Прежде чем говорить о том, каким должен быть иконостас, напомню, что древние службы проходили вообще без иконостаса. Престол стоял по центру храма, и богослужение шло вокруг него. Традиция иконостасов появилась позднее. Сначала потребовалось сделать ограду, чтобы люди просто не отвлекали священников во время службы. Затем эта преграда получила символическое значение. Здесь мир, а там — внутри алтаря — рай. В конечном итоге возник высокий многоярусный глухой иконостас, который стал полностью отделять священников от молящихся. Что после этого произошло? Когда люди были воцерковлены из поколения в поколение, это не создавало проблемы, но в наше время, когда несколько поколений людей не имели возможности молиться в храме, происходит следующее: как только Царские врата закрываются, в храме даже иногда начинается «клуб по интересам».
Люди начинают переговариваться, ходить по храму и т. д. Прекращается их участие в богослужении. Люди не знают, что в этот момент происходит в алтаре. Поэтому теперь во время строительства храма я стремлюсь к тому, чтобы не делать глухих преград. Мы либо строим низкие иконостасы, либо делаем их с большим количеством просветов. Это нужно для того, чтобы во время Литургии в храме возникало единое пространство, чтобы люди участвовали в службе и понимали, что сейчас происходит.