Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов»
Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов»

Прежде чем говорить о том, каким должен быть иконостас, напомню, что древние службы проходили вообще без иконостаса. Престол стоял по центру храма, и богослужение шло вокруг него. Традиция иконостасов появилась позднее. Сначала потребовалось сделать ограду, чтобы люди просто не отвлекали священников во время службы. Затем эта преграда получила символическое значение. Здесь мир, а там — внутри алтаря — рай. В конечном итоге возник высокий многоярусный глухой иконостас, который стал полностью отделять священников от молящихся. Что после этого произошло? Когда люди были воцерковлены из поколения в поколение, это не создавало проблемы, но в наше время, когда несколько поколений людей не имели возможности молиться в храме, происходит следующее: как только Царские врата закрываются, в храме даже иногда начинается «клуб по интересам».

Люди начинают переговариваться, ходить по храму и т. д. Прекращается их участие в богослужении. Люди не знают, что в этот момент происходит в алтаре. Поэтому теперь во время строительства храма я стремлюсь к тому, чтобы не делать глухих преград. Мы либо строим низкие иконостасы, либо делаем их с большим количеством просветов. Это нужно для того, чтобы во время Литургии в храме возникало единое пространство, чтобы люди участвовали в службе и понимали, что сейчас происходит.

0
0
Сохранить
Поделиться: