Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Земная проповедь Господа Иисуса Христа продолжалась три с половиной года, и почти всë это время Он был окружен людьми. Ему с учениками некогда было ни поесть толком, ни поспать, рассказывает Евангелие.

Но в последние часы с Христом остались лишь пять человек. Двое стояли у Креста — Божия Матерь и Иоанн, «ученик, которого любил Иисус». Один — сотник Лонгин — издали наблюдал за казнью: он руководил действиями солдат и отвечал за порядок. И еще двое были распяты по обе стороны от Иисуса. Причем, в отличие от Него, наказание они заслужили. Это были разбойники. Как и предсказал за 700 лет до этого пророк Исайя, Иисус, завершая свой земной путь, к злодеям причтен был (Ис 53:12).

О том, что Спаситель был распят посреди двух других осужденных, сообщают все евангелисты. Матфей и Марк уточняют, что эти двое злословили Иисуса. А вот Лука рассказывает и кое-что еще.

Один из двух разбойников вдруг стал стыдить другого, говоря: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. А затем обратился к самому Иисусу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И услышал в ответ: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:40–43).

По вере Церкви, этот разбойник оказался первым, кто вошел в рай. Его слова: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, мы слышим в начале чина изобразительных (одна из служб дневного круга, совершающаяся в церкви Великим постом).

Кто были эти разбойники, как их звали и за что именно приговорили к самой жестокой из всех возможных казней? Точно неизвестно. Хотя существуют апокрифические сказания (не включенные Церковью в корпус канонических текстов, но принятые, если можно так сказать, к сведению) о том, что именно эти два разбойника встретились Святому семейству — праведному Иосифу и Богородице с Младенцем Христом — еще во время их бегства из Иудеи в Египет.

О самом бегстве мы знаем из Евангелия. Царь Ирод встревожился появлением в Иерусалиме волхвов, пришедших поклониться недавно родившемуся Царю Иудейскому, и отправил в Вифлеем (где по пророчеству и должен был родиться этот Царь) солдат с повелением уничтожить всех мальчиков до двух лет.

А тем временем Иосиф, Богородица и маленький Иисус, предупрежденные Ангелом, держали путь в Египет. Вот во время этого пути, если верить одному из апокрифов, на них и напали разбойники. Но один из них уговорил товарищей не причинять путникам вреда. Тогда Младенец будто бы произнес, обратившись к Деве Марии: «Распнут, о Мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошуюю — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Разбойники, распятые рядом со Христом: два пути
Благоразумный разбойник на дьяконской двери иконостаса. Москва. 1560

Другие два сказания сообщают, что по пути в Египет Богородица вскормила чужого младенца — разбойничьего сына. Он-то, став взрослым, и принес покаяние на кресте.

Соответствуют ли эти истории действительности или нет, они никак не отменяют значимости того события, о котором рассказывает евангелист Лука. Перемена в благоразумном разбойнике произошла внезапно и без всякой внешней причины. Все проходившие мимо насмехались над Иисусом, а этот человек, едва ли склонный к сентиментальности, вдруг увидел в Нем безвинного Страдальца — и Бога…

Разбойник и сам терпел страшные физические мучения, но сознавал, что ему не осталось ничего, кроме нескольких часов страданий и смерти. Удивительно, что в эти последние мгновения земной жизни ему хватило силы духа сосредоточиться не на себе, а на Другом. На Пригвожденном к соседнему Кресту. Неожиданно он увидел гигантскую пропасть между собой, совершившим в жизни множество страшных и беззаконных дел, — и Тем, кто нес такое же наказание без всякой вины.

Конечно, ни о каком Царстве Божием разбойник не помышлял, поэтому и попросил умиравшего рядом Праведника о самой малости: хотя бы вздохнуть о нем в этом Царстве.

А получил — спасение. Ведь Тот, к Кому он обратился с просьбой, был Самим Богом.

Оказывается, до последнего вздоха у человека остается возможность искреннего покаяния и спасения, каким бы пропащим грешником он ни был. И с другой стороны, — даже перед лицом смерти душа человека может остаться глухой и слепой и не увидеть Бога, хотя бы Он был совсем рядом…

| Читайте также:

«Разбойника благоразумнаго». Песнопение. Текст, перевод

2
20
Сохранить
Поделиться: