Новогодний компромисс: праздновать или не праздновать во время поста?

Новогодний компромисс: праздновать или не праздновать во время поста?

Ну вот и закончились традиционные новогодние споры между православными насчет «праздновать или не праздновать». Вроде бы в очередной раз сошлись на том, что попраздновать можно, но — без фанатизма. Детям — ёлка с подарками, взрослым — скромный стол с постными продуктами, и новогодний молебен в храме. Деда Мороза терпим, поскольку он — законспирированный Санта-Клаус, который на самом деле — Николай Чудотворец. «Новогодний огонек» по телевизору не смотрим, ибо достало. Ну, и конечно — бокал хорошего вина. Под бой курантов. С пожеланиями друг другу всего самого наилучшего.

Такая вот программа-минимум новогоднего компромисса между Рождественским постом и советской традицией. В принципе, я и сам всегда относился к Новому Году примерно так же. И поэтому, знаю не понаслышке, что в реальном исполнении эта программа у многих отнюдь не ограничится парой бокалов шампанского. Под селедку с ее шубой и под соленые грузди с огурчиками и салатиками из печени трески очень уж хорошо идут напитки покрепче. Поэтому на практике этот компромисс может еще более расшириться, включив в себя помимо хорошего вина еще и хороший коньяк и не менее хорошую водку. Разумеется, немного: рюмку-другую. Ну, в крайнем случае, третью. А там уж как получится… Ведь Новый Год же! Праздник долгожданный! А уж ежели друзья пришли в гости или сам оказался в гостях за праздничным столом, то и подавно забудешь о всяких там компромиссах. Во всяком случае, у меня все происходило именно так на протяжении многих лет.

Новогодний компромисс: праздновать или не праздновать во время поста?

А нынче вот, подумалось что-то… Принято считать, что когда друзья встречаются на праздник и отмечают это дело чем-нибудь горячительным, то главное — встреча, праздник. А водка-коньяк это так… для аранжировки, можно сказать. Аккомпанемент.

Только, сдается мне (после более чем трех десятилетий уверенного пользования этими напитками), что все обстоит ровно наоборот: любая дружеская посиделка для людей пьющих — это всего лишь некий благовидный предлог для главного действа — встречи с алкоголем.

А поздравления, задушевные разговоры, воспоминания, песни под гитару да и само все это новогоднее празднество… это все как раз и есть — аранжировка для возлияния, орнамент, призванный благовидно закамуфлировать основной мотив собравшихся — опрокинуть очередную рюмочку под изысканный тост.

Никого не переубеждаю, ни-ни. По себе знаю — бесполезное занятие. В этом деле пока жареный петух не шандарахнет как следует, никакие слова не доходят, даже куда более сильные. Посему, просто — мысли вслух. Для тех, кто уже закупил к Новому году крепкий алкоголь или собирается это сделать.

Всех остальных прошу извинить меня за то, что отвлек вас от праздничных приготовлений своими невеселыми рассуждениями (которые, слава Богу, для вас непонятны и странны). Где оскудевает Spiritus sancti, там берет верх Spiritus vini, увы.

Такова, на мой взгляд, подлинная суть компромисса между христианским постом и новогодним возлиянием. Подлинная встреча друзей, подлинный праздник, настоящие радость и веселье возможны лишь в Духе Божьем. Где Он присутствует, там серьезный алкогольный допинг уже, в общем-то, и не нужен. А там, где Его нет, у людей нет ни праздника, ни радости, ни встречи, сколько бы водки-коньяка не было выпито за праздничным столом. И я от всей души желаю всем нам такого новогоднего торжества, за которым мы могли бы искренне обратиться друг к другу не только с традиционным поздравлением, но и с древним христианским приветствием «Христос посреди нас!» Это и будет — самый правильный компромисс на Новый Год.

Читайте также:

Без линейки, или О грехах больших и малых
Как пьяница-поп души спасал. История от митрополита Антония Сурожского

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (48 голосов, средняя: 4,65 из 5)
Загрузка...
30 декабря 2015
Поделиться:

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, вы пишите "Причастие - не дезинфекция, а Тело и Кровь Христовы, который есть Бог и Жизнь, и говорить что от Причастия может быть зло значит богохульствовать". Однако в том числе и на "Фоме" приводились примеры превращения в коронавирусные очаги наших лучших монастырей, прозванных лаврами. Как эти факты стыкуются с вашим объяснением?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Денис, Вы поднимали уже поднимали этот вопрос в комментариях как минимум к двум записям:

      https://foma.ru/kogda-mozhno-prichashhatsja-esli-bolel-koronavirusom.html
      https://foma.ru/kak-objasnit-muzhu-chto-bojus-chto-on-podhvatit-virus-v-cerkvi.html

      Более того, Вы сами ответили на него в одном из них, говоря, что храмы - это зачастую здания не с самой лучшей вентиляцией, в которые приходит нередко больше людей, чем это допустимо при непростой эпидемиологической обстановке. Собственно по этой же причине самыми опасными для заражения местами в сводках разных стран называют транспорт, бары и фитнес-залы, а также изолированные семьи. Как можете заметить, ни в барах ни в автобусах Причастие не совершается.

      Короче говоря, Вы этим своим вопросом только снова подтвердили сказанное мной: 1) сменили тему на не касающуюся первоначального обсуждения; 2) подняли тему, которую уже сами неоднократно инициировали; 3) продемонстрировали упертость, показав что Ваши личные убеждения ставите выше учения Церкви.

