Преображение Господне, вторник, 19 августа 2025 года: что будет в храме?
Великий двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа называют в народе «Яблочный Спас» за чин освящения плодов, который совершается после литургии. Церковь в этот день вспоминает евангельское событие, когда ближайшие ученики Спасителя, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, увидели Господа Иисуса Христа преображенным, в Своей Божественной славе. У Преображения есть один день предпразднства — 18 августа и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 26 августа.
На 19 августа приходится память священномученика Николая Заварина, пострадавшего за веру в этот день в 1937 году.
Вторник, 19 августа 2025 года, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Великий Новгород; XVI в.
Преображением называется одно из евангельских событий, когда Иисус Христос показал ближайшим ученикам, Кто Он есть на самом деле. Евангелисты Матфей, Марк и Лука рассказывают нам об этом.
Господь взял с собой Петра, Иакова и Иоанна, чтобы помолиться. Он возвел их на вершину горы и там преобразился перед ними: просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И явились два ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти в Иерусалиме.
Апостолам стало так хорошо в момент Преображения, что Петр сказал Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии».
Так Спаситель явил апостолам Свою Божественность и нетварный Свет, который обычно скрыт от глаз человека. Он дал им пережить благодатное присутствие и ощутить, что Он не просто учитель добра и популярный проповедник. Глас Бога возвестил: «Это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение: Его слушайте». Так Иисус укрепил учеников перед Своими мучениями и смертью на Голгофе. Он открыл им, что в этом свете они преобразятся в Царствии Небесном, если будут стойкими в вере.
Подробнее о празднике Преображения Христова читайте наших материалах:
Особенности православного богослужения
Тропарь Преображения Господня, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак Преображения Господня, глас 7
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод:
На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание — добровольное и миру возвестили, что Ты воистину Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.
Перевод:
Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.
Всенощное бдение накануне Преображения
Всенощное бдение накануне Преображения носит торжественный, праздничный характер и включает в себя литию — благословение хлебов, вина и елея, которое совершается в конце вечерни.
На утрени пение «Честнейшую херувим» перед 9-й песнью канона опускается. Вместо этого поется припев праздника «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода». Диакон совершает в это время каждение всего храма.
Литургия на Преображение
На литургии привычные антифоны «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали, душе моя, Господа» заменяются праздничными. Во время малого входа диакон (или если диакона нет, священник) после «Премудрость, прости» произносит входной стих: «Го́споди, посли́ Свет Твой и и́стину Твою́, та мя наста́виста и введо́ста мя в го́ру святу́ю Твою́».
Песнопение в честь Богородицы «Достойно есть» заменяется праздничым задостойником (задостойник — то, что поется вместо «Достойно есть»).
Праздничный задостойник
Величай душе́ моя́,/ на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода.
Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся:/ Бог из боку́ Твое́ю пройде,/ я́ко Плотоно́сец яви́ся на земли́/ и с челове́ки поживе́.// Тя, Богоро́дице, тем вси велича́ем.
Перевод:
Роды Твои были девственны: Бог произошел из Твоего чрева, явился на земле во плоти и жил с людьми. Поэтому мы все величаем Тебя, Богородица!
Отпуст
Праздник Преображения имеет и свой особый отпуст — заключительную фразу, которую священник произносит в конце богослужения:
И́же на горе́ Фаво́рстей преобрази́выйся во сла́ве пред святы́ми Свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.
Чин освящения плодов
В завершение литургии совершается чин освящения плодов, во время которого священник читает молитвы «о приносящих начатки овощей»:
Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, Иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенная от рабов Твоих (имярек), и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби. Даруй им и мирских Твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными им. Яко благословися Твое имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
На благословение винограда:
Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единороднаго Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Тем плод безсмертия нам дарова, Сам и ныне плодный сей виноград благослови и нас, рабы Твоя, вкушающия от него, Истиннаго Винограда причастники сотвори, неврежденну жизнь нашу сохрани, и мир нам всегда даруй, и вечными Твоими неотъемлемыми даровании жизнь нашу украси, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, от века Тебе благоугодивших, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.
На благословение плодов:
Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.
После молитв священник кропит святой водой приготовленные яблоки, виноград и другие плоды, трижды произнося:
«Освящаются плод сей лозный и плоды сия окроплением воды сея священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Чтение Евангелия
Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1–9
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Апостольское чтение
Второе соборное послание святого апостола Петра, глава 1, стихи 1–10
Комментирует священник Стефан Домусчи
Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Традиции Преображения Господня
Праздник Преображения Господня в народе называют Яблочным Спасом. Отмечать у нас его начали вскоре после Крещения Руси: тогда в праздничный день в Греции и Израиле благословляли созревший виноград. В русских же храмах освящают яблоки как более распространенные плоды. Для этого красивого обряда можно принести в храм и другие фрукты.
Существует благочестивая традиция вкушать освященные плоды только после 19 августа, однако нельзя считать ее самым важным условием празднования. Гораздо важнее другая традиция: после освящения поделиться урожаем с бедными, сиротами, больными и только потом есть самим.
О традициях празднования Преображения в разных странах читайте в нашем материале.
Строгий Успенский пост, на пятый день которого отмечается Преображение, ослабляется по случаю праздника: уставом разрешается употребление рыбы, вина и масла.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Николай Заварин (1878–1937)

При аресте и обыске отец Николай на вопрос об оружии сказал: «Мое оружие — Евангелие и религия, ими я и воюю». На следствии священник не признал своей вины, а на вопросы следователя о «контрреволюционной деятельности» ответил: «Поскольку я служил в церкви, я стремился поддерживать веру среди населения, отстаивать церковь, чтобы ее не закрывали, но с антисоветской агитацией никогда не выступал». Он не назвал никаких имен, никого не обвинял, в том числе и своих лжесвидетелей из числа причта.
О прославлении новомученика Николая в 2019 году читайте в нашем материале.
Редакция «Фомы» желает вам радости праздника Преображения Господня!
