Несмотря на то, что сегодня в храмах все чаще встречаются двух- и трехъярусные иконостасы, не стоит забывать и о совсем уникальном явлении русского православия - четырех- и даже пятиярусных алтарных преградах, считает руководитель творческих мастерских «Царьград», иконописец Дмитрий Трофимов.

Рассказывая в «Фоме» об истории появления иконостасов на Руси, Дмитрий Трофимов напоминает, что они прошли путь «от византийского темплона - невысокой мраморной ограды - до пятиярусной алтарной преграды», что, по его словам, «исключительно русское явление с глубокой богословской основой».

Отмечая, что сегодня в России чаще всего в храмах делают двух- и трехъярусные иконостасы, он считает, что не стоит забывать и про еще два ряда – четвертый и пятый.

«Пятый, верхний ряд - праотеческий. Кто такие праотцы? Это ветхозаветные праведники до получения Закона: Адам, Авель, Авраам и другие, имевшие знание о Боге. Поэтому они движутся к Нему: замкóвой, то есть центральной, иконой праотеческого ряда является образ Троицы», - говорит иконописец.

Четвертый ряд, напоминает он, посвящен пророкам, поэтому в этом ряду «мы обязательно увидим Моисея, Давида и Соломона, авторов пророческих книг, а также и других праведников, связанных со Христом».

Замковой иконой пророческого ряда, по словам Дмитрия Трофимова, является образ Богородицы «Знамение», который «наиболее полно выражает идею Боговоплощения».

По словам руководителя творческих мастерских «Царьград», сегодня есть несколько причин упрощения иконостаса – «стремление к литургическому объединению клира и мирян, приближение алтаря к молящимся, а порой и экономический фактор».

В тоже время, по его словам, «изображения праотцев и пророков не покидают храмы совсем, сохраняясь в росписях».

Читайте также:

Каким должен быть иконостас в храме?

Иконостас. Инфографика

Один день в мастерской «Палехский иконостас». Фоторепортаж

Каким должен быть иконостас?

Как правильно устроить домашний иконостас?

 

Фото Владимира Ештокина/Журнал "Фома"

0
0
Сохранить
Поделиться: