
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Как объяснить мужу, что очень маленький ребёнок и сейчас лучше не ходить в церковь из-за вирусов, а молиться дома? Из-за непонимания в этом вопросе нервничаем, а это неблагоприятно для семейного спокойствия.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас Благословение! Думаю, Вы выходили замуж за разумного человека и он не хуже Вас знает, сколько месяцев или лет вашему общему ребенку, правда же? Отец и мать несут за ребенка одинаковую ответственность, и правильный и разумный путь – это договариваться и обсуждать очень аккуратно и вежливо мнения и Ваше, и супруга. Строго говоря, храмы сейчас открыты, но в них соблюдаются меры предосторожности. Например, социальная дистанция, стоять в масках в помещении или во дворе хама, исповедь – в маске или в письменном виде. А заразиться через причастие невозможно. Насколько опасен еще один выход из дома, помимо походов на работу, в магазин и аптеку и на прогулку? Бог весть.
Может быть, получится прийти к компромиссу, что муж ходит не каждое воскресенье в храм, а через воскресенье или пока раз в 3-4 недели. Или, если вы ходите всей семьей (и слава Богу, если так), соответственно, что вы все вместе мирно идете в храм с такой-то периодичностью. Или, например, смотрите трансляции из дома ежевоскресно, а в храм идете, когда все причащаетесь. Или во время службы все молитесь только на улице, а заходите внутрь, чтобы только к Чаше подойти. А если пришли просто помолиться, то внутрь не заходите, слушаете трансляцию во дворе и молитесь. Поговорите, подумайте, поделитесь друг с другом своими мыслями на эту тему.
И еще – не нужно ставить во главу угла ребенка. Конечно, как мать, Вы о нем заботитесь и ребенок уязвим. Но у ребенка есть, слава Богу отец, который отвечает за чадо ровно наполовину и может иметь свое представление о том, как воспитывать дитятю и как с ним поступать, и оно может быть в некоторых случаях более правильным, чем Ваше. И если говорить о здоровье, начинать обсуждение этого вопроса нужно с заботы о здоровье Вас и мужа, а потом уже ребенка, так и правильнее, и разговор будет лучше. Ведь взрослые не менее уязвимы в отношении вируса, а то и сильнее.
Поэтому помолитесь Богу, подумайте и обговорите все с мужем, исходя не из того, что именно Вы правы, а с тем, чтобы прийти к общему мнению и компромиссу, с Божией помощью.
По поводу именно карантинных конфликтов у нас есть материал Почему мы часто ругаемся с мужем на карантине?. Посмотрите его тоже.
Храни Господь!
Кузнецов Михаил, раньше я спорил с утверждающими, что лучше бы поликлиники и больницы строили вместо храмов и монастырей, а ныне соглашаюсь. От поликлиник и больниц польза очевидна, тем более во время коронокризиса. Храмы и монастыри стали коронавирусными очагами. Вера должна быть в душе...
Ну вот, Вы опять ушли от вопроса и сменили тему.
Вера должна -- быть, Денис. Должна, но человек свободен. Может не верить. Может искушаться. Если с верой проблемы, то всегда найдётся причина для отрицания.
Владимир Гурболиков, в том-то и дело, что больше не причащаюсь с начала коронокризиса. Очевидной пользы нет, очевидный риск есть.
Очевидная польза? Какая? Как Вы понимаете сам смысл Евхаристии? Если чисто символически, либо как защиту от физической немощи, то неправильно и то, и другое.
Владимир Гурболиков, людей страшно раздражает, когда обманывают их надежды. Умирают от коронавируса епископы, священники, которые ранее твердили нам о чудесах. Тут уже не спишешь на то, что я недостойный, но вот достойных Бог вознаграждает чудесным исцелением. Прежде чудотворные лавры превратились в коронавирусные очаги. Я то потерял веру в то, что Бог ныне в Церкви здесь на Земле, а многие разуверились напрочь. Не верят больше, что Бог вовсе есть!
Причём это не только православия касается: Италия, Британия, многие другие страны Европы и штаты Северной Америки закрыты на жестокий карантин, как раз на западное Рождество. До этого же христиане остались без Пасхи. Тут уж скорее уместнее думать, что само нынешнее христианство вызывает ярость Божию!
Вы неверно толкуете то, что для священнослужителя главное чудо. У нашего духовника его отец, тоже священник, умер прямо на амвоне во время проповеди после причастия (до коронавируса). Умер со словами о Христе. Вот это главное чудо и есть. "Я бы хотел умереть также чудесно, как он", - вот что говорит отец Игорь, вспоминая своего папу.
Христу, когда Тот был распят и умирал за нас, кричали из толпы: если ты Бог, то соверши чудо, сойди с креста... О чудесах Церковь судит трезвее и с памятью о крестном пути Спасителя.
Владимир Гурболиков, раз причастие даже обеззараживающими свойствами на уровне этилового спирта не обладает, то какое отношение к неизмеримо более важному вечному спасению оно имеет?
Касательно "у вас", так приводил уже в комментариях к иной теме, что доля россиян идентифицирующих себя в качестве православных за время коронокризиса упала с 65% до 60% по данным опросов общественного мнения. В пересчёте на людей - это многомиллионное падение!
Если Вас не волнует собственное духовное состояние и Вы не считаете церковное учение о спасении через воскресении и вечной жизни в Царстве небесном со Христом, то для Вас (лично для Вас) всё и сводится к проценту этилового спирта. Иначе в этом случае и быть не может. А цифры церковного человека смущать не должны: Христос же говорил, что многие соблазнятся о Нём. То есть не примут Его и Его учение. Происходит то же, что происходило во все эпохи. Ничего нового.
Почему Вы считаете, что это логический вывод? Ваш вывод совершенно не соотносится ни с каким правилом логики. Если конечно не исходить из предпосылки о том, что Тело Христово - универсальный и безотказный излечитель и оживлятель, но спешу Вас уверить, что православные христиане не видят Христа таковым, и не могут согласиться ни с такой предпосылкой, ни с выводом из такой посылки. Так что если Вы потрудитесь немного погрузиться в вопрос - не умозрительно, а действительно постараетесь понять - то увидите, что ошибки никакой нет, а есть только Ваше недопонимание.