Миф: Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога

Миф:

Иногда говорят о том, что Бог в Ветхом Завете гневный и суровый, а в Новом Завете совсем другой — добрый и любящий. Некоторые древние еретики (такие, как Маркион) создавали целые вероучения, исходящие из этого тезиса. В наши дни многие принимают его, не задумываясь, просто потому, что они где-то это слышали. Но имеет ли этот тезис отношение к реальности?

А на самом деле

Отношения Ветхого и Нового Завета — это отношения преемства, а не разрыва. В обоих Заветах к людям обращается один и тот же Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.

Мы действительно можем заметить разницу в образе Бога у различных библейских авторов, и это не должно нас смущать. Священное Писание — это свидетельство Божьего народа о Боге (не всегда прямая речь Бога), и это свидетельство меняется по мере того, как люди возрастают в богопознании. Откровение постепенно разворачивается в истории — по мере того, как развивается способность людей его вместить. Люди узнают все больше и больше о Боге, их представления о Нем становятся все более точными, но это всегда один и тот же Бог.

Вся ветхозаветная история ведет к одной цели и завершению, когда сам Бог приходит на землю в лице Иисуса Христа. Конечно, это неслыханный, радикальный поворот в истории спасения — люди узнают то, что о чем не могли и догадываться, — но в Иисусе Христе открывается не какой-то другой Бог, а тот же самый Бог ветхозаветных патриархов и пророков.

Господь Иисус Христос постоянно указывает на Священное Писание Ветхого Завета как на слово Божие, предвещающее Его приход: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5:39), Он постоянно обращается к этим Писаниям как к авторитетному источнику, например, в споре с фарисеями (Мф 22:29) и открывает апостолам ум к уразумению Писаний (Лк 24:45).

В Ветхом Завете часто говорится о любви Божией, и многие слова пророков предвосхищают Новый Завет. Бог заключил Завет с людьми, со Своим избранным и возлюбленным народом: Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер 31:3). Его любовь вечна и неизменна: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис 49:15).

Но люди, увы, отвергают любовь Божию, попирают Его закон, отвергают Его заповеди, пренебрегают Им ради бездушных идолов. У пророка Осии Бог сравнивает себя с оскорбленным, осмеянным, преданным, но все равно любящим мужем гулящей жены, которая возвращается к нему с раскаянием, и он принимает ее, как позднее, в евангельской притче о блудном сыне, отец принимает непутевого сына.

Священное писание Ветхого Завета оплакивает греховное упорство людей, по которому они навлекают на себя тяжкие беды: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: “не пойдем” (Иер 6:16).

Но если люди приходят к Богу с покаянием, Он охотно и радостно прощает их:

Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя (Ис 44:22). О Божием прощении ветхозаветные пророки говорят в самых теплых и утешительных словах: Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь (Ис 54:9,10).

Бог Ветхого Завета — тот же, что и Бог Нового, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх 34:6).

Но Писание — и Ветхого, и Нового Заветов — не только утешает и успокаивает. Оно еще тревожит и беспокоит. Как это сформулировал один проповедник, Бог «тревожит упокоившихся и успокаивает встревоженных». Человек, отпавший от Бога в грех, ищет счастья там, где можно обрести только несчастье — временное и вечное, человеческий род — и каждый из нас по отдельности — тяжело заблудился, мы ожесточенно упорствуем на путях разрушения и погибели. И в этой ситуации, порожденной человеческим грехом, любовь Божия приобретает другой оттенок — суда и гнева, который приходит на человеческое (и бесовское) зло.

Гнев Божий — это не что-то противное Божией любви, это одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение. Злодеям не будет позволено злодействовать вечно, им придется столкнуться с возмездием за их дела. Как говорит Бог через пророка, Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей (Ис 13:11).

И в Новом Завете, в том числе, в словах Господа Иисуса, содержатся суровые предостережения против греха: И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:30).

Любовь Божия, которая всегда ищет только нашего блага и спасения, предостерегает нас от опасности и призывает покинуть путь погибели. Так любящие родители могут увещевать сына-наркомана. Он может возмущаться тем, что ему кажется «угрозами» и видеть в них недостаток любви, но на самом деле они продиктованы именно любовью.

И любовь Божия, которая предостерегает, милует и спасает, сияет и в Ветхом, и в Новом Заветах. Но в Новом — несравненно ярче, потому что в нем мы встречаем Бога, ставшего ради нас Человеком.

 

Откуда берется этот миф?

Ветхий Завет — время когда Бог взаимодействует с людьми чрезвычайно грубых нравов, медленно и постепенно, через многие испытания приводя их к истинному богопознанию. Поэтому в Ветхом Завете мы видим много человеческой дикости и жестокости, которая нам, живущим в третьем тысячелетии христианской эры, обоснованно кажется отталкивающей.

Нецерковный читатель Библии часто открывает ее с рядом ошибочных предпосылок: например, люди полагают, что все действия ветхозаветных героев отражают волю Божию или даны нам для подражания. Это, конечно, не так —

Библия описывает реальную историю спасения, в которой Божия благодать пробивается через толщу человеческого греха.

Ключом к правильному пониманию Библии является Господь наш Иисус Христос, именно в Нем мы встречаем Бога, и именно Он научает нас правильному пониманию Ветхого Завета. И хотя люди, как и их представления о Боге, менялись, сам Бог — Бог Авраама, Моисея, пророков, Господа Иисуса, апостолов, святых отцов, святых — оставался и остается неизменным.

 

На заставке: Тициан. Христос Вседержитель. 1570

ХУДИЕВ СергейХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (22 votes, average: 4,82 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Сергей
    Январь 10, 2019 20:09

    Принимаю Ветхий Завет. На язычество насмотрелся достаточно, вижу его каждый день, оно вызывает глубочайшее омерзение, до тошноты. Жизнь Авраама или Моисея – великий идеал в сравнении со скотским языческим идеалом пьяниц и блудников, или свинским языческим идеалом золотопоклонников. Хотя, разумеется, новозаветный идеал преподобного Сергия выше ветхозаветного. На Руси всегда принимали Ветхий Завет, “Слово о Законе и Благодати”, хотя и богословски неточное, – полно цитат из Ветхого Завета. Русские люди назывались еврейскими именами, храм пророка Илии – один из первых на Руси. Православное Богослужение переполнено цитатами из Псалтири. На самом деле Ветхозаветное мироощущение – оно детское, человеческое, настоящее и искренне живое. А языческое мироощущение – это сентиментальные грёзы агрессивного подростка или просто запойного пьяницы.

  • Александр
    Декабрь 31, 2018 11:26

    Историю побежденных обязательно пишет победитель! Внедрение Ветхого завета в учение Христианства и делание его равным по значимости с Евангелие (благая весть – Весть о спасении) и есть победа сил противостоящих учению Христа. Принимая Ветхий завет, придите к пониманию, что Вам необходимо принять все связанное с ним в Иудаизме. Это же просто! И Вы приняли все это со всеми вытекающими. Меж тем христианская церковь (особенно на Руси) долго не принимало и не канонизировало книги Ветхого завета по ряду очень важных и основополагающих причин.

  • Сергей
    Декабрь 26, 2018 19:13

    Всё-таки надо попытаться понять, что человек не умнее Бога. Если непонятно, как совместить Новый и Ветхий Заветы – надо подумать: может, чего-то во мне не так? Где-то чёрное вижу белым и наоборот? У святых такой проблемы не было, почему у меня есть? По своему опыту скажу: читал почти всю Библию не один раз, читал толкования, – есть непонятные места, но противоречивых нет. Есть деление на канонические книги Ветхого завета – они полностью от Бога, и неканонические – там есть и человеческое мудрование. Главная же причина, по которой люди не принимают Ветхий завет – любовь к язычеству. Обидно за извергов и насильников, которых гнали и убивали Моисей и Иисус Навин. А мне вот совсем за них не обидно. И за Чикатило с Гитлером тоже не обидно.

  • Роман
    Декабрь 24, 2018 23:30

    Очередной поток словоблудия от Худиева. Как состыковать не стыкуемое и впихнуть невпихуемое? Ну конечно! Больше пафосных квазифилософских слов, больше придыхания. И вот уже чёрное стало белым, а в библии никаких противоречий.. Словоблуды они на то и нужны.

  • Сергей
    Декабрь 22, 2018 10:51

    Владимиру. Далось вам уже это “рабство”. Никак не поймёте, что рабство рождается из неравноправия равных, а не “сверху”. Любой наш современный коллектив – школа, армия, интернат, офис, даже приход или монастырь, семья (!) – это место, где равный мучает равного, потому что считает себя умнее или круче. Начальство ещё не так наглеет, как одуревшие неофициальные “лидеры” и “паханы”. Люди, привыкшие к языческому почитанию силы и успеха, конечно, приходят и к официальному рабству. В Библии нет и тени культа успеха и наглости, которые порождают рабство. Есть там здоровый (для дохристианской жизни) национализм. Бог имеет право наказывать смертью, но это он и сейчас всё время делает со всеми нами.

  • Владимир
    Декабрь 20, 2018 11:28

    Библия – это цельное учение в котором Ветхий завет является инструкцией по подготовке рабовладельцев а Новый завет инструкцией по подготовке рабов для них

    Ветхий завет – “Иноверцу (не иудею) отдавай в рост, а брату твоему (иудею) не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всём, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею…И будешь “давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы”( Втор. 23:20 ; 28:12 ) и “достояние народов придёт к тебе…” сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их – служить тебе… ибо народ и царство, которые не захотят служить тебе – погибнут и такие народы совершенно истребятся.” ( Ис. 606, 10-12 )

  • Игорь
    Декабрь 20, 2018 9:10

    Ключевая фраза в этой статье – “Священное Писание — это свидетельство Божьего народа о Боге (не всегда прямая речь Бога)”. Это многое объясняет. Часть Библии – от Бога, остальное – суждения и оценки людей, которым , как и всем смертным, свойственно ошибаться и заблуждаться. Вот только как отличить в Библии одно от другого…?

    • Виктор
      Декабрь 20, 2018 22:50

      “Не всегда прямая речь Бога” вовсе не означает свойственное всем людям ошибочное суждение писателей Библии. Апостол Павел сказал, что все Писание вдохновлено Богом и полезно для обличения, исправления, обучения и наставления. Просто Бог доверил людям писать, так как благодаря этому Библия стала намного ближе нам. В ней описывается человеческий опыт взаимоотношений с Создателем, страдания и переживания его служителей, сомнения, падения и духовное исцеление. А это все происходит с нами и сегодня. В том, что Бог доверил людям написать о себе в Библии, видны его мудрость и любовь к нам.

  • Виктор
    Декабрь 20, 2018 1:05

    Что люди помнят из Ветхого Завета? Потоп, уничтожение Содома и Гоморры, суды на хананеями… А что помнят из Нового? Иисус исцелял болезни, кормил голодных, воскрешал мертвых, не сопротивлялся издевательствам и казни… Но и там и там Бог предстает и как милосердный Отец, не спешащий гневаться, и как строгий Судья, который приведет каждого человека к ответу за его дела, слова, мысли и чувства. Ветхий Завет так страшен не потому, что Бог тиран и деспот. Народы, которые он наказывал отличались ужасными обычаями и поступками: человеческие жертвоприношения, включающие убийства младенцев, кровосмешение, гомосексуализм, блуд во всех его проявлениях, идолопоклонство, скотоложство… И ладно бы они раскаивались, но нет же. Несмотря на то, что Бог дал великое свидетельство о себе Содому и Гоморре и даже спас их из плена, они не раскаялись, продолжая творить мерзости. Что еще ему оставалось делать? А сейчас, когда даже конституции многих стран вобрали в себя библейскую мораль, когда христианские проповедники помогали смягчить нравы по всему миру, мы судим о тех событиях так, будто та высокая этика, которую мы впитали с молоком матери – наше достижение. Бог не изменяется, как меняется тень.

  • yupcetcher
    Декабрь 19, 2018 18:49

    Исходя из ответа,мы(православные христиане) продолжаем видеть в Святой Троице иудейского Яхве..,но это противно смыслу и духу евангельских заповедей,зачастую прямо противоположных ветхозаветным(вместо “око за око и зуб за зуб” – “подставить другую щёку..”)..если бы было всё так просто,то Спаситель не пришёл бы в человеческом обличье в мир и не указал бы на ограниченность авраамических заветов..и Троичный Бог не равен уже ветхозаветному Яхве,в Нём очевидно Новое Духовное качество.Но если это отрицать,то нам нечего ответить тем же мусульманам на обвинения в том,что христиане те же иудеи и веруют в Яхве(что конечно же не так…).

  • ЕВА
    Декабрь 19, 2018 16:49

    Человечество страдает по вине своих грехов, а не по вине Бога. Мы расплачиваемся за грехи своих предков плюс свои грехи. Легче все свалить на Бога да на Судьбу, чем копаться в своих грехах и не повторять грехи своих предков. Бог наказывал и наказывает нас во все времена. Каждому дает шанс на исправление.

  • Ирина
    Декабрь 18, 2018 21:56

    Статья не отвечает на свой собственный вопрос. Как понять, что Бог один и тот же, если Его действия прямо противоположны? А так, в общем никак этого не понять. Догадайтесь сами.

  • ПОСЛУШНИК АНТОНИЙ.
    Декабрь 18, 2018 16:50

    МНОГИЕ В МИРУ ЖИВУШИЕ ЗАДАЮТСЯ “?”ЕСЛИ ЕСТЬ БОГ ,ТО ПОЧЕМУ МЫ СТРАДАЕМ.ЛЮДИ МЫ ЖИВУШИИ В МОНАСТЫРЯХ ЧЕРЕЗ ЭТИ СТРАДАНИЯ СПАСАЕМСЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.