Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».
В Евангелии мы встречаемся с двумя Иродами. Один, Ирод Великий, правил Иудеей примерно с 37 до 4 года до н. э. (В VI веке римский монах Дионисий Младший неточно рассчитал дату Рождества Христова – он не сделал необходимых астрономических поправок. Сегодня большинство библеистов полагают, что Христос родился на 5-6 лет раньше начала «нашей эры» – разумеется, еще во время правления Ирода Великого.) Это он отправил в Вифлеем и его окрестности отряд солдат, чтобы уничтожить всех мальчиков от двух лет и младше. Хотел быть уверенным, что недавно родившийся Царь Иудейский — Иисус Христос — не захватит власть в его стране. Ирод очень хотел передать ее по наследству.
И это ему удалось, но лишь отчасти. Дело в том, что его сын Ирод Антипа, строго говоря, никаким царем уже не был. Он был всего лишь четвертовластником — правителем одной из четырех частей некогда единого Израильского царства — и подчинялся римскому наместнику. Вся Палестина в те времена была всего лишь окраинной провинцией Римской империи.
Ирод Антипа правил Галилеей с 4 года до н. э. до 39 года н. э. Именно в это время произошли основные события евангельской истории. И некоторые из них напрямую связаны с именем Ирода. Например, убийство Иоанна Предтечи, который обличал Ирода за незаконную связь с женой его брата Иродиадой. Этот эпизод весьма показателен для нравов, господствовавших при дворе Ирода. Широкое празднование дня рождения правителя; обильные возлияния; дочь Иродиады Саломея пляшет перед царем; расчувствовавшийся Ирод готов исполнить любой ее каприз — и Саломея просит голову Иоанна Предтечи. Правитель и рад бы не исполнить обещание (он относился к Иоанну с уважением), да перед гостями неудобно…
Вся жизнь Ирода напоминала нескончаемый праздник. Похоже, этот человек искал только одного — новых впечатлений. Задумывался ли Ирод об истине, справедливости, добре и зле? У него была возможность задать их в тот день, когда Пилат прислал к нему галилеянина Иисуса (предполагая, что Ирод как правитель Галилеи сам с Ним разберется). Но в Евангелии сказано лишь, что Ирод очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо (Лк 23:8). Чудотворец, маг, местная знаменитость — видимо, так воспринимал Ирод Спасителя. Он забыл даже о том, что перед ним Человек, жизнь которого висит на волоске, которого первосвященники требуют казнить. Он и не пытался разбираться в существе обвинений против Иисуса, ему просто хотелось, чтобы Тот, как и все окружавшие его люди, чем-нибудь его развлек.
Разговор Иисуса с Пилатом в какой-то момент перестал быть формальным и приобрел подлинную глубину; Спаситель успел сказать римскому наместнику нечто действительно важное. Совсем иначе прошла Его встреча с Иродом. Правитель Галилеи жаждал чудес — но Христос никогда не творил чудес напоказ. Тогда Ирод предложил Ему многие вопросы, очевидно, что-то вроде интеллектуального состязания. Он вообще любил поговорить с умными людьми: пока был жив Иоанн Креститель, Ирод, бывало, с удовольствием слушал его.
Но Христос не удостоил его ни одним ответом. Все кончилось тривиально: уничижив Его и насмеявшись над Ним, правитель отослал Иисуса обратно к Пилату. Знаменитый Проповедник и Учитель оказался, на взгляд Ирода, неубедительным и скучным.
Формально Ирод в казни Христа не участвовал, он как бы ни при чем. Но возможность поучаствовать в решении Его участи у правителя, безусловно, была. Просто он ею не воспользовался.
Пройдет всего несколько лет — и Ирод Антипа лишится трона по доносу собственного племянника, Ирода Агриппы.