О том, в какую школу отдать ребенка, родители задумываются задолго до того, как он дорастает до семи лет. Конечно, всем хочется, чтобы эта школа оказалась самой лучшей, но как ее выбрать? Своими соображениями делится Елена Федосова-Гониди, руководитель культурного центра «Фавор», в прошлом — директор Московской Монтессори школы.

Какую цель ставим?

Каждая мама и каждый папа хотят, чтобы их ребенку повезло со школой, чтобы та оказалась наилучшей из возможных. Но что значит «наилучшая»? Какими критериями мы руководствуемся на самом начальном этапе, еще до изучения конкретных вариантов?

1. В школе, особенно в начальной, огромное значение имеет личность учителя

Это должен быть человек не просто образованный и обладающий педагогическими навыками, но и добрый, внимательный, тактичный, уважающий личность ребенка, готовый искать индивидуальный подход к каждому, не мерящий всех детей одной линейкой. Таких учителей приходится поискать, и потому нередко, выбирая школу, родители хотят отдать ребенка тому учителю, у которого учились сами или у которого учились хорошо знакомые им люди.

2. Не менее важна атмосфера школы, или, иначе говоря, ее философия

То есть каких взглядов на воспитание и вообще на жизнь придерживаются учителя и администрация? Что для них главное в работе? Может быть, высокие учебные результаты, победы учеников на статусных олимпиадах, поступление выпускников в престижные вузы? Или упор делается на развитии творческих способностей? Или на воспитание нравственных принципов? Или на социализацию детей, создание таких детских коллективов, где культивируется взаимоподдержка, уважение, забота, разнообразная совместная деятельность — и, наоборот, купируются те негативные явления, которые часто возникают в детской среде? Или особенность школы — прекрасная работа по профориентации, помогающая детям как можно раньше определиться с будущей профессией? Все перечисленное не противоречит друг другу, но не бывает так, чтобы все это в школе было одинаково важным. Всегда на чем-то делается акцент, и это нормально.

Подумайте, насколько вам, вашей семье близки принципы этой школы? Как они сочетаются с вашими убеждениями и традициями? Бывает ведь так, что сильная школа, успешно готовящая к поступлению в вуз, построена на чуждом для вас мировоззрении. Например, вы воцерковленные православные христиане, а в этой школе обучение и воспитание основано на очень спорных, с вашей точки зрения, идеях. Или наоборот, вы далеки от Церкви, но собираетесь отдать ребенка в православную гимназию, поскольку там, как вы слышали, высокий уровень преподавания и внимательные учителя. Так-то оно так, но получится, что в школе ребенку внушают одно, а дома — совсем другое, и это чревато многими проблемами. Поэтому лучше всего заранее отбросить то, что создало бы и вам, и вашему ребенку мировоззренческий диссонанс.

3. Особенности личности ребенка

Все дети в чем-то похожи друг на друга — но при этом все дети разные. У вашего ребенка могут быть ярко выраженные способности к чему-то — к музыке, к рисованию, к спорту, к математике и так далее. Разумеется, хорошо бы найти ему такую школу, где учителя обратят на них внимание и будут профессионально работать над их развитием. Речь даже не о том, что ребенка следует отдавать именно в «профильную» школу — музыкальную, художественную, спортивную. Пусть это будет общеобразовательная школа, но такая, где творческому развитию детей уделяют серьезное внимание. И на уроках, и во внеурочное время. Кружки, секции, факультативы и так далее.

Но особенности личности могут касаться не только дарований, а психологических характеристик. Насколько ребенок устойчив к разным стрессам, в том числе и к учебным нагрузкам? Не сломается ли он под давлением школы? Легко или тяжело он сходится с другими детьми? Какой класс для него лучше — большой или маленький? Будет ли школа учитывать особенности его здоровья?

То есть мы ставим цель подобрать ребенку такую школу, которая отвечала бы и его особенностям, и вашим жизненным принципам. Школу, которая развивала бы его и социализировала, а не ломала и не приводила к «общему знаменателю».

Как готовим к школе?

Определившись с тем, какого рода школа нужна вашему ребенку, подумайте о том, насколько он вообще к ней готов. Про то, что ребенка следует готовить к школе, написаны тысячи статей и книг, но зачастую родители неправильно понимают, в чем такая подготовка заключается. Многие считают, что чем раньше они научат своего малыша читать и писать, тем лучше. Чем больше он запомнит разных текстов, тем больше пользы. Между тем важно не это — не заученные буквы и стишки. Важно развитие когнитивных навыков, которое в дошкольном возрасте в основном происходит в игре, причем чаще всего в игре подвижной.

Если трехлетний малыш, стоя на табуретке, декламирует стихи Пушкина или пересказывает содержание мультсериала «Щенячий патруль», это еще вовсе не говорит о его готовности учиться. Настоящая готовность означает, что ребенок способен к концентрации внимания, умеет переключаться между задачами, не боится ошибиться, но готов исправлять ошибку, видит причинно-следственные связи, ему интересно осваивать что-то новое, он готов делиться со взрослыми своими открытиями, у ребенка работает мыслительный процесс.

Как всего этого добиться — невозможно ответить кратко, но, бесспорно, основную роль тут должны играть родители. Не детский сад, не мультики, которые взрослые включают ребенку и занимаются своими делами. Нет, главное — это постоянное общение ребенка с родителями.

И заниматься этим надо начинать как можно раньше — еще с младенчества. А вот когда ребенок уже подрос, когда он приблизился к школьному возрасту, тут-то и надо выяснить, насколько он к школе готов. Прежде всего, если он посещает детский сад, нужно поинтересоваться мнением воспитателей — они видят вашего ребенка с тех сторон, с каких не видите вы, поэтому могут что-то важное подсказать. Далее можно обратиться к нейропсихологам, которые тестируют ребенка и в соответствии с результатами подбирают для него оптимальный вариант школы. Даже если вы с их выбором в итоге не согласитесь, эти рекомендации все равно облегчат вам задачу.

Критерии выбора школы

Но вот вы поняли, какой должна быть «идеальная школа» для вашего ребенка, вы убедились, что он готов идти в первый класс. Теперь начинается подбор вариантов. На что обращаем внимание:

1. Логистика

Вы хотите, чтобы ваши дети могли ходить в школу пешком, или готовы совершать длительные утренние путешествия, а потом забирать его? Обратите внимание на то, есть ли в школе послеурочные активности: кружки, секции, студии, где ребенок будет проводить время до вечера. Если такого нет, то забирать его придется в середине дня, что большинству работающих людей неудобно. А если вы заболеете, кто будет возить ребенка в школу?

Но обучение в школе — это не только уроки. Это еще и разные внеклассные занятия — праздники, спектакли, спортивные соревнования, ролевые игры и так далее. Сможете ли вы присутствовать? Для ребенка это очень важно и нужно: это повышает его ощущение востребованности, а потому косвенным образом улучшает и успеваемость.

А если ваш первоклассник — старший ребенок в семье? Его младшие братья и сестры пойдут в ту же школу? Ведь если нет, то придется возить или водить детей одновременно в разные места, что само по себе нетривиальная логистическая задача.

2. Человеческий фактор

Подумайте о том, что ваш ребенок будет учиться в школе не четыре года, а одиннадцать лет. Поэтому важно не только какой у него учитель в начальных классах (предполагаем, что это вы уже выяснили), но и какие учителя станут учить его в средней школе. Помните, что плодотворное обучение строится на доверительных отношениях. Это означает, что хорошие учителя не гневаются, не сравнивают детей друг с другом, не кричат, не цокают языком и не закатывают глаза. Поэтому поинтересуйтесь, кто составляет педагогическую команду школы, что это за люди, какие у них достижения, какие о них отзывы.

А еще подумайте о том, понравится ли вам участвовать в родительском комитете и в общественной деятельности родителей этой школы? Есть ли что-то общее между вашей семьей и семьями других учеников? Вообще, поинтересуйтесь тем, какова в этой школе роль родителей, как и чем они помогают учителям?

3. Своими глазами

Чтобы понять, подходит ли вам эта школа, совершенно недостаточно только изучать информацию в Интернете. Веб-сайт каждой школы наверняка будет выглядеть потрясающе, каждая школа будет создавать у вас впечатление, что она самая эмоционально щадящая или самая академически сильная. Но так ли это на самом деле?

Да, вы могли слышать хвалебные отзывы об этой школе, причем отзывы от знакомых людей, чье мнение значимо для вас. Однако это всего лишь несколько мнений, это, как говорится, нерепрезентативная выборка. Вы же не станете покупать квартиру или дом, положившись только на чьи-то отзывы?

Поэтому обязательно нужно съездить посмотреть школу. Заранее, до того, как вы повезете туда ребенка записываться. Но ехать нужно не просто так, не чтобы снаружи посмотреть на здание, а чтобы пообщаться с администрацией школы и с педагогами. Для того чтобы такое общение прошло конструктивно, следует заранее составить список вопросов и в разговоре не стесняться в этот список заглядывать. Я не берусь составить за родителей такой список, у каждого есть свои значимые моменты, но вот что в нем, на мой взгляд, обязательно должно быть:

  • Какова концепция школы? Что здесь считают главным в обучении и воспитании?
  • Что из себя представляют выпускники? Какие результаты они показывают на ЕГЭ, куда идут учиться и работать, какие качества воспитала в них школа?
  • Каков персонал, какова текучесть кадров? Вообще, это один из самых важных критериев — стабильность педагогического и административного состава школы. Если за последние пять лет тут несколько раз менялся директор, значит, обстановка может быть нездоровой, можно ожидать разных неприятных неожиданностей.
  • Знает ли директор каждого ребенка? Знает ли, как зовут родителей, бабушек и дедушек, знает ли, какие у детей способности, интересы? Понятно, что в случае огромной школы, учебного комбината, это попросту невозможно, но в небольших школах, тем более частных, это очень важный показатель. Надо же понять, насколько директор человек неравнодушный, насколько он думает о детях.
  • Могут ли дети в этой школе развивать свои способности и интересы, не связанные с основными учебными предметами? Допустим, кто-то увлекается робототехникой, кто-то сочиняет стихи и рассказы, кто-то любит фотографировать, у кого-то актерские способности, кто-то хочет стать кинорежиссером и уже пытается снимать фильмы-короткометражки. Есть ли в школе возможность и желание работать с детьми по таким направлениям?
  • Что в этой школе объединяет одноклассников, помимо учебы? У них есть какие-то совместные занятия, проекты, развлечения? Общаются ли они после уроков сами по себе, без педагога-организатора?
  • Что происходит, когда у ребенка возникают проблемы с успеваемостью или дисциплиной? Ему помогают преодолеть трудности? А каким образом? Или от неудобного ребенка пытаются избавиться, чтобы тот не тормозил весь класс?

Очень хорошо, если у родителей есть возможность пообщаться с кем-то из учеников этой школы, спросить их мнение. По тому, насколько охотно дети отвечают на вопросы о школе, можно много понять. Если у них глаза горят, если они взахлеб рассказывают о всяких интересных им моментах, это очень хороший признак. Но конечно, такое общение возможно только со знакомыми детьми, потому что вряд ли ребята станут откровенничать с пришедшими в школу посторонними людьми. Однако, учитывая, что часто о школе родители слышат от своих друзей и знакомых, чьи дети там уже учатся, возможность поговорить все же возникает.

Совместное решение

Семейная жизнь — это ведь не только совместное проживание, не только супружеские отношения, но и совместные дела, совместное принятие решений. Это касается и выбора школы. Очень важно, чтобы оба супруга этим занимались (а так, увы, бывает не всегда, подчас все решает жена и потом ставит мужа перед фактом: ребенок будет учиться там-то и там-то). Да, может сложиться так, что исследование школы делает кто-то один, но потом-то все равно это нужно обсудить в семье и найти общее решение. Кстати, в некоторых школах не принимают детей без общения с обоими родителями, причем в процессе общения те проходят психологическое тестирование.

И конечно, надо понимать, что идеальных школ не бывает, что любое ваше решение, любой ваш окончательный выбор — это в той или иной степени эксперимент. И он является частью родительства!

Для верующих людей тут есть еще один аспект. Все, что составляет нашу жизнь, имеет значение не только для нас, но и для Бога, потому что все наши обстоятельства, даже самые бытовые, самые мелкие, оказывают влияние на наше духовное состояние. Не исключение и проблема выбора школы для ребенка. Поэтому верующий человек будет искренне молиться, чтобы Господь помог ему сделать правильный выбор, помог найти школу, которая лучше всего подойдет ребенку.

0
0
Сохранить
Поделиться: