В дискуссиях на церковные и околоцерковные темы часто всплывает одна и та же фраза. Она служит и аргументом, и негативной оценкой, и волшебной формулой для выхода из спора с осанкой победителя. Фраза эта относится к Церкви и звучит как: «Это – Система!». Она же используется и в политической риторике.А в комментариях о делах Церкви это изречение, как бы и не требующее пояснений, особенно часто пестреет тогда, когда какой-либо епископ наложит резонансное прещение на того или иного известного батюшку.
Если раздражение на «систему» сквозит в речах старшего поколения, это очень понятно. Со времен, когда диссидентство было гражданским подвигом, у многих где-то глубоко, подсознательно сохранилось представление об абсолютной самоценности инакомыслия и правоте гонимого.Человеку, который помнит цену свободной мысли и независимой позиции в эпоху «совка», трудно принять тот факт, что как институт Церковь – иерархична, традиционна и, соответственно, является системой (в том числе с дисциплинарными функциями), а не приятным сборищем духоносных харизматов.
Именно сборищем харизматов кажутся многим глаголющие языками апостолы – и это основное, любимое лекало, с которым они пытаются сверять современную Церковь. А всевозможные епископские прещения и дисциплинарные разбирательства немедленно соотносятся с лекалом «советская номенклатура». Эти лекала оспоримы, и все-таки подобных системофобов по-человечески можно понять.
Но когда мои ровесники и те, кому даже октябренком побыть не случилось в силу возраста, авторитетно и изящно, абсолютно по любому поводу сцеживают через презрительно приподнятую губу: «Система…» - это отдает жеманством и искусственностью, а также фильмом «Матрица» в самой дешевой из возможных его трактовок. Эдакий «призрак«Матрицы» властвует умами и требует от нас в любом сообществе поскорее найти и уничтожить Систему. Да, наверное, именно для поклонников «Матрицы» слово Система всегда начинается с заглавной буквы.
Урок «Матрицы» говорит о том, что если поблизости не наблюдается страшной и ужасной Системы – значит, вы ее просто еще не обнаружили. Присмотритесь: может быть, родня мужа – это люди Системы? Или ваша родня? Или Система – это начальство на работе и в вузе? Или… Церковь? Если вы прихожанин – вы в Системе, если клирик – может быть, вы уже агент Смит? Нет, Смит – это, скорее всего, ваш сослужитель, ибо вам надлежит быть Избранным – тем, кто обличит и разрушит Систему…
Можно и не смотрев «Матрицу» принять эту идейную парадигму и записаться в церковные системофобы и системоборцы. Можно верить в Бога «вообще» или участвовать в таинствах у какого-то строго определенного священника, можно даже у алтаря предстоять, но в прочих клириках видеть лишь «системных» попов и иерархов. Это мысленное двоение ловко «примиряет» человека, порой откровенно враждебного к «системным» братьям во Христе, со словами Спасителя о любви к ближнему. Ближний – это живой человек. Система – не человек, она – нечто неживое, а человек из Системы – лишь представитель Системы, и тогда заповедь о любви на него, выходит, как бы и не распространяется. На него распространяется – «найти и уничтожить». Ну, или хотя бы подальше отстраниться.
А человек – мирянин или клирик, – которому окружающие кажутся лишь системными винтиками, ведет себя в отношении любого, кроме духовника, представителя клира, как раб из Господней притчи. Тот был убежден о своем господине, что-де «Ты жнешь где не сеял…» и ждать, соответственно, от тебя добра не приходится. В разговоре, письме или интернет-комментарии такой человек заранее дерзок, «набычен»(потому что «Весь мир идет на меня войной…») и лаконичен, ведь «кому тут что докажешь – Система…».
Да, система, в том смысле, что – не анархия. И слово «епископ» в этой системе по сути переводится как надзиратель, смотритель. И епископ, как и мирянин, комментирующий действия этого епископа, не всегда застрахован от того, чтобы где-то недосмотреть, а где-то усмотреть лишнее. Только не стоит у клириков или мирян отнимать то, что подарил им Господь – свободную волю и право на личные, а вовсе не корпоративно-системные, ошибки и их исправление, праведность и греховность. А пропорции греховности и праведности меняются в чужой душе порой стремительно и в глубокой тайне от наших праведно-гневных глаз.