Так иногда бывает: в начальной школе ребенок был бодр и весел, много чем увлекался, с удовольствием занимался в разных кружках, студиях... Но вот он дожил до подросткового возраста, и как подменили: все прежние занятия забросил, ничего не хочет, ничем не интересуется, лежит на диване и тупит в телефон. Что с ним случилось? И что делать родителям? Отвечает детский психолог Марина Решетникова.

Ищем причину

Такие ситуации не редкость, и это тревожные ситуации. Взрослым важно понимать, что это особенности переходного возраста, требующие пристального внимания. Причин может быть много, и, вполне вероятно, в каких-то случаях их сразу несколько. Перечислю наиболее распространенные.

1. Подростковая депрессия

Это не столь уж редкая вещь. По медицинской статистике, примерно 11 % подростков до 18 лет страдают депрессиями (девочки чаще, чем мальчики), причем у 20 % подростков был эпизод депрессии однократно или чаще. Следует заметить, что депрессии тоже бывают разными: есть клинические, то есть вызванные соматическими причинами — они бывают у 5 % подростков. Остальные случаи — это ситуативные депрессии, то есть вызванные какими-то тяжелыми жизненными обстоятельствами (смерть родственников, разрыв отношений с близкими друзьями, переход в другую школу, буллинг и так далее). Но какими бы причинами ни была обусловлена депрессия, следует понимать: зачастую в этом случае нужна помощь специалиста. Своими силами с ней не всегда удается справиться.

2. Утомление

Оно может быть вызвано, во-первых, физиологическими особенностями подросткового периода (не только же рост и вес увеличиваются, но и гормональная система перестраивается. Плюс к тому могут быть последствия перенесенных заболеваний, того же ковида, к примеру). Влияет даже время года: весной и осенью, когда меняется долгота дня, скачет атмосферное давление, подростки бывают особенно метеочувствительны.

Во-вторых, причиной утомления может стать слишком большая нагрузка — и школьная, и внешкольная. Сейчас многие родители считают, что правильное воспитание подразумевает как можно больше внешкольных развивающих занятий: кружки, студии, спортивные секции, курсы, репетиторы. Но здесь очень легко переоценить силы ребенка. Даже если до поры до времени он всем этим занимается с охотой, рано или поздно наступает момент, когда силы кончаются — и подросток перестает оправдывать ожидания своих преподавателей, тяжело это переживает, а в итоге бросает то занятие, что раньше его увлекало.

3. Проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями

Это прежде всего школьный буллинг, который может и не принимать крайних форм, а потому родители долго ни о чем не догадываются.

О школьном буллинге читайте нашу подборку материалов:

Ребенка обижают в школе

Необходимо упомянуть, что в подростковом периоде изменяются приоритеты социального характера — успехи в учебных и дополнительных занятиях уходят на второй план. Первостепенное значение приобретают смена авторитетов (с родителей на других значимых людей) и определение своей социальной роли среди сверстников.

4. Неудачи в личных отношениях

Подрастающий человек сталкивается с отказом, сложностями, непониманием, расставанием, предательством. Для него все это имеет большое значение, вызывает бурю разнообразных эмоций, и, как следствие, все, что раньше его увлекало, теперь, на фоне таких переживаний, возможно, будет казаться пустым, бессмысленным.

Еще раз стоит подчеркнуть — причина может быть не одна: зачастую сочетаются и утомление, и последствия болезней, и буллинг, и кризис в отношениях, а все вместе дает ту картину, с которой начали: подростку уже ничего не нужно, ничего не интересно, он в апатии, не идет на контакт.

Как помочь подростку

Прежде всего, важно осознать серьезность положения и необходимость помощи. Вашему ребенку сейчас действительно тяжело — даже если сам он об этом и не говорит, а утверждает, будто все у него «нормально».

1. Нужно установить причину таких изменений

Легко сказать, но как это сделать? Основной путь — это разговор с подростком. И вот тут нужно изначально быть готовым к тому, что разговор не сложится или сложится не сразу. Нежелание идти на контакт может выражаться по-разному: от явной грубости — «отстань! не лезь в мою жизнь!» — до унылых уверений и оправданий: «да все нормально, ну просто надоело, это для маленьких» (про те занятия, что раньше его увлекали).

2. Как нужно относиться к таким неудачным попыткам наладить контакт?

Спокойно, без отчаяния, без нервов, без самообвинений. Никто не обещал, что установить контакт, выйти на доверительный разговор будет легко. Важно помнить: те же самые причины, что вызвали у подростка потерю интересов и вкуса к жизни, сейчас мешают и наладить с ним общение. Ему трудно понять и/или объяснить, в результате он огрызается или отмалчивается. Вам трудно с ходу найти чудодейственные слова.

Поэтому, несмотря на неудачи, такие попытки откровенного разговора нельзя оставлять. Помните: подросток все равно слышит все, что вы ему говорите, как бы внешне он на ваши слова ни реагировал, как бы демонстративно их ни игнорировал.

3. Как вообще надо вести такой разговор?

По возможности не ругать, не угрожать наказаниями, не взывать к совести! Тон должен быть доброжелательным, но не приторным, не заискивающим. Вы обращаетесь к подростку как к равному, а не как к несмышленышу. Какие конкретно слова вы найдете, вам виднее, вы лучше понимаете своего ребенка, но в любом случае из того, что вы говорите, должно следовать: вы его любите, причем любите не за какие-то успехи и достижения, а безотносительно ко всему этому. Вы готовы и способны защитить его от проблем там, где ему не хватает собственных сил, но при этом не окружаете его гиперопекой. Вам он интересен, интересны его мысли, чувства, переживания, его мнение по тем или иным вопросам, причем не только по вопросам, непосредственно связанным с его школьной жизнью. Необходимо заметить: интерес к жизни вполне может вернуться, если подросток видит, что, во-первых, вы проявляете к нему интерес, а во-вторых, сами чем-то интересуетесь, у вас есть какие-то увлечения.

Однако в таких разговорах нужна мера, нужна постепенность. Если вы будете по десять раз в день затевать такие беседы, то подросток воспримет это как назойливость, навязчивость. Выбирайте для этих разговоров подходящее время. Учитывайте свое собственное психологическое состояние, то есть не начинайте разговор в тот момент, когда нервничаете, когда ваше собственное эмоциональное состояние неустойчиво.

4. Попытайтесь выяснить, какие интересы у подростка все же остались

Если вы видите, что ему интересны только игры на телефоне или переписка в соцсетях — не отвергайте эти темы как недостойные. Попробуйте расспросить об особенностях этих игр, о том, что интересного он узнал из сетевого общения, поделитесь своим опытом по этой части — словом, попробуйте установить контакт на этой почве. Если это получится, то дальше вы уже можете расширять круг тем для общения, расширяя тем самым сферу его интересов.

5. Ни в коем случае не отбирайте у подростка телефон!

Вам может казаться, что вся беда — именно в телефоне, что именно телефон убил все прежние интересы ребенка. Но это совсем не так! Не путайте причину и следствие. Кроме того, помните, что ваш ребенок — это уже подросток, и изъятие телефона он воспримет как вторжение в его личное пространство, как оскорбление. Вы разрушите то хрупкое доверие, которое еще оставалось между вами.

И разумеется, не шпионьте за сыном или дочерью, не заглядывайте в его переписку. Вам может казаться, что таким путем вы ограждаете его от вредного влияния, но на самом деле страхи по поводу вредного влияния чаще всего преувеличены, а вот вред от разрыва доверия несомненен.

6. Но можно ввести некие внешние ограничения, не посягающие на сетевую свободу подростка

То есть можно ограничить время пользования Интернетом, ограничить время на компьютерные игры. При этом все такие ограничения нужно внятно обосновать. Не просто «я считаю, что тебе это вредно», а «у тебя на это уходит времени больше, чем на все остальное, в результате ты не успеваешь делать уроки, мало гуляешь, недосыпаешь, а в результате у тебя ни на что не хватает сил».

Вообще, поддерживать некие разумные режимные моменты можно и нужно — в том, что касается времени сна, питания, гигиенических процедур. Даже если на внешнем уровне подросток может воспринять это в штыки, внутри он все равно понимает, что это правильно, и понимает, что в этом выражается ваша забота о нем.

Подросток ничего не хочет. В чем причина и что делать?

Photo by Gilles Rolland-Monnet on Unsplash

7. Что-то сделать со школой

Если причина утери интересов и апатии связана со школой, то в каких-то особо тяжелых случаях следует либо уменьшить школьную нагрузку, либо сменить школу, либо перейти на домашнее обучение (если, конечно, у вас есть такая возможность). Это серьезный шаг, требующий всестороннего осмысления и консультаций, но иногда это единственный выход.

8. Не бойтесь обращаться к врачам

Если вы, несмотря на все предпринятые усилия, все же не можете установить контакт со своим подростком (причем ситуация тянется месяцами) и если вы подозреваете, что виной всему депрессия, обращайтесь к специалистам — психологам, психотерапевтам, психиатрам. Поверьте, в этом нет ничего стыдного! Не руководствуйтесь стереотипами прежних времен, будто иметь проблемы с психикой — это свидетельство некой неполноценности, а обращение к психиатру чревато огромными неприятностями в плане учебы и трудоустройства. В современном обществе ко всему этому давно уже иное отношение.

***

А самое главное — надо верить в своего ребенка и продолжать его любить. Только так вы можете помочь ему преодолеть трудный период жизни.

1
3
Сохранить
Поделиться: