Об этом нелегко говорить, это тяжело признавать: один за другим уходят из жизни подростки. По собственной воле. Самоубиваясь, самоуничтожаясь, самоустраняясь из мира, который вдруг стал для них невыносим. В чем же заключается для них «невыносимая тяжесть бытия»? От чего пытаются убежать?
Впрочем, так ли уж по собственной? Остаются спутанные, смятенные слова о том, например, как тяжело, когда ругают, — и в школе, и дома. И уголовные дела заводят: расследуют, как обстоит дело с доведением до самоубийства. И тем не менее...
«Бери от жизни всё!», «Вася лох, купил дороже!», «Почувствуй энергию Burn! C ним твоя индивидуальность проявится еще ярче!» — к сожалению, наше общество потребления пронизано подобными лозунгами. Увы, мы сами создали мир, в котором материальное благополучие, индустрия развлечений, мнимая свобода и раскованность под влиянием энергетических напитков — да и средств покрепче и, соответственно, пострашнее — выносятся на передний план, навязываются как норма. Точнее, как «принятое», потому что и само понятие нормы отвергается: «истины нет, есть точки зрения»; «это мое личное мнение» — и под этим соусом может пройти буквально все что угодно. Но при этом «выделяться» нельзя: не простят. Всё как в старом фильме «Чучело», только пострашнее. И вот парадокс: в жизни, которая, казалось бы, должна быть сплошным удовольствием и тусовкой, «тинейджеры» вдруг отказываются «брать» и с протестом ее покидают.
Мы как-то забываем, что человек на то и человек, чтобы задаваться вопросом: «Зачем?» Людям это свойственно.
«Зачем я живу? В чем смысл жизни?» Именно потребность искать ответы на эти вопросы следует в первую очередь рассматривать как главный признак человека разумного, гомо сапиенса, так сказать. А для того, кто еще только входит в жизнь, эти проклятые и прóклятые экзистенциальные вопросы стоят особенно остро.
Современные подростки задыхаются без подлинных смыслов. И столкнувшись с миром бессмыслицы, не находят, за что уцепиться. У наших детей нет «прививки» от общества бездушия. Такие понятия, как Евангелие, Бог, христианство, любовь, заглушаются агрессивным потоком псевдоценностей, «пустышек», оголтелой демагогии — а у подростков на демагогию чутье обостренное. И всемогущий Интернет тут не подсказчик.
И ведь не скажешь, что проблемы детей и молодежи современному обществу глубоко безразличны. ЕГЭ и его дальнейшая судьба, список из ста книг для школьников, безопасный Интернет — лишь часть вопросов, бурно обсуждаемых в последнее время. Дискуссий более чем достаточно. А достаточно ли любви? И со стороны родителей, и со стороны школы... А как обстоит дело с изучением психологии подростков в духовных учебных заведениях?..
Еще святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. От пустоты в одночасье так просто не избавишься; ее может заполнить лишь связь с Богом. По большому счету каждый человек в этом мире обязательно ощущает, что он среди родных и друзей — глубоко одинок. И всякому, будь он хоть какой коллективист и душа общества, нужна опора, нужен нравственный якорь, которым никто и ничто не может стать. Только Христос.
Конечно, для того, чтобы жизнь молодого человека сложилась, — не просто «удалась», как это сейчас модно говорить, а именно сложилась, — необходим некий материальный минимум, нужны социальные лифты. Но нужна и работа души — и подростков, и людей старших поколений. Потому что «удалась» — это от слова «удача», то есть выигрыш, грубо говоря, «фарт», случайность, которая сейчас здесь, а потом и исчезнуть может, оставляя лишь горечь и неудовлетворенность. А «сложилась» означает становление личности, это значит, что личность состоялась и преходящие обстоятельства над ней не властны.
Существуют ереси, исходящие из того, что Христу «не повезло». Они, конечно, древние, но звучат вполне современно с точки зрения общества потребления. Ну не может это общество понять, что если Бог по Своей воле отдал жизнь за людей — всех! — потому что любит человечество, то это победа. Точно так же победили своих палачей мученики и вошли в Царство Божие, и недаром называются Торжествующей Церковью. Потому что без них, без промыслительной любви Пресвятой Троицы и без заступничества Божией Матери нас бы давно не было.