Почему мы верим словам апостолов о Воскресении Христа? - Православный журнал «Фома»
Почему мы верим словам апостолов о Воскресении Христа?
Ужин в Эммаусе. Караваджо. 1606

Почему мы верим словам апостолов о Воскресении Христа?

5 мин.
iframe
Код скопирован

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».

(здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)

Есть ряд возражений против веры в Воскресение...

Прекрасно, давайте их рассмотрим.

Неверующие ученые считают, что евангелисты домысливали те или события в Евангелии, вкладывали в уста Иисуса слова, которые он не говорил, и т. д, разве это не подрывает их свидетельство о Воскресении?

Нет. Конечно, их выводы можно критиковать сами по себе — и мы этим еще займемся. Но «точно ли Евангелия передают слова и события из жизни Иисуса» и «воскрес ли Иисус из мертвых» — это разные вопросы.

С точки зрения апологетики мы подходим к Новому Завету не как к боговдохновенному тексту (наш оппонент в это не верит), а как к сборнику исторических документов, из которых видно, во что верила определенная группа людей в определенное время.

Критика тех или иных деталей этих текстов ничего не меняет в тех фактах, о которых мы уже говорили —

1. Иисус существовал,
2. Он был распят
3.
Вскоре после Его смерти и погребения ученики стали проповедовать, что Он воскрес из мертвых, и что Он — Мессия и Спаситель.

Ученики, которые надеялись на то, что Иисус должен «избавить Израиля», пребывают в глубоком унынии после Его страшной смерти — и вдруг происходит что-то, что полностью их меняет — и они отправляются смело, несмотря на угрозы пыток и смерти, проповедовать, что Иисус воскрес из мертвых, что Он — Мессия и Спаситель.

Вопрос «что именно произошло?» никак не снимается разговорами о возможных добавлениях в Евангелиях. Без какого-то решающего события, которое побудило бы учеников уверовать в то, что Иисус воскрес и послал их проповедовать Евангелие всей твари, у нас бы просто не было ни апостольской Церкви, ни Евангелий.

Исследования показывают, что люди могут ошибаться, создавать ложные воспоминания, домысливать события — даже не отдавая себе в этом отчета. Не может ли это объяснять Воскресение?

Воскресение — нет. В лучшем случае, это могло бы объяснять какие-то второстепенные детали. Приведу пример. Больше 25 лет назад я женился и крестился в один и тот же день. Это значимый для меня день, я хорошо помню последовательность событий, кто присутствовал, какие были сказаны слова, и смогу все это последовательно описать. Более того, это могут описать другие люди, присутствовавшие на свадьбе.

Возможно, мы перепутаем цвет скатерти. Или блондинка или брюнетка вела запись в ЗАГСе. Это не исключено. Но если кто-то скажет, что сам факт свадьбы не имел места из-за того, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, людям хочется верить, что они женаты и счастливы в браке, есть масса опытов, показывающих, как люди конструируют ложные воспоминания — это вряд ли кого-то убедит.

Я помню, что я женился, жена помнит, родители помнят, гости на свадьбе помнят — тут и спорить не о чем. Более того, еще через 20 лет, если буду жив и здоров, я тоже буду это хорошо помнить.

Поэтому когда мне говорят, что свидетельство Апостолов о Воскресении надо отклонить на том основании, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, меня это не убеждает — я исхожу из того, что у Апостолов примерно такая же память, как у меня, у меня нет оснований считать, что хуже — и что они в состоянии помнить значимые для них события.

Но вы же сами с сомнением отнесетесь к сообщением о сверхъестественных явлениях за пределами христианской традиции — почему будет разумно доверять сообщениям о Воскресении?

Более того, и внутри христианской традиции мы призваны проявлять осторожность и трезвение, когда сталкиваемся с сообщениями о чудесах. На свете существует множество фальшивых алмазов, и нам надо проявлять осторожность, чтобы не ухватиться за подделку. Но существование фальшивых алмазов не опровергает существования настоящих. Поэтому надо просто внимательно рассматривать конкретные свидетельства. Если сообщения о чудесах будут также хорошо засвидетельствованы, как Воскресение Христово, то да, надо будет признать, что нечто сверхъестественное произошло — а потом уже искать причины этого. Мы, христиане, верим в то, что в мире действуют сверхъестественные силы, это не является для нас принципиальной проблемой.

Другое дело, когда люди отвергают свидетельство о Воскресении на основании заранее принятого убеждения, что сверхъестественных явлений не бывает, потому что не может быть никогда.

Почему такая (материалистическая) картина ошибочна, мы говорили раньше. Но в любом случае, тут человек исходит не из имеющихся свидетельств, а из заранее принятой картины мира, которую у нас нет оснований принимать по умолчанию.

Некоторые люди заявляют, что их похищали инопланетяне — почему вы относитесь к их сообщениям со скептической насмешкой, но верите сообщениям Апостолов?

Потому, что аналогия не работает. Сообщения о похищениях инопланетянами исходят от отдельных лиц, причем лиц, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе благосклонное внимание публики, особенно журналистов и издателей.

Сообщения о Воскресении исходят от группы согласных между собой людей, которые отнюдь не получают от них никакой выгоды — а, напротив, сталкиваются с гонениями. Если бы мы имели сообщения группы людей, которые все вместе побывали на борту инопланетного корабля, это глубочайшим образом изменило их жизнь, и они продемонстрировали готовность терпеть страдания, гонения и смерть за свое свидетельство — мы должны были бы признать, что некий опыт, который они восприняли как пребывание на борту инопланетного корабля у них, определенно, был. То ли инопланетяне, то ли какие-то еще более неприятные личности их действительно похищали. Но ничего подобного в анналах уфологии нет.

Все, что мы знаем о природе, говорит о том, что мертвые не воскресают. Поэтому сообщения о Воскресении гораздо разумнее счесть ложью, галлюцинацией, чем угодно, но не опровержением наших знаний о природе.

Воскресение (как и чудеса вообще) и не опровергает наших знаний о природе. В природе мертвое тело разлагается, в нем происходят такие-то необратимые процессы — и христианам в голову не приходит с этим спорить. Это было прекрасно известно и во времена Апостолов. Но чудеса не являются природными явлениями. Они являются вмешательством внешней по отношению к природе силы.

Апостолы не проповедуют «как это иногда бывает в природе, Иисус воскрес». Они проповедуют, что «Бог воскресил его из мертвых». Это никак не ставит под вопрос тот факт, что «в природе», то есть вне уникального Божиего вмешательства, мертвые не воскресают.

Читайте по теме:

Воскресение Христа и сигналы из космоса

Слово Иоанна Златоуста на Пасху

В начале было Слово

Пасха Христова: У смерти ничего не выйдет

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (11 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
4 июля 2017
Поделиться:

  • Павел
    Павел4 года назадОтветить

    Например, пенсионеры отчаянно топили за Мавроди, даже когда стало ясно, что он всех надул....Люди могут умирать за убеждения, которые считают истинными, мы это знаем. Люди могут считать, что с ними случилось что-то, чего не было на самом деле. Люди склонны верить разного рода мессиям, и защищать свои взгляды путём построения самых невероятных и нелепых логических конструкций, как это сейчас происходит в комментариях к статье про то, является ли религия причиной всех войн. Всего этого вполне достаточно, чтобы на отрезке человеческой истории появилось такое явление, как Христианство. Для этого не нужно ничего сверхестественного.
    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Это у вас, Арсений, довольно нелепые примеры, которые никак не могут быть признаны аналогиями христианству. Почему? Во-первых, те, кто ратовал за освобождение Мавроди, верили его команде, утверждавшей, что , де, Мавроди все отдаст, как только его выпустят. А поскольку властям люди уже точно не верили, то вполне логично считали, что сидящий в тюрьме Мавроди уж точно ничего не отдаст. Однако это все быстро схлынуло. И когда Мавроди снова начал свой бизнес, все это почти сразу закончилось крахом - слишком мало нашлось новых лохов. Ситуация в Палестине того времени была очень нестабильной - помимо Христа, известно о десятках лже-мессий и лже-пророков, собиравших иногда тысячи сторонников. Но где они теперь? Их сторонники разбегались сразу после казни вождя и ни один не основал учения - даже наиболее успешный и боевой из них - Бар-Кохба. На этом фоне Христианство уже выглядит нетривиально. Во-вторых, хотя, конечно, очень приятно мнить себя здравомыслом на фоне дураков, но все же не надо объявлять, что люди постоянно совершают когнитивное насилие над собой - это попросту неверно, для преодоления когнитивного диссонанса есть целый ряд других, более распространенных способов. В ваших рассуждениях смешаны две разные вещи - преодоление когнитивного диссонанса у человека (явление, хорошо известное в психологии) и получение каких-то преимуществ. Эти вещи абсолютно никак не связаны. К тому же Христос и апостолы проповедовали отнюдь не в сообществе атеистов - и фарисеи, и язычники верили и в связь с божеством и в загробную жизнь. Христос, по сути, не мог им предложить ничего нового. Более того, он и политическим вождем не стал - а ведь именно такого вождя и ждали. Тогда что же? Видимо, что-то необычное для того времени. Что же касается до сверхъестественного - то, хотя у вас объяснить естественными причинами не получилось- но, в принципе, естественными причинами можно объяснить все, что угодно. Но таких объяснений может быть множество и они совершенно необязательно будут верными. Единственно возможными они будут только в том случае, если вы в качестве аксиомы примете доктрину метафизического натурализма-материализма. О чем, собственно, Худиев и говорил.

  • Максим
    Максим6 лет назадОтветить

    Тут Арсений пишет:" Люди склонны верить разного рода мессиям, и защищать свои взгляды путём построения самых невероятных и нелепых логических конструкций"
    Вполне возможно, но тогда такие же претензии можно предъявить и атеистам, которые держаться за свои нелогичные убеждения и строят невероятные и нелепые логические конструкции, например теорию Большого Взрыва и с наивной простотой верят, что всё живое появилось на земле случайно и получают от этого моральную выгоду жить бессовестно. Также неверующие не могут объяснить, за что атеисты убивали верующих, как это было начиная с революции 1917 года и отчего это церковь выжила после гонений первых веков и существует 2000 лет. Да чего там говорить, не хотят они принять Истину и под разными предлогами отказываются верить в Добро.

  • еленка
    еленка6 лет назадОтветить

    Если бы не воскрес Иисус, то ,как минимум, христиане не были бы готовы к смерти за веру. А тем более чтоб их сжигали вместо освещения города, или отдавали на съедение львам. Без всякой Библии, это что я должна увидеть, чтоб быть готова на смерть? Ну если только не то, что кто-то ожил после того, как его убили. Люди могут умереть за какую-то идею, за правое дело, которое принесет другим благо, и в котором они должны быть уверены на 100 процентов.(тем более мучительной смертью). Да и Павел, что должен был увидеть, чтобы поменять свое мировоззрение и перестать убивать сборище отступников( в его понимании иудаизм единственная верная вера в Бога). После того что он увидел, он большую часть своей жизни терпел избиения, тюрьму и в итоге смерть.

  • Арсений
    Арсений6 лет назадОтветить

    > Сообщения о Воскресении исходят от группы согласных между собой людей, которые отнюдь не получают от них никакой выгоды

    Это неверно. Эти люди получали выгоду психологического характера, поскольку люди склонны защищать мероприятия, в которые они вложились существенным образом, неважно, репутацией, временем или деньгами. Например, пенсионеры отчаянно топили за Мавроди, даже когда стало ясно, что он всех надул.

    Люди могут умирать за убеждения, которые считают истинными, мы это знаем. Люди могут считать, что с ними случилось что-то, чего не было на самом деле. Люди склонны верить разного рода мессиям, и защищать свои взгляды путём построения самых невероятных и нелепых логических конструкций, как это сейчас происходит в комментариях к статье про то, является ли религия причиной всех войн. Всего этого вполне достаточно, чтобы на отрезке человеческой истории появилось такое явление, как Христианство. Для этого не нужно ничего сверхестественного.

  • Геннадий
    Геннадий6 лет назадОтветить

    Василий, мне кажется, тут наоборот - если бы Христос не воскрес, то и Павел бы не занимался проповеданием дальше, и люди бы сами по себе в это не верили. Но по факту, и Павел проповедовал, и люди верили.

  • Василий
    Василий6 лет назадОтветить

    Можно ли убить Бога? Если апостолы считали Иисуса Богом, то они просто не смогли бы принять его смерть. В послании к Коринфянам Павел пишет: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14). А из этого следует, что христиан вряд ли бы смог сказать, что воскресения не было, оставшись при этом христианином. Так что, независимо от того, воскрес или нет Иисус, апостолы просто не могли не верить в его воскрешение.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь