Преображение Господне — так называется один из великих праздников Православной Церкви, установленный в память о том, как Иисус Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор и преобразился перед ними, явил им Свою Божественность.

Вот как описывает это событие евангелист Матфей:

…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Ивот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; исе, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

(Мф 17:1–5)

Возникает вопрос: зачем Иисус преобразился? Какой в этом был смысл? Тем более что незадолго до этого Он отказал книжникам и фарисеям, просившим его явить им знамение, да еще и назвал их родом лукавым и прелюбодейным (Мф 12:39). И вот словно бы вопреки Себе Он являет такое знамение Своим ученикам.

Во-первых, чудо — это не театральное представление. Оно всегда несет в себе какое-то послание человеку, который становится его участником, производит в нем какие-то изменения. Книжники просили Иисуса о чуде из праздного любопытства. Для них Преображение было бы просто неким перформансом, внешним действием, никак не затрагивающим их внутреннее устроение. Даже чудо Воскресения Христова впоследствии не убедило их в Его Божественности и мессианстве. Напротив, для апостолов Преображение стало укреплением их веры, они окончательно убедились, что свидетельство Христа о Себе как о сыне Божьем — непреложная истина.

Во-вторых, Преображение Господне было призвано подготовить апостолов — как свидетелей этого чуда — к грядущей смерти и Воскресению Христа. Да, Иисус и до этого говорил ученикам о том, что Ему должно идти вИерусалим, имного пострадать от старейшин ипервосвященников икнижников, ибыть убиту, ивтретий день воскреснуть (Мф 16:21). Но его слова встречали непонимание и отпор с их стороны. Евангелист Матфей упоминает, как Петр, услышав об этом, начал прекословить Ему: будь милостив кСебе, Господи! да не будет этого сТобою! (Мф 16:22). Во время Преображения эти слова Христа получили мощное и неоспоримое подтверждение. Два великих ветхозаветных пророка Моисей и Илия беседовали с Ним именно об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9:31). Преображение Господне — это своего рода введение в искупительную смерть и Воскресение Спасителя, в которых оно получает свое полное смысловое раскрытие. Не случайно Христос наказывает трем очевидцам на горе Фавор: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф 17:9).

Наконец, третью причину Преображения открывает кондакКондак — церковное песнопение, в котором раскрывается суть празднуемого события или подвиг почитаемого святого празднику: «На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание — добровольное, и миру возвестили, что Ты воистину Отчее сияние».

Есть у Преображения еще один смысл. История Церкви свидетельствует, что Божественный свет, явленный на Фаворе, в дальнейшем становится реальностью человеческой жизни, жизни святых угодников Божиих. Как солнце просияло перед смертью лицо преподобного Сисоя Великого. Ослепительный свет исходил от лица и фигуры преподобного Серафима Саровского во время разговора с его духовным чадом Н. А. Мотовиловым. Таких примеров можно привести много. Поэтому Преображение — это еще и призыв к осмыслению жизни, к изменению себя, к святости как высшей жизненной цели.

Читайте также:

Яблочный Спас

0
10
Сохранить
Поделиться: