Кому и почему дают епитимью?

Что такое церковная епитимья, за что можно ее получить, каковы были правила наложения епитимья в Древней Церкви и как обстоят дела сегодня? Разбираемся в слайдах «Фомы».

01

Что такое епитимья?

Это особое послушание, которое священник, духовник назначает кающемуся грешнику после исповедания им совершенного тяжелого греха. Хотя греческое слово ἐπιτῑμία и переводится буквально как «наказание» или «кара», церковная епитимья не столько наказание, сколько средство духовного исцеления согрешившего человека.

02

Сложно как-то: то наказание, то исцеление... В чем суть-то?

Цель епитимьи состоит в том, чтобы человек осознал свой грех, покаялся в нем, исполнился решимости более его не совершать и запустил в себе процесс внутреннего качественного изменения. В святоотеческой аскетической литературе епитимьей называются и посылаемые свыше испытания в виде скорбей и недугов, терпеливое перенесение которых способствует освобождению от греховного поведения. Т. е. и в этом случае смысл епитимьи заключается в уврачевании души.

03

И кто придумал епитимью?

Практика назначения епитимьи сложилась еще в Древней Церкви. Главным образом, она состояла в отлучении человека, совершившего тяжкий грех или нарушившего церковные каноны, от причастия на определенный срок. Это было так называемое малое отлучение.

04

Как это на практике выглядело?

Святой Василий Великий разделял период епитимьи, во время которого грешники должны были демонстрировать деятельное покаяние, на несколько временных отрезков. Вначале люди должны были стоять вне храма, затем допускались внутрь, только чтобы послушать чтение Священного Писания, после этого им разрешалось присутствовать на службе до Евхаристии, далее — молиться со всеми остальными на протяжении всей литургии, и только по прошествии всех этих этапов они допускались к причастию.

05

Если есть малое отлучение, то есть и большое?

Если точнее, оно называется не большое, а великое. Это крайняя форма епитимьи, которая налагалась за особо тяжкие церковные нарушения и предполагала полное исключение человека из церковного общения.

06

И сколько могла длиться епитимья?

В Древней Церкви она бывала очень продолжительной. Например, совершение аборта влекло за собой отлучение от причастия на 10 лет, отречение от христианской веры под угрозой мучений — на 8 лет, а произвольное отречение от Христа — пожизненное лишение причастия. Вместе с тем реальность могла отличаться от строгих дисциплинарных предписаний, так что продолжительность епитимьи зависела от духовного состояния кающегося грешника. А еще, если находящийся под епитимьей человек заболевал и оказывался при смерти, его допускали до причастия.

07

Кто может наложить епитимью?

В Древней Церкви епитимью мог накладывать только епископ. Позже распространилась практика наложения епитимьи и священниками. Впрочем, в разные исторические периоды правила могли меняться. Например, в России в 1734 году Святейший Синод издал указ, который лишал священников права своей властью, без правящего архиерея, налагать епитимью в виде отлучения от причастия.

08

Сейчас применяют отлучение от причастия как епитимью?

Да, но очень осторожно и не ко всем. Позиция Церкви по отношению к церковным наказаниям нашла отражение в «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Патриарха Алексия II от 21 декабря 1995 года: «Каноническое отлучение от Причастия на длительные сроки за так называемые смертные грехи не есть мера Божественного возмездия за грех, осуждения и кары, но мера исправления, врачевания… Отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство».

09

А что же действенно для остальных?

В том же документе читаем: «Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным во искупление своих грехов». Помимо этого, епитимья может выражаться в дополнительных поклонах, увеличении домашнего молитвенного правила, духовном чтении (акафисты, жития святых), посте, милостыне и т. д.

10

Чаще в храм? Длиннее правила? Но ведь люди еще и работают!

В «Настольной книге священнослужителя» священникам дается следующая рекомендация: «Епитимию надо сообразовывать с условиями жизни кающегося. Нельзя назначать чтение акафистов, если у человека нет их текстов; нельзя призывать его к ежедневному присутствию на богослужении, если он работает на производстве или в учреждении. Если по бытовым условиям прихожанин не может читать большие молитвенные правила с акафистами и земными поклонами, то можно предложить ему исполнять это в храме до начала богослужения, но ни в коем случае не во время общей службы».

11

Что делать, если на меня наложил епитимью незнакомый священник во время поездки?

По устоявшейся церковной практике, налагать епитимью может только духовник, у которого человек регулярно исповедуется. Если незнакомый священник наложил епитимью, нужно рассказать о ней своему духовному отцу, который сможет оценить меру ее духовной пользы и целесообразность ее назначения. А в некоторых особо вопиющих случаях имеет смысл сообщить о происшедшем правящему архиерею епархии, где это произошло. Далеко не всякая епитимья, особенно налагаемая неопытным священником, «младостарцем», служит духовному исцелению, но может, наоборот, навредить как душевному, так и физическому здоровью.

12

Как, например, навредить?

«Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — говорил протоиерей Димитрий Смирнов. Он приводил пример, как его прихожанин, страдавший артрозом, во время паломнической поездки в монастырь получил от местного «старца», которого видел впервые в жизни, епитимью совершать ежедневно 300 поклонов. Естественно, такая епитимья была для него непосильной и могла бы нанести непоправимый вред здоровью.

0
7
Сохранить
Поделиться: