Вопрос читателя:
Добрый день! Не могли бы Вы объяснить эпизод из Евангелия от Луки (гл.17, стихи 12-19) о десяти прокаженных? Мне непонятно, почему Иисус заключил, что лишь один из исцеленных оказался благодарным? Потому что Он — Бог и знал, почему на самом деле вернулся поблагодарить один, а остальные девять — нет? Или все таки в тексте (возможно, в оригинале, а не в переводе) есть какое-то указание на причины? Если бы я была одним из тех девяти, то я бы тоже не вернулась, и не потому, что была бы неблагодарна. Но ведь Наставник велел идти показаться священникам (чтобы они засвидетельствовали исцеление) — значит, надо идти к священникам, а не бегать туда-сюда. А самарянин вернулся, но точно ли для того, чтобы поблагодарить? Ведь пока все десять были больны, они были объединены общей бедой и им было не до религиозной вражды. А когда они поняли, что исцелились, то сразу заметили, что один из них — чужак, еретик. Может быть, они просто прогнали его, а ему было страшно остаться одному в пустынном месте, возможно, даже без еды и воды. Вот он и пошел туда, где видел людей, громко прославляя Бога, исцелившего его — слышите? я славлю Бога, я свой! -чтобы и эти люди тоже не прогнали.
Спасибо.
Алла
Ответ священника:
Здравствуйте, Алла! Все мы склонны оправдывать свои грехи, в том числе, и неблагодарность. Однако аргумент о том, что между исцелившимися вдруг вспыхнула религиозная вражда вряд ли имеет право на существование.
И вот почему. 10 евреев - необходимый минимум для совершения общественной молитвы. В иудаизме этот десяток называют миньян. Прокажённые собрались в необходимое число людей, чтобы стать церковью – собранием людей, объединившимся для молитвы.И именно как молитвенное сообщество они обращаются ко Христу: «Иисус, Наставник! Помилуй нас». Они хотят, чтобы Иисус, как раввин в синагоге, их общую молитву об их исцелении вознёс к Богу.
То, что среди собравшихся в миньян был самарянин вполне можно назвать кощунством и святотатством. В миньян можно было включить мальчика до 13 лет, в крайнем случае женщину, но ни в коем случае не самарянина. Притом самарянам не было известно о сакральности миньяна, а потому самарянину и не было смысла обманывать иудеев, чтобы в него попасть.
О какой религиозной вражде может идти речь, если евреи сами пригласили в миньян этого человека, который в итоге «один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его». Эта же цитата опровергает Ваше сомнение в том, с какой целью вернулся самарянин. Он вернулся и земно поклонился исцелившему его Христу.
Ещё одно опровержение Вашей идеи – реакция Самого Христа, который вопросил: «не десять ли очистилось, где же девять?» Если бы Христос знал, что закон запрещает иудеям вернуться и поблагодарить Бога, Он не задал бы такого вопроса.
Искренне желаю всем нам приложить к доброделанию хотя бы часть того искусства с каким мы оправдываем грехи.