Методика обучения по Монтессори очень популярна. Нам приходит много просьб читателей объяснить, что это такое. В чем ее плюсы и минусы. Самое важное о принципах устройства школ Монтессори мы попросили рассказать человека, который знает эту систему изнутри – Елену Федосову-Гониди, которая в течение семи лет руководила Московской Монтессори школой. А о том, какие моменты нужно тщательно проанализировать, раздумывая о том, приобщать ли своего ребенка к системе Монтессори, рассказал протоиерей Александр Елатомцев, духовника православной школы «Рождество».

На чем основана система Монтессори

Елена ФЕДОСОВА-ГОНИДИ

Если говорить о мировоззренческом основании (а любая педагогическая система такое основание имеет, пускай и не всегда это явно формулирует), то создательница системы, итальянский врач Мария Монтессори (1871–1951) была глубоко верующей католичкой, поэтому, разрабатывая свою методику, исходила из общехристианских принципов.

Они и легли в основу как целей, которые ставит перед собой учитель, работающий по системе Монтессори, так и используемых педагогических методов. Например, учитель не должен осуждать провинившегося ребенка, потому что осуждать можно только дурной поступок, а не того, кто его совершил. И лучший способ исправить — это лично показать добрый пример.

Если же говорить о научных основаниях системы, то Мария Монтессори, как детский врач, работавшая и со здоровыми детьми, и с детьми, имеющими, как сейчас сказали бы, особенности в развитии, на практике применила собственные теории, касающиеся возрастной физиологии, развития головного мозга.

Система Монтессори построена на том, что в своем развитии дети проходят определенные стадии, на которых они наиболее способны к изучению определенных областей знания, к выработке определенных навыков. Мария Монтессори называла эти этапы «сенситивными» (то есть чувствительными) периодами, которые, по сути, становятся «окнами возможностей» для обучения.

Школы Монтессори: как они устроены?
Мария Монтессори в классе во время занятия, 2 ноября 1946 года. Фото из открытых источников

Между прочим, примерно о том же и примерно в то же время писал великий отечественный психолог, психолингвист и дефектолог Лев Семенович Выготский (1896–1934). Он тоже утверждал, что в жизни каждого ребенка есть периоды, в которых самой физиологией созданы оптимальные условия и возможности для развития определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив тот или иной этап, в будущем придется затрачивать немало усилий, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. 

Поэтому программы школ Монтессори базируются на принципе — предлагать ребенку определенные знания именно в тот момент, когда мозг готов к усвоению этих знаний. Например, учить рисовать карандашом, когда рука ребенка уже окрепла и готова держать карандаш после многочисленных занятий с красками, бусинами и мытьем посуды. Конечно, не только в системе Монтессори этот принцип применяется, но, в отличие от многих других, акцент здесь делается не столько на эксклюзивности тех или иных методов и подходов, сколько на их сочетании.

Как работает система Монтессори

Центральное место в системе занимает триада: ребенок, учитель и среда обучения. Начнем со среды. Что это такое? А это прежде всего специальным образом организованная классная комната, где есть разные зоны — для обучения, для игры, для труда.

Мария Монтессори разработала набор объектов, предназначенных для поддержки обучения детей сенсорным понятиям — таким, как размер, цвет, форма и текстура, а также академическим понятиям математики, грамотности, естественных наук, географии и истории. Дети учатся, работая с материалами только на практике, чаще всего индивидуально, а также в парах или небольших группах в течение трехчасового «рабочего цикла», в котором они под руководством учителя выбирают свои собственные действия. Им предоставляется свобода выбирать, над чем они работают, где они работают, с кем они работают и как долго они работают над той или иной конкретной деятельностью. В чем логика? Между детьми не должно возникать соревнование. Поэтому же не существует системы внешних поощрений и наказаний. Но при этом действуют четкие правила, к которым детей приучают с самого начала.

Среда в системе Монтессори — это не только помещение и предметы. Это еще и люди, и отношения между ними. Например, важный принцип системы — разновозрастные детские коллективы. Его цель: позволить детям учиться у других и учиться, помогая другим. Иными словами, младшие тянутся за старшими, а старшие, ощущая ответственность за младших, получают дополнительный стимул к развитию. Таким образом, дети привыкают с самых малых лет к заботе о младших и к уважению старших. Замечу, что разновозрастная среда — наиболее естественна для человека, наиболее оптимальна для его развития, ее используют в разных педагогических системах.

А что же такое учитель в системе Монтессори? Его задача — грамотно провести ребенка через образовательную среду. Учитель внимательно наблюдает за каждым ребенком, ведет дневник, в котором по всем учебным предметам отмечает, был ли представлен материал ребенку, работал ли он над ним, как далеко он продвинулся в изучении концепции и, наконец, усвоил ли он ее. Уделяя приоритетное внимание объективному наблюдению с тщательным ведением записей, учитель лучше узнаёт этого ученика и этот класс. Поэтому он понимает, что нравится этому ребенку, с чем он борется, что знает и чего не знает. Такие наблюдения служат планированию урока.

Школы Монтессори: как они устроены?
Урок в школе Монтессори. Фото из открытых источников

Учителя в Монтессори школе обязательно ведут наблюдение не только за детьми, но и за собой, причем делают это письменно. Между прочим, такая рефлексия — сложный навык, которому специально учат педагогов во время обучения в том или ином филиале Международной ассоциации Монтессори. И этими записями учителя делятся с коллегами, что способствует всестороннему взгляду на конкретного ребенка и на весь класс, а также на себя самих. Благодаря таким записям яснее становится, как следует действовать в каких-то сложных ситуациях, как решать возникающие проблемы. Вновь отмечу, что такая рефлексия применяется не только в Монтессори школах.

В общении с детьми грамотный педагог, прошедший обучение системе Монтессори, не должен позволять себе сравнивать, исправлять или осуждать ребенка. Да, он может быть раздражен, он может быть возмущен поведением детей, но если станет свое возмущение проявлять, то, с точки зрения концепции системы Монтессори, никакой пользы дети от этого не получат, никакого урока не извлекут. Поэтому в Монтессори школе педагогам предписывается действовать иначе: демонстрировать детям то поведение, которому хотят их научить. Это называется «моделированием» — то есть взрослые дают модель поведения в той или иной ситуации, образец. Правильное поведение, то есть, как мы это называем, «социальную компетентность» нужно прививать детям в ранние годы. То есть в три-четыре года, когда это происходит наиболее легко и естественно.

Вот пример: к нам в школу пришел четырехлетний мальчик с более высокими интеллектуальными способностями, чем у среднестатистического ребенка. Он отличался быстрой работой головного мозга, сообразительностью и высокими гуманитарными знаниями. Но весь свой потенциал тратил на манипуляции с другими детьми, на самоутверждение. Моя коллега, опытная Монтессори педагог с 18-летним стажем, выстроила ситуации, в которых ученик стал получать необходимое ему признание — но за выполненную самостоятельную работу, за сотрудничество. Она вовлекала его в практическую жизнь (зона Монтессори класса с заданиями бытового характера), туда, где быстро можно получить результат от своей работы, а не от манипуляции. «Я сделал это сам! Посмотрите!» — слышит наконец педагог долгожданные слова. Наш герой наконец вымыл за всеми посуду, все расставил по местам и идеально вытер кухню. Глаза ребенка наполнены пониманием своего собственного потенциала и значимости.

Еще один важный принцип системы Монтессори: обучение не должно быть утилитарным, то есть не должно быть только средством для достижения некой внешней цели. Оно само по себе ценность, оно для ребенка само по себе должно становиться желанной целью, наградой. Поэтому в школах Монтессори, в отличие от обычных школ, нет системы оценок. Вместо этого педагоги поощряют детские самостоятельные исследования, когда дети сами что-то изучают, сами совершают ошибки и исправляют их, развивая в них искренний, глубокий интерес к тому, чем занимаются. Таким образом у них вырабатывается внутренняя мотивация.

Как убедиться, что это действительно школа Монтессори?

К сожалению, нередко наименование «школа Монтессори» эксплуатируют люди, никакого отношения к этой системе не имеющие, не получившие соответствующего образования и весьма поверхностно представляющие, что это вообще такое. Поэтому, если родители присматриваются к школе или детскому саду, работающим по системе Монтессори, надо выяснить, не имитация ли это.

1. Спросить сертификат

Удостовериться, что перед вами не подделка, а аутентичная школа Монтессори, довольно просто. Любой педагог школьного или дошкольного образования, работающий по системе Монтессори, должен иметь сертификат Международной ассоциации Монтессори (AMI). Штаб-квартира AMI находится в Голландии, а в России эта ассоциация имеет официальное представительство в Санкт-Петербурге. Она проводит обучение педагогов и выдает сертификат. При этом требования довольно жесткие, обучение занимает несколько лет, и далеко не все студенты сдают выпускные экзамены.

Поэтому, если у вас возникают сомнения, требуйте показать диплом. Имейте в виду, что любые другие дипломы, в которых фигурирует слово «Монтессори» — это имитация. Любые другие учебные заведения или курсы, берущиеся обучить работать по системе Монтессори — это подделка.

2. Убедиться, что все обучение построено по системе Марии Монтессори

Методика Монтессори — это целостная система, все элементы которой связаны друг с другом. Невозможно вытащить оттуда один какой-то метод, какой-то педагогический прием, игнорируя все остальное. Поэтому если вы видите рекламу школы или детского сада, которые «применяют элементы методики Монтессори» — имейте в виду, что никакой методики Монтессори там на самом деле нет. Это профанация.

Но школы и детские сады, полноценно работающие по методике Монтессори, в России действительно существуют. Чаще встречаются именно детские сады, но есть и школы, причем некоторые — полного цикла, то есть с первого по одиннадцатые классы.

3. Почитать книги Марии Монтессори и ее научных последователей

Иногда по поводу системы Монтессори можно услышать прямо противоположные суждения. Я советую читать первоисточники — книги Монтессори. Они переведены на русский язык, их несложно найти. Любой, кто действительно хочет понять, что же это за такая педагогическая система, может самостоятельно это сделать.

Например:

  • «Дом ребенка. Опыт научной педагогики»
  • «Дети — другие. Уникальная методика раннего развития»
  • «Помоги мне это сделать самому»

От редакции:

Мы рассказали, как устроены школы Монтессори. Но к нам также часто приходят вопросы о том, как относиться к системе Монтессори и какие моменты нужно тщательно проанализировать, раздумывая о том, приобщать ли своего ребенка к системе Монтессори? Ответ на этот вопрос ищите здесь.

0
0
Сохранить
Поделиться: