Счастье по расписанию

Предрождественские каникулы – время раздачи «родительских долгов» и организации «счастливого детства» на полгода вперед. График детского счастья обычно весьма напряженный: 29 декабря – утренник в детском саду или школе, тридцатого – утренник в «развивайке», тридцать первого – салют, первого  – бабушкины пирожки, второго – спектакль в театре кукол, третьего – ледовое шоу, четвертого, пятого и шестого прочие варианты по списку, а потом еще пара «самых-самых» мероприятий на Рождество. Одному взрослому потребить без вреда для психики столько счастья в течение недели трудновато, и дитя как горячий пирожок перекидывают друг другу мобилизованные родственники. Дедушка отвел на каток, сдал бабушке для похода в театр, бабушка доставила маме, у которой билеты на выставку…

Мы, конечно, стремимся дать детям лучшее: счастливое детство, всестороннее развитие и «чтобы было, что вспомнить». Но именно здесь как-то особенно очевидной оказывается фраза о том, что лучшее – враг хорошего. Когда после второго за день утренника у дитя случается истерика и приступ агрессии, после третьего – бессонница и боязнь темноты, а начало Святок совпадает с отъездом в инфекционную больницу – эту фразу невозможно не вспомнить.

Но даже когда старательно и щедро организованное детское «счастье» оборачивается к родителям такой парадоксальной стороной, взглянуть серьезно на причины бывает очень сложно. Начинается поиск каких-то случайных причин: у чада истерика – совсем, значит, неблагодарный «заелся», простуда – дедушка шарфик забыл повязать, отсутствие интереса к чему-либо – сценаристы новогодних шоу бесталанные попались, за что деньги платим!

Счастье по расписанию

И очень трудно внутренне согласиться с тем, что потребности ребенка в развлечениях и новых впечатлениях разительно скромнее наших родительских амбиций. А все, что эти потребности превосходит – не просто «не усваивается», а действует прямо противоположно задуманному: притупляет восприятие, порождает усталость, раздражительность, убивает любознательность и просто подрывает здоровье.

В норме, ребенку четырех-пяти лет нужно несколько дней на усвоение впечатлений от утренника или спектакля. Если ребенок не устал, не перегружен эмоциями и событиями, он еще неделю с интересом будет задавать вопросы, уточнять недопонятое, потом наверняка захочет сам проиграть увиденный сюжет, нарисовать или построить замок «как в той сказке», нарядиться Дедом Морозом, собрать и раздать мешок с подарками, спеть «как та белочка». А отдельные яркие моменты запомнятся на всю жизнь. Это показатель того, что мероприятие пошло ребенку впрок, «усвоилось», порадовало и действительно оказало развивающее воздействие. А родители, напротив, начинают суетиться: «До сих пор белочку вспоминает, бедненький, совсем мы детке праздников не устраиваем, новых впечатлений не дарим…».

Но когда в голове винегрет из снегурочек, мышек, щелкунчиков и спайдерменов – речь уже не о развитии, а о скором обращении к невропатологу из-за патологической тревожности, агрессивности и ночных страхов.

А эксперименты по «выводу в свет» детей младше четырех (или хотя бы трех) лет – это и вовсе бессмысленная жестокость. Большую часть душевных сил такие дети тратят не на восприятие спектакля, а на привыкание к новой и, между прочим, пугающей обстановке. Моя трехлетняя дочь до сих пор вспоминает, какая на детском празднике, куда полгода назад пришлось вести ее за компанию со старшей сестрой, была «страшная лошадка», из-за которой весь праздник чадо просидело на руках, уткнувшись в маму. А на взрослый взгляд «лошадка» – вполне милый актер в плюшевом костюме и даже с подарками.

Многим кажется: ничего, привыкнет, надо специально чаще выводить. А ничего подобного! Привыкнет, да «не тем боком». Привыкнет ребенок внутренне отгораживаться от впечатлений, в целях самозащиты не обращать на них внимания – ровно до тех самых пор, пока возраст не позволит ему сказать: «Ну все, хватит с меня! Идите сами в свой театр!». А в школе на таких детей будут роптать учителя: «Им абсолютно ничего не интересно…».

Кроме психологических проблем, у чрезмерной перегрузки «счастьем» есть и очевидные духовные последствия: ребенок теряет умение благодарить, а также радоваться и находить повод для радости в чем-то менее эффектном, чем лазерное шоу с тиграми, акробатами и фейерверком.

Но что мешает нам заменить третий по счету поход в театр семейной прогулкой в ближайшем парке, а посещение цирка в разгар эпидемии гриппа – игрой с папой в «морской бой»? Думается, тут несколько причин, и они, если копнуть глубже, не всегда сопряжены с заботой о счастливом детстве.

Кого-то из родителей слишком смущает помысел «а мой чем хуже?», когда соседка в песочнице рассказывает взахлеб о трех кинотеатрах, двух театральных постановках и детской дискотеке, которые соседкин сын посетил в течение недели. Тут чадо становится заложником родительского тщеславия. Кто-то боится признаться самому себе в том, что организация веселого детства – это просто способ отдохнуть от ребенка, пока бабушки, дедушки и тети возят его по разным частям города. Банально «сбагрить» детей и отправиться по своим делам – это все-таки неприятно для совести, а здесь родительская свобода очень удобно совмещается с мыслями: «Я забочусь о его развитии». Кого-то подстегивает чувство вины и желание как-то наверстать те многочисленные вечера, которые дети проводят в своей комнате, так и не добившись от мамы чтения книжки...

Думается, если попробовать во время каникул разобраться с истинными причинами «вечного праздника», которым мы изматываем психику детей, мы сможем организовать для них и настоящий праздник: семейный ужин, коллективное изготовление подарков, строительство с папой ледяной горки в ближайшем дворе, поход в храм с последующей прогулкой… Ну, и пара спектаклей для «очистки совести» и уверенности в нашей родительской полноценности в этом случае не окажется для малышей чрезмерной нагрузкой.

2
0
Сохранить
Поделиться: