Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?

Пошел в церковь, а попал в храм. Как попасть туда, куда собирался, — в наших суперполезных «Слайдах». Больше не ошибетесь.

01

Храм

Храм — строение для совершения богослужения и таинств, главное из которых — литургия, во время которой верующие причащаются. В храме всегда есть алтарь, в котором находятся престол, жертвенник, на которых и совершается литургия. Это может быть либо отдельно стоящее здание (как правило — с куполом и крестом), либо оно может находиться внутри большого корпуса или дома (домóвый храм). В древности храмы могли находиться под землей или в пещерах, где жили подвижники. Такие храмы называются пещерными.

02

Церковь

Церковь — у этого слова несколько значений. Первое — это собрание верующих людей, во главе которых находится Христос. Второе — это сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм» (смотрите слайд № 1).

 
03

Собор

Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра. Кафедрой иногда называют возвышение в центре храма, на котором стоит епископ, но на самом деле кафедра — это большое кресло, которое стоит в алтаре за престолом, с греческого καθέδρα (кафедра) — сиденье, седалище. Там епископ сидит в определенные моменты богослужений.

04

Часовня

Часовня — малый храм без алтаря, в котором не служат литургию (поэтому и алтаря нет). Но в часовне можно совершать другие богослужения, например, молебны, панихиды, часы (короткая служба-воспоминание страдания и смерти Христа). Отсюда и название.

05

Базилика

Базилика — изначально прямоугольное античное здание, поделенное на несколько частей (нефов) колоннами. В Римской империи это была постройка, предназначенная для общественных собраний. Впервые слово «базилика» (имея в виду храм) упоминает церковный историк IV века Евсевий Кесарийский — к этому времени уже появились христианские храмы такой архитектурной формы.

06

Баптистерий

Баптистерий — круглое помещение с небольшим бассейном внутри для крещения взрослых людей. Иногда в баптистериях были алтари, и в таком случае это был полноценный храм для крещения. Чаще всего баптистерий является пристройкой к основному храму или располагается рядом, а иногда — в подвале.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (10 голосов, средняя: 4,60 из 5)
Загрузка...
17 июня 2019
Теги:
Поделиться:

  • Проничев Сергей.
    Проничев Сергей.11 месяцев назадОтветить

    Собор - это главный храм города или монастыря. --- это мнение неграмотных представителей РПЦ МП. Еще можно увидеть мнение , что это самый большой храм города или монастыря.
    Связанно это с тем, что во времена самозванцев из дома Романовых на престоле(https://www.youtube.com/watch?v=DCL4TpEo12E), соборы были отменены, и практика проведения их в РПЦ возникла только в постсоветское время.
    А объяснять термин Собор, как название храма нужно, а знания потеряны.
    Собор (др.-рус. сборъ, соборъ от ст.церковнослав. съборъ) — сбор, собирание . Собор — «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства». В больших городах в каждой из административных частей города строился свой собор.
    Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
    Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз. Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.
    За рубежом.
    Собо́р Пари́жской Богома́тери, также парижский собор Нотр-Да́м или Нотр-Да́м-де-Пари́[1] (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите, в 4-м городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов. 1302 год — открытие Филиппом IV первого парламента Королевства Франции — Генеральных Штатов.
    Кафедральный собор.
    Из первого века христианства мы имеем об этом классиче­ское свидетельство от апостольскаго ученика, римского епископа Кли­мента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно гово­рится о епископском преемстве от Апостолов. Прекрасный и торжественный способ избрания епископа изображается в Апостольских постановлениях следующим образом:
    «Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и на­род, тот ли это, которого желают иметь начальником (епископом - прим. автора)? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин этого великого и знатного начальствования и истинно ли исполнил то, что относится к его обязанностям в отношении Бога, не нарушил ли прав людей, хорошо ли устроил дела по дому (речь о женатом кандидате - прим. автора) и безукоризнен ли по жизни? И когда все свидетельствовали согласно, по истине, а не по предубеждению, как перед судиёю Богом и Христом и перед Духом Святым и всеми святыми и служебными духами, что он таков, тогда опять в третий раз пусть будут спрошены, действительно ли он достоин священнослужительства, чтобы устами двух или трёх свиде­телей подтвердилось всякое слово; когда же и в третий раз под­твердит, что он достоин, то пусть от всех потребуют знак согласия (речь о голосовании поднятием рук - прим. автора). И когда последнее будет добровольно исполнено, пусть умолкнут. Затем, когда настанет молчание, один из первых епископов с двумя другими, став подле жертвенника в то время, когда остальные епископы и пресвитеры тайно молятся, а диаконы держат раскрытая божественные Евангелия над голо­вою рукополагаемого, пусть говорит молитву» и т. д.
    Подобное же этому говорит в одном из своих посланий и Киприан, епископ карфагенский III века, например: «надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление Апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого».
    Таким образом, как эти, так и другие свидетельства показывают самым наглядным образом, что Никейский собор данным (4) правилом только выразил в полной форме то, что практи­ковалось при выборе епископа до него и в его время. Эти предписа­ния Никейского собора подтверждаются многими историческими примерами позднейшего времени.
    Поэтому и здания специально строились для проведения собраний, соборов.
    храм
    род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы) [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi «храм»; см. «Sрrасhе», 4, 1958, стр. 74. — Т.]
    Культовые термины, если бы вера пришла из Византии, должны бы иметь греческую природу, а никак не латинскую... но наш церковный словарь просто переполнен латинизмами.
    русское слово церковь созвучно латинскому cyrica (круг верующих), а не греческому эклесия, откуда французское “eglise”. Греческое название перескочило в латинскую Францию, а латинское перенеслось из Рима в Россию.
    Слово "церковь" не является переводом какого-либо слова, используемого будь-то Христом или Его Апостолами, но англиканская форма другого слова, которым Римо-Католики заменили слово, использованное Христом и Его Апостолами. В английской Библии по указу короля Иакова, который приказал своим переводчикам в 1611 году не переводить слово "екклезия", как "община" или "собрание", но использовать слово "церковь", вместо перевода. Происхождение слова "церковь" - не с иврита, и не греческого языка. В действительности, когда переводили Библию, слово церковь уже существовало. Греческое слово, используемое в Новом Завете, для обозначения слова "церковь" звучит как "экклезия", что значит "вызванные". Слово "Екклезия" не относится к зданию, но ... к группе людей, и правильный перевод слова "экклезия" должен звучать следующим образом "община, собрание или группа". Странно, но в Деяниях 19:32, слово "екклезия" переведено, как "собрание", но в других отрывках это же слово переведено, как церковь.
    Обычный перевод слова "церковь" - "здание для публичного поклонения, особенно христианского поклонения: общество всех христиан как духовного тела".
    Само слово вера происходит у нас от латинского слова vera, то есть “Истина”, откуда и французское verite, а не от греческого докса.

    • Ярослав
      Ярослав7 месяцев назадОтветить

      Вера-это слово исконно русское,ве-ведать,ра-солнце или божественный свет

Загрузить ещё