Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».

Великий понедельник — «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» русского художника второй половины XIX века Константина Флавицкого

Великий понедельник на картине Константина Флавицкого

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как дети праотца Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Эта история стала прообразом предательства Христа Иудой Искариотом.

Сыновья Иакова стали основателями 12 колен (родов) Израилевых. Но одного из них, Иосифа, отец любил больше других. За что братья его недолюбливали. Он же был праведен и любил Бога. Когда же он пересказал им свой вещий сон о том, что будет царствовать над ними, это стало последней каплей — они решили его убить. Но в итоге продали младшего брата в рабство, после чего он оказался в Египте.

В Египте Иосифу повезло: со временем он стал толковать сны самому фараону. А после того как предсказал правителю, что страну ждет семь урожайных лет, а затем — семь голодных, получил придворную должность и стал практически управлять всей страной.

И когда в Египте и соседних странах начался голод, именно Иосиф снабжал зерном народ.

Не обошел неурожай и семью Иакова, и он отправил нескольких сыновей в Египет за зерном. Иосиф, увидев братьев, узнал их, но не подал вида и заявил, что это вражеские шпионы, а потом потребовал отдать в рабство самого младшего из сыновей Иакова — Вениамина. Братья пришли в отчаяние, говоря (с Иосифом они общались через переводчика, думая, что он их не понимает): Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» (Быт 42:21).

Услышав это, Иосиф ушел в свои покои и заплакал, а вернувшись, приказал задержать одного из братьев, Симеона, как заложника, пока не приведут к нему Вениамина. И дав им зерно, отпустил домой.

Услышав рассказ сыновей о том, что случилось в Египте, Иаков наотрез отказался отдавать младшего в рабство. Но когда и привезенное ими зерно кончилось, все же уступил. Второй раз за зерном братья пришли к Иосифу все вместе. И когда тот вдруг устроил для них обильное угощение, пришли в недоумение: за что им такая честь. Тут Иосиф не выдержал, расплакался и сказал: Я — Иосиф. Жив ли еще отец мой? (Быт 45:3). И обнял братьев, простив им их злодеяние. А затем переселил в Египет и Иакова со всей его многочисленной семьей и имуществом, т. е. весь род Израилев. Фараон отвел им для поселения округ Гесем.

Спустя много лет еврейский народ попадет в Египте в рабство, откуда его выведет пророк Моисей.

На хранящейся в Русском музее картине Константина Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» запечатлен момент передачи Иосифа купцам.

Великий понедельник на картине Константина Флавицкого

1

Иосиф, который умоляет братьев не продавать его в рабство купцам. В то время торговля людьми была в порядке вещей, рабы обычно занимались тяжелым трудом, либо следили за хозяйством своего господина.

2

Иуда, один из сыновей Иакова. Поначалу братья кинули Иосифа в пересохший колодец, но именно он сказал: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? (Быт 37:26). Завидев караван, он предложил продать брата купцам. Торговцы отдали за Иосифа 20 серебряных монет, которые братья поделили между собой.

3

Дети Иакова. На картине, помимо Иосифа и Иуды, изображены восемь братьев (из 12-ти) — Симеон, Левий, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Асир и Гад. Вениамин на тот момент был очень маленьким, а Рувим — самый старший из сыновей — был против убийства Иосифа. Он предложил кинуть его в колодец, чтобы потом, когда братья уйдут, возвратить его к отцу.

4

Когда Рувим вернулся к колодцу, то увидел, что Иосифа уже нет. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф (Быт 37:29–33).

5

Колодец, в который братья кинули Иосифа и потом вытащили его оттуда, чтобы продать.

6

Стража каравана, следовавшего в Египет. Палестинская земля, где жил Иаков с семьей, находилась на пересечении различных торговых путей, поэтому ежедневно через эту землю проходили множество купцов из разных стран. Каждый караван старался обзавестись охраной, иначе он мог стать легкой добычей для разбойников.

7

Мадианитянский купец, которому продали Иосифа. В Библии мадианитяне еще именуются измаильтянами. Считается, что они произошли от Измаила, одного из сыновей праотца Авраама. Еще они известны как умелые торговцы.

8

Семья купца. Мадианитяне жили в шатрах, так как вели кочевой образ жизни, путешествуя в основном по Синайскому полуострову и северной части Аравийского полуострова.

9

Слуги кладут Иосифа на верблюда. У состоятельных купцов всегда были рабы, выполнявшие всю работу: они следили за верблюдами, загружали и разгружали товар.

10

Один из рабов купца, удивленно наблюдающий за происходящим. На Древнем Востоке родственные связи всегда были очень сильны, поэтому продажа братьями Иосифа — поступок, согласно порядкам того времени, крайне аморальный.

11

Высыхающий оазис. В Палестине очень жаркий климат. Засуха для этого региона — обычное дело, поэтому издревле местные жители возле оазисов выкапывали колодец. Когда вода в нем кончалась, оставляли его.

12

Следующий в Египет караван мадианитян. Чтобы обезопасить себя и не заблудиться по пути в неведомые земли, торговцы обычно старались объединяться в большие караваны, которые подчас могли насчитывать несколько тысяч человек.

2
9
Сохранить
Поделиться: