Вопрос читателя:
Рождества весь христианский мир дружно празднует вместе. Почему Россия не перейдет на празднование Рождества Христова по новому календарю? И не пойдет вместе со всем человечеством в ногу? Рождество — главный праздник в жизни христианского мира и весь мир празднует его в ночь с 24 на 25 декабря. Душа открывается, осветляется, забываются ссоры и все люди собираются дома в кругу семьи, дарят друг другу не только подарки, но в первую очередь душевную Любовь как символ Христа. Праздновать Рождество после новогодних праздников, по моему мнению, абсурдно и не логично. Это как сигнал уменьшения значения Рождества. К тому же, простому обывателю (да что там о простых обывателях говорить, ведь всё духовенство тоже не постится в новый год) после новогодних застолий не так легко поднять свой залитый алкоголем дух и ум на духовные высоты и подумать о вечном и благом мире. Если бы сначала было празднование Рождества, то и пить бы стали меньше (Новый новый год, Старый новый год — зачем это двойное попойство?). Когда Русская Православная Церковь по-настоящему задумается о благе народа? Я не понимаю, какими принципами руководствуется Патриарх, не желая логического изменения?
Эллен
Ответ священника:
Здравствуйте, Эллен!
Не только Русская Православная Церковь празднует Рождество Христово по юлианскому календарю. Так поступают Иерусалимская, Грузинская, Польская и Македонская Церкви. Поэтому Ваш исходный тезис не совсем верен.
Второй тезис о том, что Рождество Христово — главный христианский праздник, также не точен. Пасха Христова для христианина всё же важнее.
Вы правы в том, что Рождество Христово — величайший праздник. И поэтому Ваш тезис о том, что его значение можно уменьшить календарными перестановками, для верующего человека видится, как минимум, странным. В истории России были периоды, когда Новый год праздновался 1 марта, потом 1 сентября, сейчас 1 января. Неужели и Рождество Христово мы будем переносить каждый раз, когда меняется гражданский календарь? До сих пор наши гораздо более верующие, в том числе, святые предки до такой мысли не доходили. И никакое возможное уменьшение значения Рождества их не беспокоило. Думаю, просто, потому что они понимали, что уменьшить значение этого праздника для верующих невозможно.
Поэтому единственным реальным аргументом остается гастрономический. Вы совершенно верно отмечаете, что Рождество Христово нужно отмечать в трезвом состоянии духа. Именно поэтому Церковь призывает своих чад к длительному посту накануне этого праздника. И встретить Новый Год за постным столом без попоек, о которых Вы пишете, — обязанность каждого христианина. То, что кто-то своих обязанностей не соблюдает, — его личный грех, а не повод для Церкви менять многовековые традиции.
Не могу не отметить, что, обвиняя всё духовенство в нарушении Рождественского поста, Вы также согрешаете. Поскольку мне лично известны священнослужители, которые соблюдают пост и в новогодние дни, а саму новогоднюю ночь встречают за Божественной литургией. В нашей епархии уже много лет такую литургию совершает лично архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
К сожалению, весь пафос Вашего вопроса сводится к удобству тех людей, которые, пытаясь быть верующими, не могут противостоять праздничным новогодним соблазнам. Но Церковь создана не для того, чтобы быть удобной, а для того, чтобы спасать души людей. В том числе, воспитывая их путем некоторого ограничения. Без опыта которого настоящая духовная жизнь попросту невозможна.
Попробуйте вместо того, чтобы пытаться изменить Церковь, изменить себя в ней. Это гораздо полезнее и результативнее.
В этом я желаю нам с Вами всяческих успехов!