Вопрос читателя:

Как исправить/повысить самоценность, сформировать адекватную самооценку? Как научить и научиться не бояться «проявляться»?

Ответ психолога:

Глеб ТКАЧЕНКО

психолог, психотерапевт

В письме вы пишете о трех разных психологических конструктах: самоценности, самооценке и самовыражении. Давайте разберемся с каждым из них.

Самоценность — это осознание человеком своей ценности вне зависимости от состояния и внешних обстоятельств. В норме она закладывается еще в раннем детстве, когда через слова и поступки родителей ребенок осознает: «Я важен, я имею ценность». Это весьма устойчивое чувство, которое помогает ребенку проходить даже через сложные периоды жизни. Но иногда из-за особенностей воспитания или жизненных трудностей вера в себя либо не формируется, либо в какой-то момент подрывается.

Для того чтобы вернуть самоценность, часто применяется работа с «внутренним ребенком» — той детской частью личности, которая есть в каждом из нас. Дело в том, что отношение матери к ребенку в норме должно обладать крайне важной характеристикой: безусловностью. Это означает, что вне зависимости от поведения, состояния, внешнего вида и прочих факторов мама любит ребенка. Ей не нужны какие-либо условия для этого, потому что это данность. И если ребенок усваивает эту безусловную любовь, то он несет ее в своем сердце во взрослую жизнь, несмотря ни на что. Если по какой-то причине он этой любви не получил, то он сам может дать ее своей детской части. Порой достаточно просто представить себя в раннем возрасте и сказать своей детской версии то, что она хочет услышать: слова любви и поддержки, что ее принимают и не будут обвинять, что ее никогда не отвергнут. Но такой формат самоподдержки может оказаться неэффективным, если в основе отсутствия самоценности лежит психологическая травма. В таком случае нужна более глубокая психологическая работа, направленная на поиск этой травмы и ее исцеления.

Самооценка — это субъективная оценка человеком собственных действий, качеств, мыслей, чувств и прочих своих проявлений. В отличие от самоценности, самооценка может быть адекватной или неадекватной. В данном случае адекватность — это соответствие субъективной оценки объективной действительности. Простыми словами — это насколько ваше представление о себе правдиво. Неадекватная самооценка может быть заниженной или завышенной. Как и все психические функции, самооценка формируется у ребенка в детстве при общении со взрослыми. Пока он маленький, он не умеет оценивать свои качества и поступки, так что этим занимаются его родители. Слушая их слова, он постепенно усваивает, как надо относиться к тем или иным своим проявлениям. Если ребенка захваливают, восхищаются всем, что он делает, поощряют во всем и всегда, то есть риск, что у ребенка сформируется завышенная самооценка. На первый взгляд может показаться, что это неплохо, но на практике такие дети часто испытывают сильнейшую боль и разочарование, когда сталкиваются с действительностью. Если же родители постоянно принижают достижения ребенка, дают его поступкам и качествам негативную или низкую оценку, то ребенок это усвоит. И тогда его оценка будет заниженной, даже если объективно он во многом успешен. Не менее важную роль на формирование самооценки оказывает школьная среда, так как в подростковом возрасте оценка сверстников для ребенка намного важнее, чем мнение взрослых. И их негативно отношение он так же может усвоить в качестве внутреннего отношения к самому себе.

Для того чтобы сформировать адекватную самооценку, часто необходимо работать с детской частью, так как именно она является изначальным объектом оценки окружающих. Если ребенку все детство говорили, что он отвратительно поет, эта оценка может сохраниться в его душе на долгие годы, и уже во взрослом возрасте он не будет даже пытаться развивать свои вокальные данные. И без избавления от этих застрявших в психике слов тут не обойтись. Существуют также различные групповые тренинги, где человек может получить обратную связь от остальных участников относительно того, насколько он адекватно себя воспринимает. Вообще, в психологии много подходов, и в каждом из них есть свои методы для выработки самооценки. Важно найти то, что подойдет именно вам.

Страх самовыражения также формируется в детстве. Как правило, в его основе лежат ситуации, когда ребенок за проявление себя получал наказание от родителей, насмешки от учителя или одноклассников, передразнивания и оскорбления от сверстников. В целом эта проблема довольно тесно связана с самоценностью и самооценкой, поэтому и направление психологической работы будет очень похожим.

Сформировать или исправить самоценность, самооценку или самовыражение без психолога чаще всего очень сложно. Как минимум потому, что сама функция оценки своей личности изначально повреждена, поэтому обозначить отправную точку для работы и желаемый конечный результат чаще всего не представляется возможным. Человеку нужен кто-то, кто сможет дать ему непредвзятую и честную обратную связь. Кроме того, человеку нужно помочь избавиться от внутренних запретов и вернуть себе право на полноценную и творческую жизнь. Психолог на эту роль подходит лучше всего.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
2
Сохранить
Поделиться: