Новым, или последним Адамом назвал Иисуса Христа апостол Павел. Сравнивая Христа и Адама, он противопоставляет одного другому, делает акцент на их противоположности: ...первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор 15:45, 47).
Это противопоставление было впоследствии развито в святоотеческом богословии. «Адам есть образ Христа... — размышляет святитель Иоанн Златоуст. — как Адам для своих потомков, хотя они и не вкусили древесного плода, сделался виновником смерти, введенной в мир Адамовым ядением, так Христос для верующих в Него, хотя и не совершивших праведных дел, сделался виновником праведности, которую даровал всем нам чрез крест».
А святитель Григорий Богослов, описывая искупительные страдания Христа, скрупулезно сопоставляет их с обстоятельствами грехопадения Адама: «За каждый наш долг воздано особо… <…> Для сего древо за древо и руки за руку — руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую; руки пригвожденные — за руку своевольную, руки, совокупляющие воедино концы мира, — за руку, извергшую Адама. Для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение… смерть за смерть… погребение за возвращение в землю…».
Адаму не удалось выполнить его миссию — путем духовного возрастания и нравственного совершенствования достичь обóжения и привести в единство с Богом весь сотворенный Им мир. Нарушив Божий запрет и лишив себя рая, он закрыл для себя естественный путь к соединению с Богом.
Грехопадение имело последствия не только для Адама и Евы. …Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили, — читаем мы в Послании к Римлянам (Рим 5:12). Человеческая природа и весь тварный мир оказались поражены грехом. И только жертвенная любовь Божия могла разрушить преграду, которая образовалась между Богом и людьми в результате первородного греха. Эту любовь явил Иисус Христос, Который принес Себя в жертву за грехи человечества и вновь открыл людям путь к Богу. Он исполнил то, что не получилось у Адама, — через неукоснительное следование воле Божьей сделал человеческое естество причастным вечной жизни. Христос восстановил то состояние человека, которое соответствовало Божьему замыслу, спас и обновил образ Божий и исцелил поврежденную грехом человеческую природу. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни, — объясняет апостол Павел (Рим 5:18).
Как от Адама произошел весь род человеческий, так от Христа как Нового Адама происходит новое человечество — христиане, получившие второе рождение в таинстве Крещения. «Там, где Адам заканчивает, Христос начинает, — пишет об этом святитель Николай Сербский. — Адам заканчивает в гробу, Христос начинает Воскресением из гроба. Род Адамов — семя в земле, которое гниет и разлагается, не видит солнца и не верит, что оно может взойти из земли и развиться в зеленое растение с листьями, цветами и плодами. Род Христов — зеленеющая нива, на которой пшеница растет, зеленеет, цветет, колосится и приносит плод многий. По Адаму значит не только, что мы однажды умрем, но значит, что мы уже мертвы — все до одного мертвы. По Христу значит не только, что мы однажды оживем, а что мы уже оживлены, т. е. семя начало в земле прорастать и на свет солнца пробиваться».