      Короче говоря, если Вы хотите продолжить обсуждение темы заразности Причастия, и Вам есть что сказать принципиально нового, то прошу Вас продолжить один из тех разговоров, что Вы покинули ранее за неимением аргументов (реальных аргументов, со ссылками хоть на что-то, кроме собственных рассуждений о том, что и как должно быть правильно в Церкви и мире). В комментариях к этой записи я на эту тему высказываться больше не буду.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, как в теме про американское рождество я могу повторять одно и то же, когда там вовсе нет моих комментариев прошедших премодерацию?
    Касательно винного причастия в РПЦ, то проблема не сколько в его наличии, сколько в его безальтернативности. Такой консерватизм переходящий в жёсткий диктат и доводимый до абсурда отталкивает даже людей консервативных. Знаю об этом и по своим реальным разговорам с православными трезвенниками Красноярска - это не какие-нибудь там сторонники "однополых браков" и прочие либералы, а люди испытывающие отвращение к алкоголю, иногда даже закодированные от его употребления.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, касательно непосредственно прокомментированного вами сообщения, то там обращаю внимание на психологический фактор. Очень сложно нечто одновременно считать плохим и хорошим - это уже какое-то двоемыслие по Оруэллу. Не зря тому же Мойше трезвенники кажутся странными. В результате винное причастие распространённая проблема в православном трезвенничестве вплоть до полного разрыва с РПЦ.
    Послесловие:
    Пользуясь случаем, обращаю ваше внимание, как модератора, на то, что вот уже четыре моих комментария к статье по ссылке https://foma.ru/pered-rozhdestvom-amerikanskij-voennyj-sovershil-oshibku-ej-do-sih-por-raduetsja-vsja-strana.html не опубликованы без объяснения причины. Причём три из них не сегодня отправлял. Прошу опубликовать или хотя бы объяснить причину отказа в публикации.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Чтож, если вино в Чаше отталкивает Вас от Причастия, стоит задуматься и об отказе от воды - ведь водородные бомбы уносят жизни; отказаться от яблок - ведь из железа изготавливается оружие, и т.д. и т.п. Ну и заодно это лишний раз иллюстрирует уровень Вашего погружения в православное вероучение. И если вообще всего лишь присутствия вина в приготовлении Даров достаточно, чтобы человек только основываясь на этом вышел из Церкви, то это точно больше говорит о человеке, чем о Церкви.

      Что касается Ваших комментариев к записи про американскую рождественскую традицию, то я не помню, чтобы здесь где-то было соглашение о том, что отказ от публикации должен быть в обязательном порядке разъяснен. Я не модератор, и не могу отвечать за каждого отвечающего на комментарии сотрудника, но возможно дело в том, что: 1) Вы не признаете своих ошибок, предпочитая покидать обсуждение или переводить его на предметы, не касающиеся первоначального вопроса; 2) Вы не пишете ничего принципиально нового, повторяя из комментария в комментарий примерно то же, что писали здесь уже много раз, инициируя обсуждение в котором показывали более свое упорство, чем желание узнать Истину.

      Собственно, это всё, что хотелось сказать по поднятым вопросам. Уведомляю на всякий случай, что эта тема по большому счету является исчерпанной, и моих ответов в этой ветке уже не будет.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, на Евангельском кружке разбирали, что имелось ввиду под водой обращённой в вино. Простор толкований широчайший вплоть до виноградного сока, но вот креплёного вина по факту используемого обычно в РПЦ я что-то не припомню. Главное же наш кружок, был при КГМУ (Красноярской Государственной Медицинской Академии) и там делали упор на то, что ныне есть средства дезинфекции получше вина, есть одноразовые ложки. Кстати, если не ошибаюсь, даже считали и виноградный сок с одноразовыми ложками дешевле вина по крайней у нас в Красноярске.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Мы уже это обсуждали, и Вам должно быть хорошо известно, что 1) выбор вина для Причастия не ограничивается крепленым, и даже более того - крепленое для него никогда не рекомендовалось; 2) Причастие - не дезинфекция, а Тело и Кровь Христовы, который есть Бог и Жизнь, и говорить что от Причастия может быть зло значит богохульствовать.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Зреть надо в корень. Откуда в православии вовсе взялась тяга к компромиссам с Зелёным Змием?
    Первопричина в использовании вина в качестве физической основы причастия. Отсюда и начинаются рассуждения в стиле "не всё так однозначно" насчёт потребления алкоголя.
    Послесловие: У самого после принятия обета трезвости, который держу много лет до сих пор, причастие постепенно сошло на нет. Даже коронокризис с его дезинфекцией лжицы после причастия скорее поставил финальную точку. Ибо и так уже иссякала вера в то, что винное причастие на пользу в отличие от обета трезвости. В реале получается выбор по принципу ИЛИ!

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Денис, прочитайте материал пожалуйста до конца и внимательно. К послесловию: очень грустно, что Ваши занятия в евангельском кружке прошли даром, а личное понимание сути обета трезвости заставляет богохульничать.

  • Алексей
    Алексей5 лет назадОтветить

    Уважаемый Мойша! Я тоже встречал непьющих людей! Нормальные люди. У меня отец не пил сорок лет, так мать нарадоваться не могла. Да, и вы, по всему , не просто так "завязали" с крепкими напитками. (Хотя, по-моему, бросать так всё. И пиво тоже). Есть в Библии цитата, что вино пенится и играет в бокале красиво, но потом ужалит, как коварный аспид. Так что лучше вообще не пить. Такое моё глубокое убеждение! Кстати, и при больших деньгах, и при власти, и при блуде вино обязательно присутствует!

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё