Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» изучают в школе в седьмом классе, и нередко у детей (да и у их родителей) возникают недоуменные вопросы: почему герои повести, казаки-запорожцы — положительные герои? Ведь с точки зрения современных этических представлений их можно считать самыми настоящими разбойниками с большой дороги. А для читателей-христиан встает еще и другой вопрос: в чем заключается христианский посыл «Тараса Бульбы»? На непростые вопросы об этой повести Гоголя «Фоме» ответил в нескольких тезисах доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ Владимир Воропаев.

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

 

Когда детям учителя или родители разъясняют смысл «Тараса Бульбы», то нередко допускают две серьезные ошибки, примитивизируя эту гоголевскую повесть.

Во-первых, это безусловное оправдание ее героев, запорожских казаков. Раз они защищают русскую землю от врагов, раз они защищают русскую веру — то какие могут быть к ним претензии? Они — образец для подражания, ими следует восхищаться, а их, мягко скажем, недостатки особой роли не играют. Такой подход был свойственен советской школе, но встречается и в наши дни.

Во-вторых, это безусловная демонизация запорожских казаков. Они подаются как отпетые бандиты, как кровожадные чудовища, нечто вроде орков из «Властелина колец» Толкина. Весь смысл повести, таким образом, сводится к описанию жестокостей прошлого. Это веяние возникло в 90-е годы на волне критического (а зачастую и некритического) пересмотра традиционных представлений. Кстати, представители такого подхода уверены, что «Тараса Бульбу» вообще лучше исключить из школьной программы, что детям вредно его читать.

Оба подхода ошибочны. А истина лежит даже не посередине, а вообще в другой плоскости. Все ведь значительно сложнее, и чтобы правильно понимать «Тараса Бульбу» (да и вообще гоголевскую прозу), надо сразу настроиться на то, что быстро и просто понять не получится. Придется думать, сопоставлять и разные произведения Гоголя, и биографические моменты, и исторические факты.

Я попробую сформулировать несколько вещей, которые надо учитывать, говоря о «Тарасе Бульбе». Ничего нового, впрочем, не скажу, все это есть не только в сугубо научной, но и в научно-популярной литературе — однако в школе это не всегда рассказывают.

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Кибрик Е. Остап. Иллюстрации к произведению Гоголя «Тарас Бульба». 1944-1945

«Тарас Бульба» — это героический эпос. А эпос — особый род литературы, очень отличающийся от того что мы называем сегодня реалистическим произведением. Поэтому нельзя воспринимать героев повести Гоголя как героев реалистического романа.

Что значит «героический эпос»? Это значит, что каждый герой олицетворяет какое-то одно человеческое качество — доблесть, предательство, мужество, коварство, трусость, жестокость, честь, жадность… В эпическом герое нет сложности, нет тех полутонов, которые свойственны героям привычной нам реалистической прозы. Вот есть в таком герое доминирующая черта — и все остальные черты лишь оттеняют эту главную. Скажем, если сын Тараса, Остап, олицетворяет верность долгу, то неважно, насколько он умен, каковы его культурные запросы, каковы его недостатки. Если другой сын Тараса, Андрий, олицетворяет нравственное падение, предательство, то так же не важны его прочие качества.

В эпическом произведении сюжет выстроен так, что столкновение разных героев, символизирующих разные качества, работает на авторский замысел. Поэтому совершенно неважно, где и когда все это происходит, насколько логически непротиворечив ход событий, объяснимы ли рационально те или иные сюжетные повороты. Подходить к эпосу с мерками реалистической прозы — это то же самое, что подходить с такими же мерками к сказке или былине.

Но именно с такими реалистическими мерками школьники (и их родители) воспринимают Тараса, Остапа, Андрия и других героев повести. И

тогда, вполне естественно, возникают ассоциации с бандитами, отморозками, полевыми командирами, террористами и прочими печальными реалиями нашей современности.

Почему так происходит? Потому что хотя «Тарас Бульба» и героический эпос, но внешне он выглядит как историческая проза. Действие происходит вроде бы не в настолько седой древности, как в случае «Илиады» Гомера, и не в толкиновском Средиземье, а в нашем мире. Вроде бы все понятно с местом действия (территория современной Украины) и временем (расцвет польского государства, Речи Посполитой). Вот и тянет читателя воспринимать события в контексте реальной истории той эпохи. Приметы эпоса в «Тарасе Бульбе» надо еще разглядеть.

Более того, говорить, что «Тарас Бульба» это только героический эпос, было бы не совсем верно. В какой-то мере это и историческая проза, и даже реалистическая. Поэтому очень непросто вычленить, где тут проявляется эпическое начало, а где повествование приобретает черты реалистического произведения. Потому так легко ошибиться и, по аналогии с какими-то явно реалистическими моментами (например, бытовыми описаниями), счесть реалистическими и те места, которые на самом деле таковыми не являются, а представляют собой черты героического эпоса.

 

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Дерегус М. Г. Казнь Остапа. Иллюстрации к произведению Гоголя «Тарас Бульба». 1952

 

Действие «Тараса Бульбы» происходит в специально сконструированном под авторскую задачу художественном мире. Все моменты, взятые из реальной истории, играют там роль декораций.

Взять, допустим, время действия повести. Какие это годы? Есть ли в тексте явные привязки? Да! Например, там есть фраза: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников…» Значит, XV век? Не спешите. Там есть и другая фраза, слова одного из эпизодических героев: «А так, что уж теперь гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу». Какой исторический факт тут подразумевается? Гетман Семерий Наливайко, один из лидеров казацкого мятежа в Польше, был казнен в Варшаве в 1597 году — казнен таким вот зверским способом. Значит, XVI век? Снова не торопимся. Ближе к концу повести упоминается, как восставшие казаки пленили польского военачальника, коронного гетмана Николая Потоцкого: «Согласился гетьман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды козацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир. Тот один был Тарас». А Николай Потоцкий — это уже XVII век. Коронным гетманом (то есть главнокомандующим) он был в 1637—1646 годах, а описанное в «Тарасе Бульбе» казацкое восстание («поднялась вся нация») более всего соответствует реально случившемуся казацкому восстанию 1637–1638 годов.

Откуда такие «нестыковки»?

Работая над книгой, Гоголь пересмотрел множество летописей и исторических источников. Он прекрасно знал эпоху, которой посвящено его произведение. Но важнейшим материалом, который помог писателю так живописно передать характеры запорожцев, стали народные песни и думы. Как установили исследователи, в «Тарасе Бульбе» нет ни одного значимого эпизода или мотива, которые не имели бы своим источником героические народные песни и думы.

В тексте — не ошибки автора, а намеренное смешение реалий разных эпох. Это было нужно ему именно для того, чтобы дать ощущение эпичности происходящего. События из разных времен сгруппированы вместе — для того, чтобы создать картину противостояния двух сил, двух полюсов, добра и зла — угнетаемых православных русских людей и угнетателей, поляков-католиков.

Как эта картина соотносится с историческими реалиями? На этот счет историки дают разные ответы.

Тарас Бульба 1909, режиссер — Александр Дранков

 

Важно иметь в виду, что когда Гоголь говорит «русские люди», «русская земля», «русская сила», «русская вера» — речь идет не об этнической или государственной идентичности, а о духовной. Во времена действия «Тараса Бульбы» (даже если брать по верхней границе (30-е годы XVII века) России не принадлежали те территории («Украйна»), где происходят описанные в повести события. Эти территории принадлежали Речи Посполитой — мощной на тот момент европейской державе, возникшей благодаря слиянию в XIV веке королевства Польского и Литвы. Герои повести, казаки-запорожцы, были подданными польской короны. Часть этих казаков была реестровыми, то есть считались нерегулярными польскими вооруженными формированиями, обязаны были защищать южные границы Польши — и получали за то определенные привилегии и денежное содержание. Поэтому в реальности русскую землю (то есть русское государство) они, конечно же, не защищали.

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Шмаринов Д. Мать. Иллюстрации к повести Гоголя Н.В. «Тарас Бульба»

При этом казаки-запорожцы — православные христиане, а Речь Посполитая была государством католическим, которое, формально декларируя веротерпимость, в действительности оказывало сильнейшее давление на своих православных подданных, принуждая их принимать католичество или униатство (униатство — попытка скрестить Православие с католицизмом, где от православной веры остались только внешние обрядовые моменты). Гонения на православных людей заключались и в ущемлении прав, и в издевательствах, и в финансовом бремени (например, в необходимости платить деньги за саму возможность совершать в православных храмах богослужения), и, как нередко случалось, в физическом преследовании. Упомянутый в повести эпизод — «Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан» — один из множества подобных.

Поэтому периодически случавшиеся на восточных территориях Речи Посполитой мятежи и восстания имели одной из своих причин и религиозную мотивацию — стремление защитить православную веру. Эта мотивация не была единственной — там сплетались многие факторы, и социальные, и экономические (например, не всех казаков брали в реестр, и те, кто туда не попадал, лишался привилегий, им было обидно).

Но Гоголь в «Тарасе Бульбе» намеренно упрощает эту сложную реальность, изображая мир, где, с одной стороны, господствуют жестокие поляки-католики, а с другой, страдают под их гнетом русские люди (напомню, русские — не в этническом смысле этого слова, а люди, исповедующие русскую веру: в средние века это был просто синоним Православия — такой же, как и греческая вера). Гоголь создает художественный мир, так деформирует время и пространство, чтобы в этих исторических декорациях оказалось возможным говорить о том, что ему было крайне важно: о доблести и мужестве, о смысле воинского подвига с христианских позиций.

 

Суть воинского подвига, с точки зрения Гоголя — готовность отдать жизнь за истину (то есть за истинную веру) и за своих друзей. И такой подвиг могут совершать не только праведники, но и грешники. Ратный подвиг способен спасти человеческую душу, которая иначе погибла бы из-за множества грехов.

Важно понять: Гоголь нисколько не идеализирует своих героев-казаков. Ему чужда идея, что героическая смерть на поле брани становится оправданием недостойного образа жизни. Грех остается грехом, даже если грешник в итоге оказывается спасен и попадает в Царствие Божие. «Хорошо будет ему там. “Садись, Кукубенко, одесную меня! — скажет ему Христос, — ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал Мою Церковь».

Но в том-то и парадокс, что одно не уравновешивает другого. Гоголь, описывая нравы запорожцев, показывает, что они склонны к пьянству, что они пренебрегают соблюдением постов, что они плохо заботятся о находящемся в Сечи храме. «Притом же у нас храм Божий — грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости Божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства. Хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать! Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки. Да и даяние их было бедное, потому что почти всё пропили еще при жизни своей» — говорит в повести кошевой, то есть выборный предводитель казаков. И уж тем более Гоголь не скрывает присущей казакам жестокости. «Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе». Или: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». Вряд ли найдется хоть один читатель, который увидел бы в этих авторских словах одобрение.

Но, тем не менее, даже такие грешники способны на самопожертвование, готовы идти ради истины на смерть (подчас на крайне мучительную смерть, как Остап). В человеке парадоксальным образом могут совмещаться мужество и жестокость.

Что характерно (и Гоголь это в повести прямо показывает), сама ситуация, в которой приходится умирать, может оказаться следствием греха этих готовых положить жизнь за други своя героев. Например, почему вообще погибли большинство казаков, осаждавших польский город Дубно? Потому что они разделились, часть казацкого войска решила отправиться в набег на татар. Тут у Гоголя явная отсылка к евангельскому «всякое царство, разделившееся в самом себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25). Но если уж, так или иначе, перед человеком встает выбор — отдать жизнь за благое дело или струсить, предать, то самопожертвование спасает даже грешную душу.

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Герасимов А. Иллюстрации к повести Гоголя «Тарас Бульба». 1952.

В этом и проявляется гений Гоголя: он умел в простом, грешном человеке увидеть способность к подвигу, решимость на подвиг. Очень легко осудить героев повести, поставить себя выше их. Но можно, вслед за Гоголем, посмотреть глубже, увидеть человеческую сложность, противоречивость, увидеть, что грех и героизм не уничтожают взаимно друг друга, как щелочь и кислота в химическом опыте, а способны долго сосуществовать в человеческой душе. И неожиданно — для тех неожиданно, кто привык смотреть на всё рационалистически! — в критический момент такой человек совершает подвиг. Примеров, уже не из повести Гоголя, а из реальной жизни, предостаточно. Взять хотя бы подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью немецкий пулемет. А кем был Матросов до войны? Трудным подростком. И не случись войны, возможно, так и пошел бы по кривой дорожке…

Вообще, Гоголя проблема воинского подвига всегда очень волновала — причем не только как писателя, но в первую очередь как христианина. Позволительно ли христианину убивать на поле брани? Гоголь делал по этой теме выписки из святых отцов, у которых, замечу, не было единого мнения на сей счет. Так, например, святой Василий Великий ввел канон, согласно которому, воин, убивавший в бою, на три года лишался права причащаться. В реальности этот канон не исполнялся (из уважения к воинскому подвигу), но само его принятие говорит о том, что церковное сознание видело здесь проблему. С другой стороны, святой равноапостольный Кирилл приравнивал к христианским мученикам всех воинов, погибших в боях за веру и отечество. Проблема и поныне остается дискуссионной. С богословских позиций ее, кстати, пытался рассмотреть русский философ Иван Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силой» (1925 год). Естественно, что свои представления о воинском подвиге Гоголь воплотил и в «Тарасе Бульбе».

Более того, он в каком-то смысле сформировал в отечественной культуре представление о том, что такое подвиг. Естественно, подвиги совершались и раньше, но вот осмысление этого слова по-настоящему произошло как раз благодаря «Тарасу Бульбе». Точно так же, как, например, и до «Ревизора» были самозабвенные вруны, пускающие всем пыль в глаза, но только после гоголевской комедии в обиход вошло слово «хлестаковщина». Явление было и раньше, а представление о нем появилось, когда «Ревизор» вошел в русскую культуру.

 

Традиционно считается, что «Тарас Бульба» учит патриотизму. И это действительно так — но только с учетом того, что патриотизм Гоголь понимал по-своему.

Тарас Бульба, фильм 1962 года (США, Югославия), режиссер Дж. Ли Томпсон

Для Гоголя патриотизм, то есть любовь к родной земле, неотделим от любви к Богу, то есть от веры и жизни по вере. Он сам писал об этом: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова» («Авторская исповедь»). А в письме к своему другу, графу Александру Петровичу Толстому, он высказывается еще яснее: «…нам прежде всего нужно жить в Боге, а не в России. Будем исполнять закон Христа относительно тех людей, с которыми нам придется столкнуться, а о России Бог позаботится и без нас».

Именно такое понимание патриотизма выразил Гоголь и в «Тарасе Бульбе», оно проявляется во всем художественном строе повести. И ее центральный, сюжетообразующий конфликт — предательство, которое совершил сын Тараса Андрий — как раз об этом. История Андрия — это история о том, как одно предательство влечет за собой другое. То, что он пылко влюбился в дочь польского воеводы — это, конечно, не грех. Грех начинается с тех решений, которые принимает Андрий ради своей любви.

Первое, что он отвергает — это веру. Ведь именно разница в вероисповедании была тут главным препятствием. Он православный, она католичка, соединиться браком они не могли, а близость вне брака — несомненный грех что с православных, что с католических позиций. Андрию приходится выбирать, что ему дороже — Православие или прекрасная полячка. Выбирая полячку, он автоматически отвергает Православие. Отвергнув Православие, он отвергает и родину. «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты!» — говорит он своей возлюбленной (которая, кстати, куда более трезво оценивает ситуацию: «тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе»). Отвергнув отчизну, Андрий предает уже и самых близких своих людей — отца, брата, боевых товарищей. Кончается его предательство тем, что он вступает с ними в бой в качестве польского офицера. А началось все именно с отхода от веры, с отвержения Божиего Промысла о себе.

Такое вот «доказательство от противного» Гоголь применяет, чтобы выразить свою мысль: патриотизм — это лишь следствие из главного, то есть из веры в Бога, доверия Богу. Но не будет веры — не будет и патриотизма. Без веры патриотизм лишается своих оснований, его можно отвергнуть с помощью рациональных аргументов (что и делает Андрий, его логика вполне убедительна, если, конечно, вынести за скобки Бога).

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Кибрик Е. А. Смерть Тараса, цветная автолитография. 1945

 

В повести «Тарас Бульба» не так-то легко понять, какова позиция автора. Повесть написана от лица некого рассказчика, но было бы ошибкой отождествлять этого рассказчика с самим Гоголем.

От чьего лица излагаются читателю события повести? Кто этот рассказчик? Автор, открытым текстом излагающий свои мысли, дающий свои оценки происходящему? Ни в коем случае! Рассказчик в «Тарасе Бульбе» — это тоже герой, только неявный, безымянный. Местами он говорит то, что мог бы безусловно сказать и сам Гоголь, а иногда почти отождествляет себя c героями повести, казаками-запорожцами с их необузданными нравами. К примеру, можно ли представить Николая Васильевича Гоголя, с веселой усмешкой описывающего подробности еврейского погрома на Сечи?

Нет, это не Гоголь! А кто? Можно предположить, что это воображаемый современник героев повести. Есть в тексте, кстати, такие слова: «Не погибнет ни одно великодушное дело, и не пропадет, как малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава. Будет, будет бандурист (Бандурист — музыкант, играющий на бандуре, струнном инструменте, распространенном в старину на Украине. — Прим. ред.) с седою по грудь бородою, а может, еще полный зрелого мужества, но белоголовый старец, вещий духом, и скажет он про них свое густое, могучее слово». Вот местами в качестве рассказчика мы видим именно такого «седого бандуриста», «белоголового старца». Но это не Гоголь, это его маска. А вот, к примеру, сам Гоголь: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы…» — вот это уже взгляд не седого бандуриста, тут уже Гоголь снимает маску рассказчика. А потом снова надевает. То есть в повести между повествователем и автором есть дистанция, причем переменная. Иногда автор и повествователь сближаются до уровня неразличимости, иногда — отдаляются максимально.

Как же различить позицию автора? Сразу скажу — это непросто. Позиция автора вытекает из всего строя произведения, она проявляется в сюжетных ходах, в описаниях, в иронической интонации одних мест и лирической — других. А кроме того, она проявляется не только в словах повествователя, но и в словах героев — например, в рассуждениях Тараса о дружбе.

Позволю себе привести эту его речь целиком:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Кто это говорит? Тарас Бульба — или сам Гоголь его устами? Ведь эта речь — пожалуй, квинтэссенция авторской мысли. Такая дружба, такое товарищество, как здесь описано — это ведь ни что иное как воплощение христианской любви — в тех конкретных исторических формах и обстоятельствах.

И еще: чтобы понять авторскую позицию в «Тарасе Бульбе», недостаточно читать только «Тараса Бульбу». Его надо сопоставлять с другими гоголевскими произведениями, потому что между ними есть важные смысловые связи.

И это, кстати, свойственно не только Гоголю. Вот взять Пушкина, «Капитанскую дочку». Где там позиция самого Пушкина? Чтобы ее понять, нужно смотреть на слова всех героев, сопоставлять их, учитывая контекст, учитывая и предыдущее, и последующее развитие событий, учитывая отношения между героями. И нет среди них ни одного, чью позицию можно было бы полностью отождествить с пушкинской. Пушкинская — шире, многограннее.

Вообще, учитель литературы должен привить ученикам понимание того, что художественное произведение — это не слепок с реальности, что у него, произведения, есть свои законы, эстетические. Но если хотя бы чуть-чуть знать и понимать эти законы — тогда понятней станет и окружающая нас действительная жизнь.

 

Подготовил Виталий Каплан

На заставке: Герасимов А. Тарас Бульба. 1952

 

Читайте также:

Мертвые души – 3: Небесный Помещик

Изнанка шинели

Гоголь и Белинский

Когда приедет ревизор?

КАПЛАН ВиталийКАПЛАН Виталий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Редактор раздела «Культура»
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (38 votes, average: 4,45 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • isenbi
    Октябрь 16, 2018 22:15

    У средневекового ногайского поэта, военачальника Досмамбета, как и у Тарас Бульбы, было два сына. Оба военные предводители известные набегами на украйны Московского государства и польско-литовского государства. Сохранилось ногайское предание о Досмамбете, оно до боли знакомо русскому читателю, но только не в связи с именем великого ногайского поэта. Легенда нам известна по повести «Тарас Бульба». Досмамбет в военном столкновении под Азовом в темноте убивает сына, эта смерть становится темой многих песен и стихов поэта. Тарас Бульба убивает сына за предательство, за измену и погибает из-за возвращения на поле битвы, чтобы найти выпавшую курительную трубку. Досмамбет погибает из-за возвращения на поле битвы за своей потерянной в бою нагайки, плетки — символа воинской удачи у ногаёв. Предание каким-то образом попало к запорожским казакам, с которыми тесно общались степняки. Были довольно известные казаки с ярко выраженными ногайскими именами. Это и первый казачий атаман Войска Донского Сары-Азман, и хорошо известный русской истории Ермак. Были ещё довольно известные казаки с ногайскими именами: Мамай, Алим, Сулейман (Сулима), Кочубей, Кутлубек, Балаш, Беркулат и др. Гоголь любил украинский фольклор, и конечно, использовал предания. Вряд ли писатель догадывался, что данный сюжет как-то связан с именем знаменитого поэта и легендарного воина Досмамбета Азовского. Исследователи ногайского фольклора давно заметили, что Н.В.Гоголь использовал в своей повести ногайское предание, об этом писали и другие авторы тюркского мира.

  • Геннадий
    Октябрь 12, 2018 6:07

    FА вообще если взять картину к этой повести.Есть в некоторых книгах там такая к этой повести картина»Запорожцы пишут письмо турецкому султану».И вот я на 100% уверен,что писарь а столом,который это письмо и пишет -сам Н.В.Гоголь и есть.Разве не мог что ли Гоголь быть на Запорожье?Разве не мог он в то время,когда писалась повесть быть на Запорожье?Вполне мог быть.А скульптурная композиция»Казаки»именно по картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» даже стоит на улице Красной в г.Краснодаре(который был даже Екатеринодаром) недалеко от пересечения с улицей Горького(где проходит трамвайная линия)

  • Сергей
    Октябрь 11, 2018 20:23

    Абсолюьно тупая статья. Столько писать не о чем могут только российские филолги. Впрочем это тоже искусство. Казаки были не полевые командиры, а скорее степные пираты. У тех тоже братство и честь в почете. А ляхи — королята охренели совсем охренели к тому времени. вот и результат

  • людмила
    Октябрь 11, 2018 19:41

    О Казацкой жестокости упоминали в школе,в СССР,.когда я училась-именно учителя подчёркивали что казаки стегали своих жён плетьми Тарас Бульба воспринимался как семейный конфликт ,где Остап противопоставлялся Андрию…

  • александр
    Октябрь 11, 2018 1:08

    Поляку Гоголю вообще не место в российской школе.
    У него все русские персонажи-отрицательны либо убоги.

  • Юлия
    Октябрь 10, 2018 1:02

    Тарас Бульба — настоящий Христианин! Убив своего сына, он спасает его от ада. В его поступке нет жестокости — безысходность… Не каждый отец пошёл бы на такой страшный поступок ради спасения души своего заблудшего дитя…

  • Сергей
    Октябрь 9, 2018 16:11

    Разные казаки у запорожцев были, и верующие, и не очень. Как везде. Более интересно: в книге Гоголя описаны реальные события, учился он одно время с Миклухо-Маклаем, тот ему и рассказал историю семьи (убийство сына за предательство). Миклухо-М , как потомку войскового запорожского старшины, это помогло потом получить дворянство. Надо бы расследовать вот эти факты. Я всего не помню, где читал.

  • Попов, Галкин
    Октябрь 8, 2018 22:18

    Корчмарь
    Стоит напомнить одну из легенд о куликовой битве. Там сражение начинается поединком одного из братьев — монахов с монголом — батыром. Но ведь монахам во времена Орды было нельзя воевать? Оказывается, братаны во время предыдущего набега на татар убили родную мать. Она была уведена в полон монголом, отказалась от православия, полюбила этого монгола. Потому сыновья — воины и убили ее. Но убийство матери — смертный грех; отмаливать его братья отправились в монастырь. На сражение с монголами они получили особое разрешения Сергея Радонежского.
    Полная аналогия с младшим сыном Тараса.
    Таково было то время, «смеси легенд и реальности». Конечно, Гоголь (как и Гомер) описал это совсем по другому.
    Ну, и «Тараса Бульбу» стоит изучать дважды : в школе и в университете.

  • Василий
    Октябрь 8, 2018 21:23

    Думаю, что Тарас Бульба — гадкий и вздорный человек. Дикарь и моральный урод. Он полностью погубил свою семью ради сомнительных принципов и «правил» кучки разбойников и пьяниц.

  • Елена
    Октябрь 8, 2018 19:18

    Религиозные смыслы к произведениям гоголя просто притянуты за уши. Это — не меньшая натяжка, чем «Лев Толстой — зеркало русской революции». Религия — просто один из патриотических символов, который называется в числе прочих. Есть фраза: «и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы»… Ведь здесь он гордится тем, что предки-язычники погромили православное государство!

  • лорик
    Октябрь 8, 2018 0:59

    Православной христианке. «Убийство своего сына настолько противоестественно, что язык не поворачивается называть Тараса Бульбу христианином». Что ж тогда русские люди, жертвовавшие, собственными детьми, по сути убивающие их, ради идеалов великой Победы и ради веры в Победу русского оружия во время Великой Отечественной войны, тоже не христиане. С вашей позиции судить — ЖЕРТВА русского народа во имя патриотизма и веры в государственность СССР (помните лозунг «За Родину! За Сталина!») есть ересь?! Кстати, Сталин тоже пожертвовал старшим сыном-военнопленным и обрёк его на смерть в немецком концлагере. Этим рассуждением вы нивелируете значимость победы ВОв и все жертвы русского народа, например, в этой войне.Всё намного сложнее. Не рубите с плеча. Реалии военного времени накладывают отпечаток на сознание и мировосприятие людей, на их действия и поступки.

  • Вера
    Октябрь 7, 2018 0:08

    Я считаю, что это произведение надо изучать не в школе, а в университете. А убийство сына ничем оправдать нельзя, это трагедия Тараса, а не его доблестный поступок. Нетерпимость к евреям и католикам можно простить Гоголю — он человек 19 века до глобальных угроз и ядерной бомбы и Гитлера.

  • Сергей
    Октябрь 6, 2018 7:36

    Думаю, что произведение интересное, но чуждое. Казаки одни из главных врагов русского населения, друзья крымских татар и турков. Поэтому речи Гоголя о русских людях…. — это только его мнение.

  • cambronne
    Октябрь 5, 2018 20:50

    Это ведь просто художественное произведение. Выходит, Дюма может изменять ход исторических событий, а Гоголь нет? Да, казаки были пиратами. Но запорожское казачество отличалось от прочих пиратов именно православной верой. И другие вероисповедания не принимались в запорожцы. да, иногда их нанимали европейские государи. Но не за турок или татар они воевали. А только против них. Измена Андрия из-за девки, превращается в его измену против братства казаков, против веры. А измена веры, это очень тяжкое преступление…

  • Евгений
    Октябрь 3, 2018 21:13

    С детства смешили потуги запорожцев на право именоваться христианами. Религией головорезы былых времен только прикрывали звериные инстинкты. «Все люди — братья, ищешь, кому бы глотку за них перегрызть!» Такого же сорта христианин — Бульба с гоп-компанией. Точно так же резал бы и вешал и в дохристианскую эпоху. Христианство нисколько не гуманизировало двуного хищника.

  • Юлия
    Октябрь 3, 2018 20:21

    Генрика Сенкевича почитайте, «Огнем и мечем» про восстание Хмельницкого… Все ужасы описанные Гоголем в «Тарасе Бульбе», сказочками покажутся. Казаки когда во вкус входили — не щадили никого. Пили мертвецки, евреев и шляхту вырезали от мала до велика, издевались, пытали, насиловали. Даже свои собственные дома жгли, а жен и детей ясырями татарам отдавали, чтобы поддержкой ханов против поляков заручиться. Зверье зверьем. Притом первую церковь на Сечи построил именно Хмель, до этого казаки, которых Гоголь православными называет, сами не знали, кем были. Про веру с них никто не спрашивал, главное чтоб с саблей умели управляться. Так что при всем уважении в Н.В. Гоголю все-таки лакирует он ситуацию, делает героями тех, кого и людьми -то назвать нельзя.

  • Владимир
    Октябрь 3, 2018 19:29

    хорошее произведение,учит патриотизму.так какого хрена ковыряться в нем.мое мнение,что автор статьи пытается не донести исторические ошибки,а просто стравливает обывателей.историю не перепишешь.

  • леха-студент
    Октябрь 3, 2018 6:27

    Запорожцы герои, потому что православные, нехристей-поработителей убивали. Вот мушкетеры — это гоп-компания

  • Алексей
    Октябрь 2, 2018 17:30

    Автор не прав, ведь Гоголь — человек своего времени, глубоко верующий, при этом и глубоко суеверный. Ему принадлежит высказывание, что нет ничего смешнее, чем черная гошка на чердаке горящего дома: ведь черная кошка — олицитворение черта (не европейского дьявола, а украинского черта), а черти, по украинскому фольклору, жили именно на чердаках.
    Поэтому очень может быть, что Гоголь всем сердцем поддерживал еврейский погром, потому что православные церкви сдавались шляхтичами в аренду евреям, и именно евреи брали деньги с православных за церковные обряды.

  • White Owl
    Октябрь 1, 2018 17:26

    Интересно, а как воспринимают и преподают (если преподают) Тараса Бульбу в РБ?

  • ILYA
    Сентябрь 30, 2018 14:44

    Ужас, действительно нельзя такое в школах изучать.

  • Сергей Николаевич
    Сентябрь 30, 2018 14:42

    Наверное, хорошая и умная статья, но прочитать ее весьма затруднительно — призывы подписываться на E-mail рассылку закрывают четверть текста статьи! Нет, господа, не только не подпишусь, но и не зайду на вашу страницу больше.

  • Феликс
    Сентябрь 29, 2018 20:03

    Монолог Тараса Бульбы о дружбе, я, со школы, знаю наизусть. Всякое произведение, особенно такого масштаба — основание для размышления и анализа. И, конечно, включать его в школьную программу, на мой взгляд, не правильно. Для адекватного восприятия этого произведения нужны знания, истории, культуры, религии. А таких знаний у школьников просто нет, и быть не может. По-этому, при отсутствии идеологических концепций государства, содержание повести можно использовать в интересах разных политических и воспитательных задач. Уже отсутствие личной позиции автора, говорит о многом. Гоголь и сам не имел четкого представления о том, про что писал, просто описав события тех лет, максимально точно. Да и не ставил перед собой задачи назидания или завета.

  • Макаров
    Сентябрь 29, 2018 6:48

    Сравнивать Гоголя и Толкина ? Господи, какая глупость.
    Вообще, всё «исследование» высосано из пальца, и его лейтмотив — показать, что «раньше понимали неправильно» .
    «Вообще-то «Бульба» — это эпос, а эпос — не реальность. Но в романе есть и реальность, и её там много» . И т.п. Само это «эссе» можно толковать по-разному.

  • Arvi
    Сентябрь 28, 2018 20:05

    Да, о казацкой жестокости нам в школе не упоминали! Всё преподносилось в ином ракурсе. Впрочем, не зря говорили латины: «Amicus Plato, sed magis amica veritas».

  • православная христианка
    Сентябрь 28, 2018 18:27

    Убийство своего сына настолько противоестественно, что язык не поворачивается называть Тараса Бульбу христианином. Если он и православный, то языческого образца (все, надеюсь, понимаю разницу). И кстати, когда ставят выше патриотизм и государственность, чем христианские постулаты — это, извините, ересь. У Гоголя позиция по данному поводу истинная, думаю, он ни в коем случае не хотел оправдать всех казаков, включая Тараса Бульбу. И героизировать данных персонажей — значит втравливать школьникам мысль, что зверские убийства могут быть оправданы.

    И ещё. Андрий стал предателем лишь тогда, когда допустил убийство своих соотечественников, пошёл против них. Брак на католичке — это не грех, так как католики — христиане. Не существует никаких канонов, которые запрещают вступать в брак с католиком (равно как и католики могут вступать в брак с православными). Не внушайте, пожалуйста, людям ненависть к братьям-христианам, пусть даже и заблуждающимся. Все политические игры (война католиков с православными в произведении и истории, и противостояние, которое сейчас некоторые непорядочные люди пытаются навязать) — никоим образом не имеют общего с православным христианством и католическим христианством.

    Вопросы к ораторам выше : «Еврейки шили себе юбки из священнических облачений, за возможность совершать богослужение православные вынуждены были платить евреями арендаторам.» — Вы серьёзно полагаете, что это причина убивать полячек и их детей? Задайте себе вопрос, что бы по этому поводу сказал Христос.

  • Жанна
    Сентябрь 28, 2018 18:15

    Спасибо большое!!! Очень познавательно и интересно

  • Вера
    Сентябрь 28, 2018 15:54

    Спаси Бог, дорогой Владимир Алексеевич, за прекрасную статью!

  • Иван
    Сентябрь 20, 2018 19:37

    Спасибо за статью! Но если знать исторический контекст, то казаки вовсе не нуждаются в адвокатах. Их жестокость меркнет на фоне реальных зверств поляков в отношении украинцев в 16 и 17 веках. Сдирание кожи с еще живого человека посаженного на кол, было одним из самых гуманных видов казней, применяемых польской шляхтой по отношению к украинцам (читай православным). То же и с евреями. Известно что евеи-арендаторы выкупали у поляков права на православные храмы, на подвластных полякам территориях. И там вволю глумились над верой православных христиан. Еврейки шили себе юбки из священнических облачений, за возможность совершать богослужение православные вынуждены были платить евреями арендаторам. Целые села находились в долговой кабале у евреев ростовщиков. Ну а в целом статья замечательная, спасибо автору!

  • irbis
    Сентябрь 20, 2018 13:57

    Интересно и очень важно. Спасибо.

  • Дмитрий
    Сентябрь 19, 2018 9:26

    Кстати, думаю, неслучайно Тарас Бульба опубликован не как отдельное произведение, а в составе «Миргорода» — второй части сборника повестей, объединенных между собой авторским комментарием. А первая часть («Вечера на хуторе близ Диканьки») однозначно представляется автором как книги рассказов Рудого пасичника….
    Это явная отсылка к «сказательной» сути произведения.
    Единственным явным диссонансом в этом сборнике является лирическая повесть «Старосветские помещики»..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.