
В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя: «Как может Бог, Который есть любовь, любить Иакова, а его брата Исава ненавидеть?» Подобное вопросы вызывают и строки Библии, в которых описываются Божьи гнев, ярость и другие чувства, далекие от нашего представления об абсолютной любви. Как же это понимать?
Действительно, читая описания Бога, Его действий, чувств, порывов и желаний в Библии — главным образом, в Ветхом Завете — легко прийти в недоумение. Уж очень по-человечески ведет себя Создатель вселенной. Он любит, гневается, испытывает отвращение, ставит условия, ревнует, наказывает. В книге Притч Соломоновых мы находим подробное перечисление того, что именно ненавидит Бог. Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6, 17-19). Из этой же цитаты следует, что Бог имеет душу, а это противоречит Его природе: как существо совершенное Бог прост. Если допустить в нем наличие нескольких элементов (например души), некую метафизическую сложность, они, следуя философской логике, должны предшествовать Богу. Но это невозможно, потому что Бог — начало всего сущего. Как пишет святитель Григорий Палама, «в Боге состоящем из одной неделимой сущности нет ни уменьшения, ни увеличения, ни приложения, ни отъятия; а значит, нет и разделения, которое являло бы нам предшествующую сложность».
Так значит в Ветхом Завете описывается какой-то неправильный Бог?
Нет. Ветхий Завет — это богооткровенная истина, написанная людьми и для людей. Авторы библейских книг жили в определенном историческом и культурном контексте. Для выражения смыслов, полученных ими в божественном откровении, они пользовались теми образами и языковыми приемами, которые были понятны их современникам. Язык Библии образен и метафоричен, наполнен притчами и аллегориями. Эта образность переносится и на Бога.
Не следует сбрасывать со счетов и нравоучительный характер Писания. Святые отцы, толкуя священные тексты, четко указывали, что библейские пассажи, наделяющие Бога антропофорфными свойствами, приписывающие Ему гнев, ярость, ненависть и прочие качества, имеют педагогическое и назидательное значение, поскольку высокие истины о Боге как абсолютной Любви, в своей полноте открывшиеся людям в Новом Завете, с трудом были бы восприняты людьми ветхозаветной эпохи. Вот, например, как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
Действительно, в книге пророка Малахии есть фраза, сказанная от лица Господа: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (Мал. 1, 2-3). Но дело в том, что данный речевой оборот «это возлюбил, а это возненавидел» в библейском контексте означает «решительно предпочел одно другому». Он не означает, что Бог желал зла Исаву или стремился его уничтожить. Это также не означает, что Исав погиб в вечности. Просто первородство обрел Иаков; именно через него исполнились Божии обетования, именно он стал одним из предков Христа. Почему Бог в этом отношении предпочел Иакова? Очевидно потому, что Исав сам отказался от первородства, предпочтя ему чечевичный суп. По этой же аналогии большинство толкователей Писания рекомендуют понимать и слова Христа: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником (Лк. 14, 26). Господь говорит тут о приоритетах, а не заповедует нам ненавидеть близких.
У библейской истории про Иакова и Исава есть важное педагогическое значение. Писание дает нам нравственный урок — люди, порой, слишком легко отказываются от великих даров, которые уготовал им Бог, ради «тарелки похлебки» — сиюминутных желаний. Бог никогда не отворачивается от человека Сам, это люди постоянно пренебрегают Им, ненавидят и теряют Его.
"...гнев, ярость, ненависть и прочие качества, имеют педагогическое и назидательное значение..."
Неужели бог на столько туп, что не понимает, что Ненависть поражает ненависть? Какое здесь может быть педагогическое и назидательное значение? Это типичное поведение гопника, я тебя буду карать чтобы подавить твою волю. Вот это да, действительно "добрый" бог. Но кто же как ни сам бог подает пример поведения, учит людей агресии, насилию,ненависти.
"Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел" - Павел переносит эту цитату в новый завет, в послание к римлянам, гл. 13. Поэтому списывать жестокость цитаты на жестокость ветхозаветных народов некорректно. И в той же главе Павел пишет про Бога, что он: "Кого хочет - милует, кого хочет - ожесточает". В том то вся и боль, что Бог возненавидел Исава еще до его рождения. И суп чечевичный уже был не причем.
Как же можно называть такого Бога — Любовью?
Михаил, даже Солнце мира сего светит для белых и чёрных, для добрых и злых. Вот и Господь наш Иисус Христос будучи Солнцем Правды тем более любит и желает спасти всех, всех до единого!
Бог, есть абсолютная Любовь. Но Любовь не может терпеть грех, который губит душу человека, ибо он отделяет его от Бога. Разве может абсолютная Любовь терпеть и любить глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6, 17-19). Подумайте об этом и тогда Вам все станет ясно
Люди приписывают другим, что свойственно им.
Христианство - это одна из нескольких мировых религией, а всего же религий не перечесть. Взгляд фанатиков узок, ограничен. Им кажется, что только в христианстве Истина есть. Однако Истинный Бог выше человеческих представлений о Нём, в том числе и представлений христианских.
Гость, согласен с вами и приятно поражён вашим трезвомыслием.
Так Библию писали люди для людей; плюс Ветхий Завет - он вообще древний, по сути, это изложение мифов скотоводческих племен Передней Азии, которые даже не подозревали о существовании, например, русских или китайцев. Будь это сто раз божье откровение, его записывали люди через призму своего восприятия. Поэтому бог древних евреев наивен в своей жестокости, а идея милосердия пришла уже позже, в просвещенном Риме.
Какая восхитительная чушь!
Денис, ну и снова, Вам бы сначала получше бы тему изучить, а потом уже делать такие заявления. Тем более, что это уже неоднократно обсуждалось. НЕКОТОРЫЕ еврейские племена были язычниками (например, самаритяне), но Христос пришел через тех, кто исповедовал Бога Единого. И это объективная историческая правда, а не "церковные домыслы".