Во время богослужения мы часто слышим: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Но ведь еще апостол Павел ясно сказал: только Бог есть Спаситель всех человеков (1 Тим 4:10). Как тогда быть с этой молитвой к Богородице? Может ли христианин обращаться к Ней с просьбой о спасении?

Спасителем в точном смысле этого слова христиане считают только Сына Божия Иисуса Христа, и это не подлежит никакому сомнению. Когда иудейские начальники схватили апостолов Петра и Иоанна и призвали их к ответу: какой силою те исцелили нищего хромца, просившего милостыню у храма, Петр сказал: человек этот исцелен именем Иисуса Христа, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:11–12). Впоследствии о том же самом много писал и апостол Павел.

Но слово «спасение» многозначное, говорить о спасении можно в разных смыслах. И, обращаясь с мольбой о спасении к Богородице, христиане имеют в виду не то же самое, что они вкладывают в понятие спасения, которое принес всем человекам, а наипаче верным, Господь.

Тезис 1.

Христос спас людей от власти дьявола, греха и смерти.

Так в общем виде формулируется понятие спасения в христианском вероучении.

Христиане исходят из того, что всякий человек с рождения уязвим для дьявола и предрасположен к греховным мыслям и поступкам — не в силу своей личной испорченности, а просто по факту принадлежности к человеческому роду. Ведь все люди в конечном счете происходят от Адама и Евы и унаследовали от них как от прародителей — на генетическом, можно сказать, уровне — некоторые свойства, которые христиане считают следами повреждения человеческой природы. На языке Библии это повреждение называется грехопадением. И самый очевидный из следов грехопадения — факт нашей смертности.

«Пресвятая Богородице, спаси нас!» Разве это по-христиански — считать, что нас спасает Божия Матерь?
Грехопадение Адама и Евы. Изображение: пресс-служба ГМА им. А.В. Щусева

В первой книге Библии, которая называется Бытие, есть рассказ о том, как Адам и его жена преступили запрет, установленный Богом, — вкусили плод от древа познания добра и зла. Это было единственное, что Бог запретил им делать в раю, предупредив: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Это была не угроза, а констатация неизбежной причинно-следственной связи. Если человек познает зло — не узнает теоретически, а именно познает на личном опыте, разрешит злу проникнуть в свое сердце, — то неизбежно отпадет от Бога, Который и есть единственный Источник жизни вечной. Представьте себе ноутбук: если отключить его от электрической розетки, он поработает некоторое время на аккумуляторе, но как только батарея окончательно разрядится, отключится. Так же и человек, потерявший связь с Богом. Он живет какое-то время, но вечной жизни в нем нет. Как тот самый разряжающийся ноутбук, он уже не столько живет, сколько медленно умирает…

А восстановить отношения с Богом человеку мешает его связь с дьяволом, возникшая в тот самый момент, когда первые люди поверили сатанинской клевете на Бога, отвернулись от своего Творца и обратились к Его врагу. Вот как повествует об этом книга Бытие:

…И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт 3:1–6).

В этом коротком рассказе, облеченном в форму притчи, перед нами по сути история отвержения человеком Бога. Человеку захотелось самому стать богом, но без Бога, а с помощью того средства, использовать которое Бог как раз и запретил. Поверив падшему ангелу — дьяволу (кстати, греческое διάβολος значит не что иное как «клеветник», «лжец»), человек перестал доверять Богу — и мигом оказался во власти мироправителей тьмы века сего, …духов злобы поднебесной (ср.: Еф 6:12), созданий, отпавших от Бога вслед за сатаной. А в Евангелии нам открыто, что сатана есть человекоубийца от начала (Ин 8:44). Именно из-за него человек стал смертным — об этом тоже ясно говорит Священное Писание: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола смерть вошла в мир (Прем 2:23–24). Дьявол — страшное озлобившееся существо, которым движет одно желание: извратить и уничтожить все то, что Бог сотворил и согревает Своей любовью. «Если бы Бог не препятствовал ему (диаволу. — Прим. ред.), он убил бы все человеческие существа, — пишет святитель Николай Сербский (Велимирович; 1880–1956). — По какой причине диавол желает истребить род людской? Из-за ненависти и злобы, ибо он знает, что люди должны получить Царство Небесное, которое он потерял».

