Профилактика буллинга в школе – Православный журнал «Фома»
Профилактика буллинга в школе
Photo by Annie Spratt on Unsplash

Профилактика буллинга в школе

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Мы уже писали, что нужно делать родителям и учителям, чтобы справиться со школьным буллингом. Но что делать, пока никакой травли еще нет, чтобы она никогда и не возникла? Иначе говоря, какая тут нужна профилактика?
Вопрос этот распадается на два. Во-первых, что нужно делать родителям, чтобы их дети не стали ни жертвами, ни участниками буллинга. Во-вторых, какие меры нужно принять в школе, чтобы предотвратить травлю. 

Что делать родителям? Взгляд психолога

Глеб Ткаченко, педагог-психолог, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».

Какими бы уникальными не были ситуации школьного буллинга, в каждой из них обязательно происходит нарушение личных границ. 

Границы формируются на протяжении всего детства ребенка. Их главная функция — разделение мира на две части: «я» и «другие». Это необходимо для того, чтобы он мог осознавать, где заканчиваются его собственные потребности, чувства и ответственность и начинаются чужие. Взрослым может показаться, что это несложно, однако далеко не каждый из нас с этой задачей справляется. Что уж говорить о детях, которые только учатся понимать себя. 

Участники буллинга делятся на несколько категорий. Давайте рассмотрим их с точки зрения нарушения личных границ. 

Ребенок-жертва 

Он угрюмо сидит на задней парте, забросанной бумажками. В испачканной мелом одежде и с не менее испачканной душой. И рад бы дать отпор, но для этого он слишком слаб. Его личностные границы недостаточно прочны, и он позволяет одноклассникам задирать себя. А самое страшное в том, что он начинает верить их словам. Ведь нарушение границ — это не только физический процесс, когда кто-то взял твой рюкзак, толкнул и так далее. 

Куда серьезнее то, что происходит внутри. Из-за того, что ребенок не в состоянии провести четкую линию между собой и другими, он принимает в свой внутренний мир то, что они говорят. После первого унижения он будет пытаться спорить. После десятого — согласится с его справедливостью. А после пятидесятого — будет сам себя унижать без посторонней помощи. Лежать в слезах и думать: «Боже, какое же я ничтожество». 

Но это не его собственные мысли. Не в силах противостоять толпе, он присоединяется к их словам и подтверждает: «Да, я действительно убогое создание, над которым можно издеваться». 

Ребенок-зачинщик

А вот зачинщики и преследователи. Обычно ходят небольшой группой и выжидают момента, когда можно будет повеселиться. По заверениям учителей и родителей, они довольно милые. Прилично одеты, прилежно делают уроки и не особо мешают взрослым. Но жертва их видит по-другому: злые, жестокие и несправедливые. 

И их границы тоже, как ни странно, нарушены. Ведь между «я» и «другие» они выбирают только первое. Они не видят чужой боли и чужих страданий. Зачастую те, кто травил кого-то в детстве, будучи взрослыми, искренне признаются, что не понимали, насколько это неправильно. Другие для них не личности, которым может быть больно, страшно, стыдно. 

И далеко не всегда позиция преследователя — это осознанный выбор. Часто они просто не видят в другом человека. 

Ребенок-наблюдатель

А вот и третья часть этого процесса, самая большая — наблюдатели. О, это самое интересное. Не участвующие, но хихикающие в ладошку, или же просто равнодушно игнорирующие, или же сохраняющие нейтралитет, но самое главное — молча наблюдающие. Сами того не зная, они подпитывают процесс травли. Ведь они — зрители. А травля — это шоу. Все роли розданы, на сцене разворачиваются драматичные события, но кто-то должен сидеть в зале. Иначе — неинтересно. При этом совесть их может быть кристально чиста: а что, они же никого не обижают. Но без них не проходит ни один спектакль. Чаще всего, встретившись с жертвой наедине, преследователи молча проходят мимо. Но вот что начинается на публике — совсем другая история. 

У наблюдателей границы тоже нарушены. Они не могут присоединиться к преследователям, потому что они не жестоки. Они не хотят защищать жертву, чтобы самим не стать объектами насмешек. Они не могут полностью отстраниться, потому что это все происходит на их глазах и привлекает внимание. 

Как помочь ребенку сформировать свое «я»

Теперь же, когда мы знакомы со всеми участниками, перейдем к вопросу о профилактике. 

Границы ребенка формируются в семье. Изначально он мало что о себе знает, и родители помогают ему узнать больше. В самом раннем возрасте это наиболее очевидно. Когда ребенку объясняют, что вот это у тебя рука, это у тебя нога, это голова. Он и без этой информации был обладателем частей тела, но включить их в целостный образ себя он может только благодаря родителям, которые дают им название. 

Внутренний мир ребенка так же нуждается в родительском внимании. Ребенок не узнáет, что он может пробовать и не бояться ошибиться, если родители не дадут ему этого понять. Он не узнáет, что можно выражать свои чувства, что можно опираться на свои желания, что можно отстаивать свои права. Вернее, может, и узнáет, но это будет очень болезненный и долгий путь. 

Родитель помогает ребенку формировать свое «я». В зависимости от того, что ребенок слышит о себе от родителей, он строит представление о том, кто он такой. Если дома ребенка называют неудачником, то, услышав это в школе от одноклассников, он не узнает ничего нового. Просто теперь школа подтвердила слова мамы и папы. 

Но если на протяжении всего детства ему говорят, что верят в него, что он со всем справится, что он может выражать чувства и не бояться получить за это подзатыльник, то он растет. И в момент попытки травли у него будет сформированное «я», и другие не смогут навязать ему свое мнение. Потому что в том месте, куда обидчики раз за разом пытаются подсунуть идею о том, что он ничтожество, место уже занято словами родительской любви. И кроме того: как можно отстаивать свое «я», если ты толком о нем не знаешь? И это важная задача родителей — познакомить ребенка с самим собой. 

Как увидеть чужие границы

Это лишь одна сторона вопроса. А другая состоит в том, чтобы точно так же познакомить ребенка с «другими». Научить его уважать чужое достоинство, не смеяться над недостатками, не обсуждать за спиной. Конечно, одни слова здесь бессильны: важен пример. Если родители позволяют себе при ребенке о ком-то сплетничать, то половину пути по превращению своего чада в зачинщика травли они уже проделали. Ребенок должен слышать и видеть, что другие люди, как и он сам, имеют право на любовь и уважение. 

Кроме того, необходимо соблюдать баланс между контролем и свободой. Ребенок, который живет в атмосфере вседозволенности, не менее обделен любовью, чем тот, кому все запрещено. Ведь когда можно все — это, с точки зрения ребенка, означает, что родителям он безразличен. Давать свободу и выстраивать ограничения — вот задача родителя. Ребенок без ограничений будет нарушать чужие границы. Ребенок без свободы будет позволять нарушать свои. 

До тех пор пока ребенок не научился защищать свои границы, эта функция ложится на плечи родителей и учителей. Ребенок должен знать, что он не один. Что он всегда может рассказать своим родителем или учителю и что это будет услышано. Об этом должны знать и потенциальные обидчики. У них есть излюбленный прием: убедить жертву в том, что жаловаться — это позорно или опасно. Задача родителей в том, чтобы дать ребенку понять: жаловаться — это нормально, и мы всегда придем к тебе на помощь. 

Что делать учителям? Взгляд педагога

Алексей Воробьев, учитель истории в московской школе № 814

Алексей ВОРОБЬЕВ

О школьной травле сейчас очень много говорят и пишут, и оттого создается ощущение, будто с каждым годом ее все больше и больше. На мой взгляд, больше стало не самих случаев буллинга, а информации о них и жарких обсуждений в соцсетях. Разумеется, я не владею статистикой (да и есть ли тут какая-то статистика?), а просто основываюсь на своем жизненном и учительском опыте. 

Если сравнивать школу (обычную муниципальную), в которой я работаю уже более десяти лет, с теми школами, где я учился в 90-е годы, то сейчас обстановка заметно лучше. Во-первых, это общее смягчение нравов, во-вторых, родители гораздо больше вовлечены в школьную жизнь, а в-третьих, учителя внимательнее к тому, что происходит в стенах школы. Видимо, поэтому и травли стало меньше.

Но все же она есть, это такая болезнь, которая никогда не может быть излечена полностью и окончательно. Что же следует делать учителям, чтобы травля не возникала? И что делать, если она все же возникла? Когда мы говорим о профилактике, то давайте честно признаем: обычно профилактикой занимаются тогда, когда уже были какие-то случаи, были тревожные звоночки, и вот чтобы не повторилось, педагоги принимают какие-то меры. 

А какие?

Следи за собой, будь осторожен!

Крайне важно не оказаться, пусть и невольно, инициатором травли. А такое иногда случается. Учитель отчитывает ученика на уроке, перед всем классом. Делает это эффектно, мастерски иронизируя. И какая-нибудь его шуточка, фразочка способна стать катализатором травли. Учитель сам может не понять, как его слова воспримут дети, а они, вполне вероятно, воспримут их как команду «фас!». Поэтому нужно всегда уважительно относиться ко всем своим ученикам, не позорить их перед другими детьми, десять раз подумать, чем может обернуться невинная, казалось бы, шутка. 

Учитель своим поведением, своим отношением к детям задает формат, стиль школьной коммуникации. И если дети уважают этого учителя, то с большей вероятностью станут по отношению друг к другу держать себя в неких рамках.

Гляди вокруг!

Сейчас в школах дежурные учителя наблюдают за порядком в коридорах и рекреациях. Травля, как известно, любит укромные уголки, закутки, другие непросматриваемые пространства. Для того чтобы таких пространств не было, нужно добросовестно дежурить. Понятно, что это не дает стопроцентной гарантии (дежурный учитель заметит и прекратит драку, громкие оскорбления — но он же не может подслушивать все разговоры всех детей). Однако уже сам факт, что рядом находится неравнодушный взрослый, охлаждает энтузиазм обидчиков.

Создавай правильную среду

Самое главное и самое сложное: создавать в детском сообществе конструктивное взаимодействие. То есть сделать так, чтобы у ребенка или подростка была возможность повысить свой авторитет и привлечь к себе внимание не за счет унижения беззащитных, а в каких-то позитивных делах, будь то спорт, исследовательская работа, творчество, туризм и так далее. Это же относится и к потенциальным жертвам травли: у них должна быть возможность проявить свои лучшие стороны, раскрыть свои способности. Таким детям нужно создавать ситуацию успеха.

Называй вещи своими именами

Травля — это серьезно, это большая беда для всех, кто в нее втянут: и для жертв, и для преследователей. Это не просто конфликт, не просто «натянутые отношения». И с детьми нужно об этом говорить.

Вопрос — как. Иногда такие беседы, особенно проведенные для галочки, становятся профанацией. Например, когда учитель читает мораль на классном часе, а у детей все мысли о том, скорее бы эта нудятина закончилась.

Но ведь можно это делать по-умному. В педагогике есть такой прием, метод параллельного воздействия. Это когда напрямую ребенка не обвиняют, не поучают, а просто в его присутствии (зная, что он услышит) обсуждают аналогичные ситуации с другими людьми. Какие-то истории из СМИ, из Интернета, из рассказов знакомых... И вот такое дети гораздо охотнее воспринимают, потому что тут им не надо уже вставать в защитную позу и оправдываться либо огрызаться. Речь ведь вроде не о них. 

Полезно иногда (но не часто, чтобы не выглядело навязчивым) совместно смотреть какие-нибудь фильмы на эту тему (вроде того же «Чучела») и потом обсуждать. Или не фильмы, а какие-нибудь подростковые книги, где звучит тема буллинга. Их много.

В таких обсуждениях, кстати, есть смысл давать не только моральную оценку травле, но и взглянуть на нее с точки зрения закона, поговорить о правовых последствиях. Это тоже иногда может остудить чьи-то распаленные страсти.

А если травля уже идет?

Если учитель видит начинающуюся травлю или узнаёт о ней от тех ребят, которых такая обстановка в классе не устраивает, нужно начинать действовать: 

1. Обсудить ситуацию с зачинщиками, причем говорить твердо, четко называя все своими именами (но при этом не позволяя себе ни излишних эмоций, ни оскорбительных выражений).

2. Если учитель лишь ведет уроки в этом классе, у этих детей, то надо обратиться в первую очередь к их классному руководителю. Классный руководитель, которого эта ситуация касается уже напрямую, обратится к школьному психологу и, конечно, к родителям. Но общаться с родителями лучше вместе с коллегами, чтобы, во-первых, было видно единство школьных педагогов в этом вопросе, а во-вторых, чтобы не дать повода к несправедливым обвинениям (бывает, что родители зачинщиков, вступаясь за свою кровиночку, ведут себя неадекватно).

* * *

Ситуаций разных может быть очень много, у каждой свои особенности, единой, и притом идеально работающей схемы не существует. Но есть общий принцип: травля питается равнодушием. Равнодушием наблюдающих за нею детей, равнодушием проходящих мимо взрослых. Там, где равнодушия нет, где травля вызывает возмущение, там находятся способы ее прекратить.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (13 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
10 декабря 2021
Поделиться: