Дикости и жестокости Ветхого Завета - Православный журнал «Фома»
Дикости и жестокости Ветхого Завета
Никола Пуссен. Битва израильтян с амалекитянами, 1625

Дикости и жестокости Ветхого Завета

7 мин.
iframe
Код скопирован

Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» — это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, — говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). — Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).

«Проводить [детей] через огонь» — означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки — Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (69 голосов, средняя: 3,96 из 5)
Загрузка...
9 января 2018
Поделиться:

  • ALEXANDR
    ALEXANDR1 год назадОтветить

    Автор, тогда почему в предисловии библии не говорится: мол, данная книга написана для древних скотоводов и кочевников и ни в коем случае не может являться знаменем веры?
    Почему не написано: данная книга является всего лишь представлением диких первых пророков о том, как реализуется богоизбранность одного народа (кстати, не понимаю, почему библия до сих пор не запрещена, как экстримистская, нацистская, педофильная литература?).
    Почему не написано: не читайте Ветхий закон, читайте Новый?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      То есть Книга Бытия, Псалтирь, премудрости Соломона, Экклезиаст, Песнь Песней, история Иосифа и его братьев, история царя Давида написаны не нам, а /диким и невежественным?/ скотоводам и кочевникам... Если изучить Библию, что выйдет: что мы совсем поглупели, что ли? Ведь там нестареющие и очень глубокие вещи открыты людям. Отказ (и тем более, запрет) будет характеризовать не истинный смысл Ветхого завета, а степень нашей деградации. Читать только Новый Завет... А как? Не зная истории грехопадения, не имея представления о священной истории, к которой Евангелия и Послания святых апостолов постоянно апеллируют? Как толковать явление Иисуса Христа, вычеркнув обетование Бога и пророчества о приходе Мессии? Что делать с основновополагающими заповедями, Декалогом, о которых Спаситель говорил, что не нарушить их Он пришел, а исполнить? Каким образом мы сможем понять слова Христа о Иерусалиме и иерусалимском храме, Его конфликт с начальством фарисеев и Синедрионом? Содержание Нового Завета просто невозможно верно понимать без знания Ветхого Завета. У нас и без того Церкви приходится отстаивать свое учение перед лицом массы ересей и постоянно возникающих сект. Которые пытаются перетолковать церковное учение. Сектанты идут на постоянные и разнообразные искажения, перетолковывания, даже переписывания Нового Завета. Ну, давайте облегчим им задачу. Из-за того, что Библия открыто говорит о грехах и бедах человечества, запретим Писание. Выкинем вместе с тем, что нам не понравилось, все принципиально важные слова и смыслы, все пророчества. И в итоге, окончательно потеряем понимание того, чем было явление в мир Сына Божия. Станем глупее тех простых рыбаков, какие когда-то стали апостолами и до сих пор нас просвещают. Вот чего мы добьемся. Это будет катастрофа. Это уже никакое не христианство тогда.

  • Александр
    Александр1 год назадОтветить

    Слабенькая попытка оправдать жестокость ветхозаветного бога. Ведь меняется явно сам бог, который сначала повелевал истреблять грудных младенцев, а потом стал "бог-любовь". Или у бога тоже случился "переворот в сознании" и он эволюционировал, повзрослел. Перестал топить всё живое за грехи и поливать города огненным дождем за распутство

    "Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца" (Царств 15:2-3)

    • Анатолий
      Анатолий1 год назадОтветить

      А может этому нет объяснения, которое бы было логичным и понятным для нас людей? Можем ли мы допустить, что у создателя всего есть суверенное право распоряжаться всем в том числе и жизнями своего творения по своему усмотрению? И должен ли такой создатель отчитываться перед творением? И может ли быть его замысел гораздо сложнее и последствия гораздо выше, чем мы можем себе представить? Я много чего не понимаю, но это не значит, что нет объяснения. Но я знаю, что есть огромный разрыв между мной (моё мышление и понимание и мнение и отношение) и между замыслом творца, его мыслями, его отношением и его видением будущего. А также мой суд и его суд также далеки, как запад от востока.

      Я уверен, что Бог не нуждается в том, чтобы мы его защищали или оправдывали. Об этом Он Сам позаботиться, если посчитает нужным. Но не высоковато ли мы прыгаем, пытаясь судить действия Бога?

      • Анна
        Анна1 год назадОтветить

        Бог наверняка не нуждается, чтобы мы Его оправдывали. Но МЫ нуждаемся. Всё можно принять: и дикость язычников, и коллективную ответственность. Кроме одного: что это ТОТ САМЫЙ Бог-Отец, Который, как написал Михаил Кузнецов, есть Любовь не только в Нвом Завете, но и в Ветхом, Тот, Который хочет, чтобы все люди были спасены. Встаньте на минутку на место иерихонцев или амаликитян, которых Бог приказал истребить до последней козы. ЛЮБЯЩИЙ Бог. ОТЕЦ. Они, эти жуткие язычники и убийцы, - дети Божии. Он их бесконечно любит. И приказывает устроить геноцид. Вот этого вопроса старатально все избегают. Не "почему народы истреблены", а КАК Любящий Бог мог приказать истребить этих людей. Включая младенцев, которые, уж простите, через огонь никого не проводили. Дикие израильтяне могли этого не знать. Но Бог-то знал! Что с этими людьми в вечности? Кто им проповедовал истинного Бога? С точки зрения своего дикого культа они, может, были вполне набожными людьми: даже первенцев своих не жалели ради выживания всего общества, ради урожая. Бог их всех убил. Что дальше? Что с ними сейчас? Христос сошел во ад и вывел оттуда всех язычников? Вопрос этот, мне кажется, выходит далеко за пределы толкования Ветхого Завета. Это вопрос доверия к Богу. Если 5000 лет назад любящий Отец мог запросто истреблять целые народы, за то что они не по своей вине Его не знали и Ему не поклонялись, то кто уверит, что та же участь не ждет современных людей, которые по каким-то независящим от них причинам Бога не знают? Или для Бога важно только "племя", человеческий род как общность, а индивиды безразличны (что история Израиля многократно показывает: один вавилонский плен, хотя бы)? Или у Бога есть "свои" и "чужие", то есть, предопределение и правы Августин, Лютер и Кальвин? Тут много вопросов в связи с этими событиями возникает. А пока что из текста ответ, как в том анекдоте про убийство Кирова: "Кого надо, того и убили".

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

      Вообще о том, что Бог любит людей говорят и принятый у христиан Ветхий Завет, и иудейские толкования соответствующих книг (то есть это не Евангельское переосмысление старых писаний). Второзаконие 23:5 (или Дварим 23:6), Книга пророка Малахии (или Малахи) 1:2, а так же вся Песнь Песней. То есть идея эта вовсе не новая, во все времена Бог, которого мы почитаем был Бог-Любовь.

  • Виталий
    Виталий2 года назадОтветить

    "И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра".
    Тот кто хочет найти объяснения некоторых событий, о которых повествуется в Ветхом Завете, тот их найдёт...

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 год назадОтветить

    Добрый день! Православные христиане считают что всеведение Бога не означает того, что будущее предопределено. Подробнее об этом можно прочесть, например, тут: https://foma.ru/esli-bog-znaet-budushhee-cheloveka-v-chem-togda-svoboda-vyibora.html

  • Александр
    Александр1 год назадОтветить

    Что выдумки - это понятно. Но какого жестокого экспериментатора христиане себе придумали, действительно. Всевидящий и всезнающий наперед, создал парочку простых созданий и искушает их древом знания. Я знаю наперед, что вы сделаете, но расставлю вам искушений и ловушек, а если что - буду наказывать. Похож на жестокого ребенка, который намазал медом и выжигает муравьев, идущих на сладкое

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

    Я человек с историческим образованием, и смею утверждать, что люди мировоззренчески и в своих моральных ограничениях действительно разнятся в зависимости от эпох и условий жизни. Это не означает, что они "недоразвитые". Не в этом дело. Дело в ином восприятии добра и зла, понимании того, кто в их глазах человек, а кто как бы и не человек. В вопросе о том, что благо, а что зло. Яркий пример: ветхозаветный принцип "око за око, зуб за зуб". По отношению к реалиям того времени -- это шаг в сторону ограничения насилия. Это уже не смерть за зуб. И для кого-то такой принцип являлся огромным переворотом в сознании, поскольку убийство в ответ на обиду было для того времени в порядке вещей.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь