солнцем Правды тем более любит и желает спасти всех, всех до единого!

  • Михаил
    Михаил3 месяца назадОтветить

    Бог, есть абсолютная Любовь. Но Любовь не может терпеть грех, который губит душу человека, ибо он отделяет его от Бога. Разве может абсолютная Любовь терпеть и любить глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6, 17-19). Подумайте об этом и тогда Вам все станет ясно

  • Апостол Павел
    Апостол Павел3 месяца назадОтветить

    Люди приписывают другим, что свойственно им.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Христианство - это одна из нескольких мировых религией, а всего же религий не перечесть. Взгляд фанатиков узок, ограничен. Им кажется, что только в христианстве Истина есть. Однако Истинный Бог выше человеческих представлений о Нём, в том числе и представлений христианских.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Гость, согласен с вами и приятно поражён вашим трезвомыслием.

  • Гость
    Гость3 месяца назадОтветить

    Так Библию писали люди для людей; плюс Ветхий Завет - он вообще древний, по сути, это изложение мифов скотоводческих племен Передней Азии, которые даже не подозревали о существовании, например, русских или китайцев. Будь это сто раз божье откровение, его записывали люди через призму своего восприятия. Поэтому бог древних евреев наивен в своей жестокости, а идея милосердия пришла уже позже, в просвещенном Риме.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Почему вера во Святую Троицу лучше строгого единобожия?
    Периоды господства монархии не вечны, так многопартийная демократия плохо сочетается с единобожием. Тринитарный монотеизм же позволяет делать упор то на троичности, то на единобожии.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

      Какая восхитительная чушь!

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    Автор спрашивает: "Так значит в Ветхом Завете описывается какой-то неправильный Бог?"
    На мой взгляд, да!
    Древние евреи были язычниками, поклоняясь целому сонму богов от супруги Яхве по имени Ашера (Астарта) до Золотого Тельца. Однако, как позднее и на Руси, необходимость религиозного оправдания монархии привела к единобожию, как гос. религии по принципу: один Бог на Небе, один царь на Земле.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил3 месяца назадОтветить

      Денис, ну и снова, Вам бы сначала получше бы тему изучить, а потом уже делать такие заявления. Тем более, что это уже неоднократно обсуждалось. НЕКОТОРЫЕ еврейские племена были язычниками (например, самаритяне), но Христос пришел через тех, кто исповедовал Бога Единого. И это объективная историческая правда, а не "церковные домыслы".