«Пресвятая Богородице, спаси нас!» Разве это по-христиански — считать, что нас спасает Божия Матерь?

Дьявол убивает человека постепенно. И использует он ту незащищенность, брешь, поврежденность в природе человека, которая возникла, когда Адам и Ева познали зло, перестали доверять Богу. Зло, согласно христианскому миропониманию, — не какая-то самостоятельная сущность, не «антипод» добра, а его извращение, неправильное использование, в результате чего добро просто вырождается и исчезает. Так и человек, утратив живую связь с Богом, стал склонен грешить, то есть жить неправильно, извращенно, в нарушение законов своей собственной природы, а значит — во вред самому себеГреческое слово ἁμαρτία, переведенное на русский как «грех», дословно означает «промах», «попадание мимо цели». И, как застарелая наследственная болезнь, эта склонность ко греху практически не поддается лечению. Лучше всех об этом сказал апостол Павел: …по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю тó, но живущий во мне грех (Рим 7:22–23; 19–20).

Христос, вечный и всемогущий Бог, вошел две тысячи лет назад в наш мир, родившись в нем человеком, чтобы дать нам силу сопротивляться греху, выйти из подчинения дьяволу и восстановить связь с Богом, а через это и вновь «подключиться» к жизни вечной. Он добровольно умер на Кресте, физически воскрес и приобщил Свою (а значит, и нашу!) человеческую природу к Своему Божеству, как черенок прививают к дереву. Отныне человеческое и Божественное во Христе связаны воедино раз и навсегда — «неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно» (слова из определения IV Вселенского Собора, состоявшегося в городе Ефесе в 431 году). Принимая таинство Крещения и причащаясь Тела и Крови воскресшего Христа, тот же самый путь может пройти вслед за Ним и любой человек. Цель этого пути не просто преодоление смерти, которая становится не концом всему, а лишь началом жизни вечной. Цель — достижение святости, то есть уподобление Самому Богу, Который Един свят (1 Цар 2:2); иначе говоря — обóжение и вечная жизнь в полноте, радости и единстве с Богом. Сам Господь, говоря об этом, использует образ Царства, а чтобы подчеркнуть, что обычными человеческими средствами такое царство не построить, называет его Небесным, или Божиим. Это и есть то спасение, которое принес людям воплотившийся Господь Иисус Христос.

Тезис 2.

Под спасением можно подразумевать и помощь в разных трудных ситуациях. И тут человек вправе обратиться к Богородице.

Человек очень часто нуждается в защите. Всякий из нас регулярно оказывается в ситуациях, когда требуется вполне практическая помощь. И так естественно попросить о ней того, кто тебя слышит и имеет достаточно силы, чтобы помочь!

Маленькие детки, испугавшись незнакомого человека или услышав, как лает собака, зовут на помощь маму или папу. Взрослея, мы перестаем бояться чужих людей, дворовых собак и многих других вещей, но, когда происходит что-то по-настоящему серьезное — тяжело заболевает кто-то из родных, в доме происходит пожар, в город приходит война, — мы тоже ищем помощи. У кого?

Первым делом — у Бога. Слова «спаси, помилуй, сохрани!» сами собой срываются с губ, когда стоишь в растерянности и не знаешь, что предпринять. Верующий человек исходит из того, что ничто в его жизни не происходит без ведения Бога, что Господь всегда услышит его, и молитва — это первое, что рождается в сердце в минуту опасности или беды.

Но ведь не только к Богу мы обращаемся в поисках защиты и помощи. Господь, как правило, действует через людей, и искать человеческой помощи и защиты совершенно естественно.

Мы обращаемся прежде всего к тем людям, которые хорошо знают нас, любят и у которых есть возможность оказать нам помощь. Есть необходимые для этого средства, связи, время. Но часто мы забываем, что круг знакомых нам людей не исчерпывается нашими родственниками, друзьями, коллегами и соседями. В него входят и святые — те, кто еще задолго до нас встретился со Христом, полюбил Его всей душой и обо́жился, уподобился Ему, а значит, получил от Него и способность помогать другим людям. Нам с вами.

У святых есть все «ресурсы» для того, чтобы выручать нас, пока еще живущих на земле, из бед и опасностей. У них есть для этого и средства (прежде всего — мощная молитва к Богу), и время (в их распоряжении целая вечность), и контакты (они всегда на связи с самым могущественным Лицом во всей вселенной — Богом).

Богородица — первая из святых. Сам Христос, истекая кровью на Кресте, препоручил Своих учеников Ее материнской заботе. Об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26, 27). Церковь рассматривает этот эпизод как момент усыновления Божией Матерью всех христиан, а не только апостола Иоанна, на которого указал Христос. И не случайно.

Церковное предание сохранило множество свидетельств заступничества Богородицы за христиан в трудные минуты. Один из таких эпизодов послужил исторической основой для праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 910 году, когда Константинополь осаждали варварские (не исключено, славянские) племена, Божия Матерь зримым образом явилась в небе над храмом, в котором молились испуганные люди, и распростерла над ними Свой омофорОмофор — головной убор в виде широкого и длинного плата., после чего нападение было отражено. Память о другом случае сохранилась в празднике Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Событие произошло полувеком раньше в том же Константинополе: во время его осады неприятелем патриарх Фотий опустил в воды Босфорского пролива одну из главных святынь Константинополя — ризу Пречистой Девы, и корабли неприятеля разметало внезапно поднявшимся штормом.

Со случаями чудесного вмешательства Богородицы связаны и установленные Русской Православной Церковью дни празднования Ее иконам — Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской... Недаром в молитвах, канонах и акафистах Божией Матери так часто повторяется: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «От всяких нас бед свободи»; «От всякия избави напасти».

Некоторые молитвы рисуют Богородицу как Единственную, Кто может умолить Своего Сына во время Страшного суда простить грешника и даровать ему спасение, хотя бы тот и заслуживал геенны огненной. Вот с таким пониманием «роли» Божией Матери богословы вот уже несколько веков готовы поспорить. Ведь получается, что Сам Господь как бы недостаточно милосерден, Его будто бы еще надо упрашивать, чтобы Он помиловал крепко провинившихся... А ведь Он Сам ясно говорит через пророка Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11). И Сам же объясняет в Евангелии от Иоанна, что такое Страшный суд: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:19). Те, кто пойдет от Бога прочь, сделают этот выбор сами — по любви к тьме. А Бог использует малейшую зацепку, чтобы спасти человека, потому что Он щедр… долготерпелив и многомилостив (Пс 102:8).

Но гораздо чаще христиане, призывая Богородицу спасти их, имеют в виду не обретение Царства Небесного и не избежание вечных адских мук. Они просят защитить их от более «прозаических» вещей — от врагов, пожаров, наводнений, болезней и иных земных бедствий. Примерно так же, как малыш, у которого ребенок постарше отнимает на детской площадке любимую игрушку, просит маму вмешаться. Просто Мама Иисуса Христа имеет благодатный дар помогать и в более сложных ситуациях — как и все святые, уподобившиеся Господу.

Но не вступает ли такое почитание Богородицы в конфликт с почитанием Самого Бога?

Тезис 3.

Молитва к Богу должна быть на первом месте. Но мы можем просить о заступничестве и Богородицу: Господу угодно, чтобы все помогали друг другу.

Во время богослужения иногда замечаешь: подсвечник перед иконой Божией Матери (или кого-то из особо почитаемых в народе святых) весь уставлен свечами, а перед иконой Спасителя — всего одна-две маленькие свечки... Так же и с молитвой. Люди подходят и интересуются, кому (или «перед какой иконой») помолиться о том и о сем, а обратиться к Господу им как-то и в голову не приходит...

Молитва к Богу должна быть на первом месте — уже хотя бы потому, что никто из святых (в том числе и Богородица) не имеет ни «полномочий», ни силы самостоятельно разрешить наши проблемы. Любой святой (и Богородица тоже) — наш ходатай, молитвенник о нас перед Богом, и помогает он нам исключительно Божией благодатью. Так же некогда и апостолы отправлялись проповедовать, исцелять и изгонять бесов не своими силами, а силой Христовой: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф 10:1; выделено автором статьи).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) сравнивал участие святых в наших земных делах с действием солнечных лучей. Святой человек, соединившийся с Богом, — словно лучик солнца, бесконечно малый по отношению к самому солнцу, но все же сродный с ним, и благодаря солнцу он способен видеть нужды всех людей, касаться их и согревать. Продолжая ту же метафору, можно сказать: связывать все свои надежды исключительно с кем-то из святых (например, с Богородицей) и не обращаться к Самому Богу — это примерно как выращивать помидоры в домашних условиях, обогревая их и освещая с помощью электричества, которое вырабатывает солнечная батарея. Зимой такой эксперимент провести еще можно, но если на дворе май или июнь, то гораздо разумнее высадить ростки в грунт, чтобы их согревало и освещало само солнце!

Перекосы и искажения в молитвах к Богородице, как и всюду, возможны. Но сами по себе наши обращения к Заступнице усердной ничуть не вредят нашим отношениям с Богом. Более того, Господу угодно, чтобы все Его создания обращались за помощью друг к другу и выручали друг друга. Чтобы участвовали по мере своих сил и возможностей в том глобальном деле спасения, которое Он совершает каждый день. Чтобы были Ему помощниками.

Когда Господь Иисус Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, ушедших из города вслед за Ним, чтобы слышать Его проповедь, Он не спустил им эту пищу с облаков, как манну небесную, а дал ученикам Своим, чтобы они раздали им (Мк 6:41 и аналогичные места у других евангелистов). Ученики волновались, как бы не оставить народ голодным, Христос же ответил им: вы дайте им есть (Мк 6:37).

В ночной молитве, которой Спаситель молился в последние часы перед арестом, судом и распятием, Он просил Отца соблюсти всех Его учеников — и апостолов, и верующих… по слову их — в единстве: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:20, 21). Христос просит у Отца нечто, превышающее возможности нашего понимания: чтобы все Его ученики были включены в жизнь Святой Троицы, вступили в такие же отношения единения с Отцом Небесным, в каких пребывает с Ним и Сын! Христос просит, чтобы каждый из Его учеников был обóжен, стал богом по благодати, уподобился Богу, насколько это только возможно для Его творения. И тогда каждый может быть для другого заступником, ходатаем, подателем Божественной помощи — как получивший от Бога дар быть подобным Ему, как маленький христос, и это не будет противоречить ни его личным отношениям с Богом, ни отношениям того, кто просит помощи. Наоборот, это будет продолжением их отношений с Господом, их творческим развитием, исполнением воли Божией о единстве всех людей с их Творцом.

***

На иконе Успения Богородица изображается в виде маленькой Девочки, Которую Христос осторожно взял на руки и возносит в Горний мир. Господь и Богородица словно поменялись местами: ведь когда-то это Она Сама держала на руках Его, Младенца Иисуса! И это взаимное уподобление друг другу — знак теснейшего единства Сына Божия с Его Пречистой Матерью.

Вряд ли мы можем до конца осознать, в чем заключается и как выглядит единство человека, уподобившегося Богу, с Богом, Который стал человеком. Но это единство существует, и значит, у нас есть право молиться о спасении и Божией Матери, и любому из святых, в которых это предельное единство с Богом осуществилось. Только нужно помнить: мы и сами призваны к такому же единству с Богом. Оно-то и называется спасением. А возможным для нас оно стало только благодаря Господу Иисусу Христу, взошедшему ради нас на Крест. Единственному Спасителю в полном смысле этого слова.

2
5
Сохранить
Поделиться: