Нежелание учиться у подростка. Советы психолога
Если подросток не хочет учиться, то причины у этого могут быть разные: от нормальных, возрастных особенностей до тревожных звоночков, требующих активного вмешательства.
Причины
В подростковом возрасте у ребенка сменяется ведущая деятельность. Ведущая деятельность — это та деятельность, в которой определенные психические функции ребенка развиваются особо активно. Если в начальной школе ведущей деятельностью была учебная, то в подростковом она сменяется на интимно-личностное общение со сверстниками.
У подростка появляется психическое новообразование, которого раньше не было — чувство взрослости. Но равняться на взрослых в полной мере он пока не может. От учителей и родителей он уже отдалился, а к взрослым идеалам не приблизился. Единственное общество, с которым он может себя сравнивать и на которое хочет равняться — общество ровесников. А там такие же дети того же возраста, которым сейчас тоже не до учебы.
Кроме того, в этом возрасте у подростков появляется интерес к противоположному полу. Появляются влюбленности, попытки заводить отношения. Да и физиология не дремлет: столько изменений сразу могут сбить с толку даже самого усидчивого ученика.
К тому же, подростковый возраст совпадает с периодом обучения в средней школе, где, во-первых, нагрузка резко возрастает из-за количества новых предметов, а во-вторых — вместо одной привычной учительницы появляется много разных учителей. Ребенок может привыкнуть к тому, что в начальной школе все было относительно просто, и такое количество новых задач может его напугать, подорвать веру в свои способности. Особенно это касается тех детей, у кого не получается быстро понять какие-либо новые дисциплины. С другой стороны, у ребенка могут возникнуть проблемы с кем-то из новых педагогов.
Часто страдают те ученики, которые достаточно быстро и интуитивно могли решать задачи в начальной школе. Но начиная с пятого класса, возникает необходимость заучивать алгоритмы для решения тех или иных задач. И если ребенок привык все решать за счет развитого мышления и понимания задачи, то в средней школе он может столкнуться с трудностями, потому что без выполнения определенной последовательности действий он может не прийти к нужному результату. А даже если придет, то все равно ему придется оформить это надлежащим образом: по установленным программой правилам.
У подростка могут возникать проблемы, которые не связаны с учебой, но так сильно его беспокоят, что ему просто не до уроков. Быть может, кто-то его обижает, или же он страдает от безответной влюбленности, или еще что-то, о чем он не рассказывает. В таком случае следует выяснить, в чем причина его нежелания учиться. Он может сразу не рассказать об этом, но доброжелательная настойчивость родителя способна преодолеть подростковую замкнутость.
К тому же, у ребенка в подростковом возрасте только-только сформировалась произвольность психических процессов, т.е. способность самостоятельно, по своей воле ставить задачи и их выполнять. Но далеко не у всех подростков эта произвольность сформирована в достаточной степени. Многим все так же требуется внешний контроль за выполнением домашних заданий и посещением уроков, потому как внутренний контроль у них еще не появился.
Методы помощи
Если нежелание учиться связано с проблемами отношения ребенка с педагогами, то проблему следует решать на этом уровне: и через общение с подростком, и через контакт с учителями. Следует выяснить причину конфликта и рассмотреть возможные причины его решения. Учителя, в своем большинстве, готовы идти на уступки, т.к. они непосредственно заинтересованы в успеваемости всего класса – они за нее отчитываются.
Если проблема в отношениях со сверстниками, то к этому вопросу следует подходить с особой осторожностью. Дела душевные подростков — очень хрупкая и болезненная тема, и взрослые часто относятся к ним как к чему-то, что не имеет значения и скоро пройдет. Важно показать ребенку, что вы понимаете и принимаете его переживания, но ради его благополучия настаиваете на том, чтобы он не запускал учебу. Потому что чем дальше он отложит учебную деятельность, тем сложнее будет наверстать это в дальнейшем.
Если же проблема в сложностях по тем или иным предметам, то можно обратиться за помощью к репетиторам или помогать самостоятельно. У ребенка есть три зоны развития: актуального, потенциального и ближайшего развития. Актуальное — это то, что ребенок способен с легкостью делать сам, а потенциальное — то, что он не может сделать даже при помощи взрослого. И только в зоне ближайшего развития, где ребенок при помощи взрослого может выполнять то, что сам сделать не в состоянии, у него появляется возможность развиваться. Именно на эту зону следует делать акцент, помогая ребенку.
Почему подросток охладевает к учебе? Взгляд психолога
Приходит подростковый возраст, а вместе с ним — непонимание, бунт, перепады настроения и абсолютное нежелание учиться. Родители недоумевают, сердятся, наказывают, заставляют и уговаривают, но тщетно.
Читать далееКак вернуть подростку интерес к учебе?
В самой формулировке вопроса есть хорошая новость: интерес точно был, просто он был в какой-то момент утрачен. Поэтому самое лучшее, с чего мы можем начать — это вернуться в ту самую точку потери. Вспомнить те обстоятельства, ситуации, детали, людей, которые могли повлиять на то, что интерес к учебе был утрачен. А еще родителям нужно понимать,...
Читать далееПодросток не хочет учиться
Подростковый возраст — время, когда ребенок пересматривает свое отношение ко всему. В том числе и к учебе: многие родители сталкиваются с тем, что подросток не хочет учиться. Какие особенности возраста и социальные факторы влияют на желание подростка получать знания и как взрослые могут помочь ребенку вернуть потерянный интерес к школьному образованию? Почему подросток не хочет...
Читать далееПодросток ничего не хочет
Статьи и подкасты из этой подборки пригодятся родителям, чьи дети вступили в свой подростковый кризис. Они больше не хотят учиться — не видят в этом смысла, не понимают, зачем они столько времени тратят на ненужные им предметы. Дети от природы своей любознательны. И только от взрослых зависит, останется ли это качество в ребенке надолго или...
Читать далееПодростковый кризис
О том, что такое подростковый кризис, в чем его суть и причины мы поговорили с Ольгой Волконской-Веселковой, психологом школы № 1514 (Москва), психологической службы храма Косьмы и Дамиана в Шубине, волонтером центра «НеТерпи: психологи за отношения без насилия».
Читать далееЧто делать, если подросток не хочет учиться?
В младших классах ребенок учился с удовольствием, с интересом, но вот перешел в среднюю школу, стал подростком — и как будто подменили: в школу ходит с неохотой, уроки делает через «не могу», смысла в учебе не видит. Ситуация нередкая. Почему это происходит и что в этом случае нужно делать родителям? И каких ошибок избегать? Рассказывает...
Читать далееПодросток ничего не хочет. В чем причина и что делать?
Так иногда бывает: в начальной школе ребенок был бодр и весел, много чем увлекался, с удовольствием занимался в разных кружках, студиях... Но вот он дожил до подросткового возраста, и как подменили: все прежние занятия забросил, ничего не хочет, ничем не интересуется, лежит на диване и тупит в телефон. Что с ним случилось? И что делать родителям? Отвечает детский психолог Марина Решетникова.
Читать далее