Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».
Есть ряд возражений против веры в Воскресение...
Прекрасно, давайте их рассмотрим.
Неверующие ученые считают, что евангелисты домысливали те или события в Евангелии, вкладывали в уста Иисуса слова, которые он не говорил, и т. д, разве это не подрывает их свидетельство о Воскресении?
Нет. Конечно, их выводы можно критиковать сами по себе — и мы этим еще займемся. Но «точно ли Евангелия передают слова и события из жизни Иисуса» и «воскрес ли Иисус из мертвых» — это разные вопросы.
С точки зрения апологетики мы подходим к Новому Завету не как к боговдохновенному тексту (наш оппонент в это не верит), а как к сборнику исторических документов, из которых видно, во что верила определенная группа людей в определенное время.
Критика тех или иных деталей этих текстов ничего не меняет в тех фактах, о которых мы уже говорили —
1. Иисус существовал,
2. Он был распят
3. Вскоре после Его смерти и погребения ученики стали проповедовать, что Он воскрес из мертвых, и что Он — Мессия и Спаситель.
Ученики, которые надеялись на то, что Иисус должен «избавить Израиля», пребывают в глубоком унынии после Его страшной смерти — и вдруг происходит что-то, что полностью их меняет — и они отправляются смело, несмотря на угрозы пыток и смерти, проповедовать, что Иисус воскрес из мертвых, что Он — Мессия и Спаситель.
Вопрос «что именно произошло?» никак не снимается разговорами о возможных добавлениях в Евангелиях. Без какого-то решающего события, которое побудило бы учеников уверовать в то, что Иисус воскрес и послал их проповедовать Евангелие всей твари, у нас бы просто не было ни апостольской Церкви, ни Евангелий.
Исследования показывают, что люди могут ошибаться, создавать ложные воспоминания, домысливать события — даже не отдавая себе в этом отчета. Не может ли это объяснять Воскресение?
Воскресение — нет. В лучшем случае, это могло бы объяснять какие-то второстепенные детали. Приведу пример. Больше 25 лет назад я женился и крестился в один и тот же день. Это значимый для меня день, я хорошо помню последовательность событий, кто присутствовал, какие были сказаны слова, и смогу все это последовательно описать. Более того, это могут описать другие люди, присутствовавшие на свадьбе.
Возможно, мы перепутаем цвет скатерти. Или блондинка или брюнетка вела запись в ЗАГСе. Это не исключено. Но если кто-то скажет, что сам факт свадьбы не имел места из-за того, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, людям хочется верить, что они женаты и счастливы в браке, есть масса опытов, показывающих, как люди конструируют ложные воспоминания — это вряд ли кого-то убедит.
Я помню, что я женился, жена помнит, родители помнят, гости на свадьбе помнят — тут и спорить не о чем. Более того, еще через 20 лет, если буду жив и здоров, я тоже буду это хорошо помнить.
Поэтому когда мне говорят, что свидетельство Апостолов о Воскресении надо отклонить на том основании, что людям свойственно впадать в когнитивные искажения, меня это не убеждает — я исхожу из того, что у Апостолов примерно такая же память, как у меня, у меня нет оснований считать, что хуже — и что они в состоянии помнить значимые для них события.
Но вы же сами с сомнением отнесетесь к сообщением о сверхъестественных явлениях за пределами христианской традиции — почему будет разумно доверять сообщениям о Воскресении?
Более того, и внутри христианской традиции мы призваны проявлять осторожность и трезвение, когда сталкиваемся с сообщениями о чудесах. На свете существует множество фальшивых алмазов, и нам надо проявлять осторожность, чтобы не ухватиться за подделку. Но существование фальшивых алмазов не опровергает существования настоящих. Поэтому надо просто внимательно рассматривать конкретные свидетельства. Если сообщения о чудесах будут также хорошо засвидетельствованы, как Воскресение Христово, то да, надо будет признать, что нечто сверхъестественное произошло — а потом уже искать причины этого. Мы, христиане, верим в то, что в мире действуют сверхъестественные силы, это не является для нас принципиальной проблемой.
Другое дело, когда люди отвергают свидетельство о Воскресении на основании заранее принятого убеждения, что сверхъестественных явлений не бывает, потому что не может быть никогда.
Почему такая (материалистическая) картина ошибочна, мы говорили раньше. Но в любом случае, тут человек исходит не из имеющихся свидетельств, а из заранее принятой картины мира, которую у нас нет оснований принимать по умолчанию.
Некоторые люди заявляют, что их похищали инопланетяне — почему вы относитесь к их сообщениям со скептической насмешкой, но верите сообщениям Апостолов?
Потому, что аналогия не работает. Сообщения о похищениях инопланетянами исходят от отдельных лиц, причем лиц, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе благосклонное внимание публики, особенно журналистов и издателей.
Сообщения о Воскресении исходят от группы согласных между собой людей, которые отнюдь не получают от них никакой выгоды — а, напротив, сталкиваются с гонениями. Если бы мы имели сообщения группы людей, которые все вместе побывали на борту инопланетного корабля, это глубочайшим образом изменило их жизнь, и они продемонстрировали готовность терпеть страдания, гонения и смерть за свое свидетельство — мы должны были бы признать, что некий опыт, который они восприняли как пребывание на борту инопланетного корабля у них, определенно, был. То ли инопланетяне, то ли какие-то еще более неприятные личности их действительно похищали. Но ничего подобного в анналах уфологии нет.
Все, что мы знаем о природе, говорит о том, что мертвые не воскресают. Поэтому сообщения о Воскресении гораздо разумнее счесть ложью, галлюцинацией, чем угодно, но не опровержением наших знаний о природе.
Воскресение (как и чудеса вообще) и не опровергает наших знаний о природе. В природе мертвое тело разлагается, в нем происходят такие-то необратимые процессы — и христианам в голову не приходит с этим спорить. Это было прекрасно известно и во времена Апостолов. Но чудеса не являются природными явлениями. Они являются вмешательством внешней по отношению к природе силы.
Апостолы не проповедуют «как это иногда бывает в природе, Иисус воскрес». Они проповедуют, что «Бог воскресил его из мертвых». Это никак не ставит под вопрос тот факт, что «в природе», то есть вне уникального Божиего вмешательства, мертвые не воскресают.