Когда у меня было трое маленьких детей, меня, помню, очень вдохновляли модные околопсихологические тексты про то, что трудоголики — это люди с психологическими проблемами, а здоровый человек должен уметь вовремя победить перфекционизм и отпустить ситуацию. Мне, что называется, зашло. И семейные фото того периода очень напоминают полицейские съемки из какой-нибудь социально неблагополучной квартирки: детские колготки сушатся на двери, грязная посуда в три слоя по всем поверхностям, а посреди посуды я — с младшим ребенком, попугайчиком и ноутбуком сижу с умным видом, работу работаю. Я же журналист — я не могу успеть все, какая такая посуда!

Первым звоночком для меня стали дневники рязанского историка Степана Дмитриевича Яхонтова (пока, к сожалению, самиздат, на время попавший к нам от его потомков). Удивительным в них было то, как увлеченно и бодро этот блестящий историк, краевед и преподаватель совмещал столько разных ипостасей: ученую работу в Рязанской архивной комиссии, преподавание в семинарии, женском училище и нескольких гимназиях, редакторскую работу, ученое и светское общение — и активнейшую хозяйственную деятельность по обустройству собственного жилища. Столько там разных хозяйственно-бытовых подробностей, рачительных подсчетов, столько любви к труду вообще, на любом поприще! Это просто поражало. И совершенно не соответствовало моему стереотипному представлению, что «творческая личность» может только думать о высоком, а все остальное — так, мещанство.

Личная эффективность: уроки от предшественников
С.Д. Яхонтов (сидит в центре) с сотрудниками Рязанского областного музея. 1920-е годы

И как-то не видно было в его текстах «психологических проблем». Напротив — удивительно цельный, удивительно трезвый взгляд на себя и окружающую действительность. Взгляд христианина, соблюдавшего тонкий баланс между идеализмом и хозяйственной сметкой. Позже, в годы изъятия церковных ценностей, именно Яхонтов бесстрашно делал все возможное и невозможное, чтобы сохранить хотя бы в рязанском музее как можно больше церковных предметов от разграбления.

Итак, почитав записи Яхонтова, я не могла отвязаться от мысли, насколько же много может успевать простой человек. Степан Дмитриевич был выдающимся ученым, но по сути — простым человеком, типичным для своего времени, одним из многих столь же трудолюбивых, разносторонних и деятельных. Было бы пустым самооправданием списывать достижения подобных людей просто на «невроз», «болезненный перфекционизм» и прочие диагнозы, которыми удобно себя утешать.

В общем, я думала-думала, и пока училась вовремя убирать посуду, заодно сформулировала для себя, что же помогало нашим предкам достигать всего того, чего они достигали.

Если смотреть на мемуары Яхонтова или, например, безумно деятельного художника, исследователя Севера, Александра Борисова, мы, конечно, увидим, что наши предшественники принципиально иначе воспринимали отношения внутри человеческого общества, и вообще — значение общества. Для них понятие общества, общности и «общего блага» были такой же священной коровой, какой для нас сейчас стали «самореализация», «личное развитие» и «личные границы».

Они тоже вроде бы неплохие — эти наши современные понятия, помогающие многое расставить по местам, особенно «границы». Только что же из этого набора делает нас сильнее? Кто в итоге достигает большей самореализации — человек, мечтавший принести пользу и помочь как можно большему числу людей, или человек, только оберегающий личные границы и сосредоточенный на самореализации? Изучаешь биографии и понимаешь — они, мои предшественники. А я, борец с трудоголизмом и за право на «самореализацию», порой по два часа драгоценного времени «реализую» это право, зависая в соцсетях.

Ведь это только поначалу кажется, что цели «найти свое призвание», «понять, чего ты действительно хочешь» и «реализоваться» работают как безотказная мотивация. Если бы! В глубине души человек не может не понимать, что он слишком конечен, чтобы успокоиться, потратив жизнь только на собственные задачи. Или, иначе: собственных задач не так уж много, чтобы ради них как-то слишком активно шевелиться. И только включая в круг личных задач своих ближних и дальних, получается выйти на внутреннюю потребность работать эффективнее и искать этой эффективности. В общем, Пастернак красиво сформулировал нечто похожее. Чтобы художник «не спал», он должен сознавать себя заложником вечности «у времени в плену». А не одиноким атомом, обслуживающим личное время.

А еще в религиозной картине мира, как у Яхонтова и многих его современников, человек воспринимает труд как заповедь от Бога и получает силы (иногда и сверхсилы) от Него же. Это не вполне понятная мысль — сегодня-то много верующих религиозных людей страдают эдакой расслабленностью. Возможно, наш фокус внимания слишком смещен с идеи служения Богу в форме активного созидательного труда только на идею служения Ему в форме отказа от грехов и излишеств.

А ведь труд — это заповедь, которая дана еще до грехопадения. То есть это, получается, изначальная опция, правильная настройка человеческого организма. Мы помним в основном проклятие Адама — «в поте лица есть хлеб» после изгнания из рая. Но ведь и в раю Адам призван был «делать рай и хранить»! Получается, «делать» — это наш талант от рождения, наша врожденная потребность. Причем делать всё, в разных сферах — рай-то был весьма разнообразен.

С этой точки зрения даже труд по дому можно рассматривать как исполнение поручения от Бога — возделывание маленького домашнего полурая. А зарывая талант «делания», отдавая его на откуп лени, остается только коллапсировать, сходить с ума от неустроенности, заниматься самоедством или искать причины в педагогических ошибках родителей да срываться на окружающих.

Наверное, можно еще предположить, что сегодня нам мешает трудиться информационный шум и связанные с ним психические перегрузки. Но если быть предельно честными, шумов хватало в любую эпоху. Многие современники Яхонтова могли преспокойно растратить (и тратили) жизнь на салоны, сплетни, карты и газеты, в которых «зависать» не менее удобно, чем в Сети. Вопрос трудоспособности — это все-таки вопрос мировоззрения и личного выбора, а не условий эпохи.

И нам опасно попадать в ловушку поп-психологии, списывая усердный труд на невроз, компульсивность, болезненный перфекционизм и тому подобное. Да, из чего угодно можно сделать «пунктик», в том числе из порядка в доме, так что ни в какую деятельность не стоит нырять с головой. Но все-таки порядок и труд сами по себе — это здоровое состояние, космос против хаоса.

3
1
Сохранить
Поделиться: