Вопрос читателя:

Ходила в храм около дома. Исповедовалась и причащалась. Познакомилась с мужчиной, он тоже стал чаще ходить в храм, стал спокойнее. Не расписаны. Как-то пришла на исповедь, рассказала об этом церковнослужителю, он выслушал, сказал, что к Причастию допускаю, но мне решать, идти или нет, что я грешная. Он не знает моей судьбы и жизни того человека, а одной фразой убил желание ходить в тот храм. Я хожу общаться с Богом, благодарить Его за все, но не в тот храм. Звучит как обида и гордость с моей стороны, может и так показаться. Но мне не нравится догматический подход церковнослужителей. Не зная жизни и психику людей, свысока с ними общаться.

Елена

Ответ священника:

Дорогая Елена, Христос воскресе!

Я даже не знаю, с чего начать ответ... Давайте вот как поступим: я начну просто с одной из тем Вашего письма, а потом от нее постепенно перейду к остальным.

Легче всего мне будет начать с этой Вашей претензии: «мне не нравится догматический подход церковнослужителей». Церковь стоит на догматах, и о них, чтобы мне не повторяться, лучше прочитать в уже готовых материалах:

Зачем нужны догматы?
Догматы. Клетка для разума или путь любви?
Почему нельзя верить в Бога без церковных догматов?
Догмат: граница истины
Вселенские соборы: как сложились догматы?

Догматы — это те базовые принципы мироустройства, которые людям были открыты от Бога и которые зафиксированы в церковных документах. Говорить о том, что Вам не нравится, что священники (да и в принципе христиане) опираются на догматы — все равно что высказать физикам претензию в том, что они опираются на открытые законы природы, или юриста обвинить в том, что он ведет свою работу не интуитивно, а с четкой опорой на существующие законы и нормы права.

Иными словами, догматы и те законы духовной жизни, которые были открыты десятками поколений христиан, есть, никуда от них не уйти, игнорировать их — это все равно что игнорировать, что кипящая вода горячая или что все предметы на Земле падают вниз под действием закона всемирного тяготения.

Пойдем дальше. То, что Вас назвали грешной, в обывательском представлении, конечно, неприятно, но если перейти в область чисто терминологическую, грешен всякий человек и ряд поступков, которые противоречат законам духовного мира и Божиим заповедям, действительно называются грехами. О грехах у нас также есть материалы, в которых раскрывается суть этого понятия:

Грех: непопадание в цель
10 вопросов о грехе 
Грех: болезнь или преступление?
Грех: беззаконие как отсутствие любви

Коротко говоря, грех — это промах мимо пути, который ведет к Богу и по которому человек идет вместе с Богом. Вред греха в том, что человек, совершая грехи, то есть, образно говоря, делая шаги мимо согласного с правдой Божией и с природой человека шаги, все больше уходит от верного пути. Как с любой тропинкой: оступитесь один раз — и Вам легко вернуться на тропинку, но сделайте 100 шагов в сторону, да еще и в лесу, да если еще и ночью — и Вы можете безвыходно заблудиться.

Что не так с тем, чтобы иметь интимные отношения вне брака, то есть, говоря церковным термином, блудить, и почему блуд — смертный грех? Об этом мы тоже уже писали, поэтому дам ссылку на готовые ответы:

Почему блуд – смертный грех?
Если нельзя пожениться, почему жизнь в любви — это блуд?
Как быть с тем, что блуд стал нормой жизни? 
Почему отношения до брака – грех? 

Блуд сильно искажает человека изнутри, а еще, как показывает опыт многих людей, делает человека очень открытым нападкам бесов. Вы можете признавать это или отрицать — но это факт. И точно так же, как взрослый человек предупредит ребенка, который хочет погладить огонь, что огонь обожжет руку, так же и мы, зная законы духовной жизни и еженедельно видя, какие серьезные проблемы в наше время возникают у тех, кто живет в блуде, сколько возникает нервов и ссор и так далее, так вот, мы предупреждаем о том, что это очень вредно и пагубно и что стоит как минимум задать себе вопрос о том, почему Вы хотите оставаться в роли любовницы (я намеренно называю вещи своими именами, чтобы все было предельно ясно и четко очерчено), а мужчину видеть просто любовником, а не мужем. Да, у вас может быть общий быт, но официально вы все равно не муж и жена, и вопрос всегда в том, почему взрослые мужчина и женщина не хотят вступать в брак друг с другом и быть семьей, предпочитая некоторую полумеру.

Я понимаю, что у такой ситуации есть причины — «жизни и психика», о которых Вы упоминаете в конце письма, безусловно. И вопрос в том, какие страхи, какое недоверие друг ко другу, к себе и к другому человеку мешают полноте жизни, которая предусмотрена нормальным браком, когда ничто не мешает любящим друг друга людям сказать, что мы муж и жена.

Церковь — это в принципе про полноту жизни, полноту реализации человека. Это про истину, а не полутени, про цельность, а не фрагментарность, про смелые шаги и решения, а не полумеры. Сожительство — это все-таки полумера по сравнению с официальным браком, потому что за бравадой «а нам не нужен штамп» на самом деле стоит какой-то страх перед тем, чтобы открыто заявить о том, что «мы теперь семья». И вот в этом и надо отдавать себе отчет и разбираться.

Что касается манеры конкретного священника — "свысока с ними общаться",- действительно, бывает и некультурная манера, и разница в восприятии: например, для Вас определенные интонации звучат как нормальные, а кем-то воспринимаются как высокомерные, и наоборот. Это человеческий фактор.

Храни Вас Господь!


Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
28
Сохранить
Поделиться: