Наполненный множеством глубочайших смыслов Праздник Преображения Церковь отмечает уже практически на излете лета, 19 августа. По-древнегречески «преображение» — ἡ μεταμόρφωσις (metamorphōsis), т. е. «превращение», «изменение». Отсюда, кстати, и известное слово «метаморфозы». По латыни то же слово — transfiguratio, т. е. тоже перемена образа, фигуры, вида.
Это день «света без пламени», потому что в преддверие осени лето уже не такое жаркое, как в июле. Как писал Борис Пастернак,
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!
Что же это было за изменение или превращение, которое вспоминается в этот праздник? О нем рассказывают три евангелиста, Матфей, Марк и Лука.
После того как Иисус предсказал, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк. 9, 1), Он берет с собой на высокую гору Фавор (в Галилее, к югу от Назарета) апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Предсказание Его указывает как на Его Преображение, так и на Его будущее Воскресение и Вознесение.
На горе Фавор Он является апостолам в нетварном Свете. Как описывают евангелисты, лицо и одежды Его сделались белыми и сияющими. Также рядом с Иисусом оказываются Моисей и пророк Илия, которые беседуют с Ним «о Его исходе, который предстояло совершить Ему в Иерусалиме» (Лк. 9, 31)
Бог явился апостолам в Своей Славе, преобразившись. Символика света крайне важна для Священного Писания. Например, в Ветхом Завете Бог ведет иудеев за собой по пустыне, днем — в столпе облачном, ночью — в стопе огненном. Или псалмопевец про свет говорит: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26, 1).
Христос просиял на Фаворе и явился в Свете, потому что Он и есть Бог: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
Однако там, на Фаворе это был лишь краткий миг истины, в свете которого надо потом пытаться держаться и устоять. Апостолам так стало хорошо на горе в момент Преображения перед лицом Славы Христа, что Петр сказал Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии» (Лк. 9, 33). И дальше евангелист прибавляет очень важные слова про Петра — «не зная, что он говорит» (Лк. 9, 33). Дело в том, что Иисус повел апостолов на Фавор в преддверие Своей крестной муки, чтобы укрепить их перед самыми страшными днями, которые им предстояло пережить. Он на краткое время показал Cвоим ученикам, что Он не просто новый учитель добра и великий проповедник, а настоящий Сын Божий, о чем и засвидетельствовал голос Бога из облака: «Это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение: Его слушайте» (Мф. 17, 5). Но потом Христос сошел с Фавора, чтобы идти на Голгофу.
Что же касается того, почему праздник Преображения еще называется у нас Яблочным Спасом, то объяснение этому следующее. В Греции и Италии этот праздник приходился на окончание сбора винограда, и Преображение стали совмещать с благодарственным молебном Богу за дарование «плодов земных», принося на освящение в храмы виноград. В северной же России, где виноград не растет, его заменили яблоки.