
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Недавно я написал колонку «Защита от свинца», и она вызвала немало вопросов. Поэтому стоит продолжить тему.
Я говорил о двух, казалось бы, разных, но на деле психологически довольно схожих реакции на социальное зло: «сами виноваты» и «чем хуже, тем лучше». Напомню, что имелось в виду.
«Сами виноваты» — означает, что если с кем-то случается беда: несправедливо осудили, лишили жилья, искалечили, обманули, и так далее — то жертва как-то неправильно жила, и потому ей «прилетела ответка от судьбы». С хорошими, умными, юридически подкованными (то есть с нами) такого никогда не случится! А значит, все в порядке.
«Чем хуже, тем лучше» — означает, что те или иные свинцовые мерзости есть лишь локальные проявления некого глобальной Системы, и именно с Системой и следует бороться, не отвлекаясь на частности. А метод борьбы — как можно более громко обличать, максимально раскручивать каждый конкретный случай. Предполагается, что в итоге, когда все всё поймут и как следует ужаснутся, произойдет очистительный катаклизм, после которого начнется новая жизнь. Хорошая, правильная...
А значит, есть риск реакции неправильной, болезненной. Причем, по моим наблюдениям, для верующих особенно высока опасность реакции «чем хуже, тем лучше». Может, потому, что верующий человек знает, благодаря кому зло появилось в мире, а далее уже возникают проблемы с духовной оптикой, из-за чего рога и копыта видятся везде и во всем. Хотя и «сами виноваты» тоже может быть искажением правильной христианской мысли о том, что каждый грех разрушает нашу жизнь и такие разрушения могут принимать самые разные внешние формы. Если это примитивизировать, если это понимать с прямотой телеграфного столба, то и получается «сами виноваты» (при этом почему-то считается, что раз сами виноваты, то сострадания уже и недостойны).
Но и «сами виноваты», и «чем хуже, тем лучше», как я думаю, порождены страхом. Страхом даже не каких-то конкретных неприятностей, а страхом перед мирозданием, которое оказалось не таким, каким обязано быть.

Фото Death Prone Images
Откуда же этот страх берется? И в том, и в другом случае? При том, что этими двумя типами реакций дело не исчерпывается. Ведь есть же люди, которым вообще по барабану свинцовые мерзости, они спокойно сосуществуют с ними, видят, знают, и ничего у них не болит. Они не обвиняют жертв и не оправдывают мерзавцев, они не коллекционируют гадости и не мечтают о гибели системы... а просто живут своей частной жизнью. А есть люди, которым свинцовые мерзости вовсе не по барабану, но которые принимают их как часть своей жизни, сострадают жертвам, пытаются им посильно помочь — но не мечут при том громы и молнии на систему и не мечтают о катаклизмах.
Мне кажется, дело вот в чем. Люди, которым свойственны реакции «сами виноваты» и «чем хуже, тем лучше» — это очень советские люди. В детстве и в юности они особенно глубоко впитали идею социального прогресса и сейчас вольно или невольно измеряют окружающую действительность этой идеей. Им в советское время «из каждого утюга» внушали, что мы живем в справедливом обществе, а в будущем вообще настанет рай земной, то есть коммунизм. И пускай, говорили им, не все еще идеально, но это временно, это пережитки и родимые пятна прошлого, их, пятна, надо искоренять, и есть все механизмы такого искоренения. В результате люди очень близко к сердцу всё это восприняли — и уверовали, что всё должно быть хорошо.

Фото Death Prone Images
Такие люди вовсе необязательно были идейными коммунистами. Они могли весьма критически оценивать советскую действительность, а подчас и становились явными диссидентами. Но даже и в диссидентстве ими двигало убеждение, что всё обязано быть хорошо, просто обязано, а если вокруг плохо — то это ненормально, неестественно, это происки окопавшихся во власти негодяев, и если сменить власть, если сменить строй — то все быстро устаканится, все станет так, как оно и должно быть: то есть хорошо. Не будет жестокостей, несправедливостей, равнодушия, идиотизма, наплевательства, непрофессионализма... а если вдруг что-то такое и проявится, то общество быстренько возьмет совок и веник...
С тех пор прошло много лет, социальная, экономическая, культурная жизнь переменилась радикально — но вот это впитанное в детском саду убеждение, что «все должно быть хорошо», во многих до сих пор живет. А поскольку вокруг зачастую очень даже нехорошо, то у таких людей возникает подсознательная обида на реальность. Как же так! Этого же не должно быть! Это неправильно! Где там веник и совок?
Но веника и совка нет, свинцовые мерзости случаются то тут, то там (а СМИ и соцсети заботливо выливает их на читателя), и оттого становится особенно больно. Душа болит не только сострадая конкретным людям, но и от ощущения какого-то глобального обмана. Ведь должно быть хорошо! У нас украли наше «хорошо», наш, так сказать, мировоззренческий базис! Гады!

Фото Death Prone Images
Вот такая двойная боль и мучает душу, боль души давит на мозги, и мозги выстраивают защиту. Иногда — «сами виноваты», иногда — «чем хуже, тем лучше». Тут все индивидуально.
Ну ладно, а в чем ошибка-то? Если смотреть с христианских позиций? Христианин что, должен считать свинцовые мерзости золотыми прелестями? Или вообще не должен на них отвлекаться, занимаясь исключительно «умным деланием», то есть молитвой и аскетическими подвигами?
А вот об этом — в следующей колонке.
На заставке фрагмент фото Death Prone Images
Продолжение:
эх..... спасайся - кто может!