Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

trofimov_s-273x300Иконостас на Руси прошел путь от византийского темплона — невысокой мраморной ограды — до пятиярусной алтарной преграды. Это исключительно русское явление с глубокой богословской основой.

Сегодня в России часто устраивают двух- и трёхрядные иконостасы, на манер греческих. Так что хочется рассказать, какие ряды становятся менее востребованными в церкви.
Иконостас читают сверху вниз, от Креста до Царских врат. Он изображает Церковь в её временном и вечном измерениях. Это история человечества от Адама до Нового Адама, указание на путь к спасению и, конечно, связь Ветхого и Нового Завета.

Пятый, верхний ряд — праотеческий. Кто такие праотцы? Это ветхозаветные праведники до получения Закона: Адам, Авель, Авраам и другие, имевшие знание о Боге. Поэтому они движутся к Нему: замкóвой, то есть центральной, иконой праотеческого ряда является образ Троицы.
Четвертый чин — пророческий. Здесь мы обязательно увидим Моисея, Давида и Соломона, авторов пророческих книг, а также и других праведников, связанных со Христом. Все они, получившие Закон, возвещали о грядущем спасении. Пророки указывали на Воплощение, Рождение Спасителя от Пречистой Девы. Вспомним Исаию: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14).

Потому замковая икона пророческого ряда — «Знамение». Этот образ Богородицы, с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на лоне, наиболее полно выражает идею Боговоплощения. Если образы пророков ростовые, то в центре помещают Богоматерь с Младенцем на престоле. В руках пророки держат свитки с изречениями. Например, у Гедеона такое пророчество: Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне… (Суд 6:37).

Сегодня есть несколько причин, по которым упрощают иконостас: стремление к литургическому объединению клира и мирян, приближение алтаря к молящимся, а порой и экономический фактор. Хотя изображения праотцев и пророков не покидают храмы совсем, сохраняясь в росписях.

 

На заставке: Аарон, Гедеон, Иезекия. XVI век, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

1
0
Сохранить
Поделиться: