Каждый год, в воскресенье, ближайшее к 29 июля, Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые в течение четырех веков, с IV по VII, защищали православную веру от ересей. Возникает закономерный вопрос: почему праздник посвящён только шести Соборам, если Вселенских Соборов было семь? Куда девались участники последнего Собора?

редактор направления «Вера»
Ответ первый — исторический
Почитание святых отцов шести Вселенских Соборов в общих чертах сложилось в Церкви к IX веку. К этому же времени были написаны богослужебные тексты, прославляющие их участников. Что же касается Седьмого Собора, то, хотя он и состоялся в 787 году, вплоть до его признания Вселенским на Поместном Константинопольском Соборе 879–880 гг. такого статуса не имел и, соответственно, не был воспринят в литургической традиции наравне с первыми шестью.
Ответ второй — богословский
Праздник отцов шести Вселенских Соборов объединяет в единое целое догматическое учение Церкви. На этих Соборах было утверждено,
- что Христос есть Бог и Человек,
- что Троица Единосущна и Нераздельна,
- что Дух Святой есть Бог,
- что Пресвятая Богородица — истинная Богоматерь,
- что человеческая и Божественная природы Христа существуют «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно»,
- что у Христа две воли — Божественная и человеческая.
А вот VII Собор имел иную богословскую направленность: на нем речь шла не об основополагающих догматах Церкви — учении о Троице или о богочеловечестве Иисуса Христа, а об иконопочитании и церковной дисциплине. Именно поэтому отцы VII Собора прославляются в другой день — в воскресенье, ближайшее к 24 октября, дню окончания работы Собора. Таким образом, в православной традиции нет умаления значимости VII Собора, просто он имеет собственное, отдельное воспоминание.
При этом у нас есть и отдельный праздник, посвященный памяти отцов всех семи Вселенских Соборов. Он отмечается ежегодно 31 мая. Тем самым Церковь подчеркивает, что семь Соборов равнозначны и неразрывно связаны друг с другом. Шесть Соборов — это догматический каркас веры. Седьмой — ее образ, икона.
