Неуправляемый ребенок

Что значит неуправляемый? Почему ребёнок не слышит родителя или слышит и делает по-своему? И что с этим можно сделать? Рассказывает семейный психолог Анна Маслова.

Анна МАСЛОВА

Системный семейный психолог

Когда я слышу слово «неуправляемый», мне представляется детская машинка на пульте управления, кнопки которого плохо работают, и машина едет не в ту сторону. Только вот ребенок совсем не механизм, поэтому когда вам кажется, что «пульт от него ломается», важно задуматься вот о чем.

Неуправляемый ребенок

«Что будем делать?»

Рецепты осмысленной жизни от журнала «Фома». Материалы о психологии, воспитании детей, межличностных отношениях и отношениях с самим собой — каждый день в нашем уютном Telegram-канале. Подпишитесь, чтобы быть в своей компании:

Возможные причины «неуправляемости»

В моей частной практике, я замечала следующие наиболее частые причины:

Контакт между родителем и ребёнком нарушен

Нет доверительных отношений, ребенок воспринимается не как живой человек, а как функция (должен всё делать правильно и т.п.), как та самая машинка с пультом.

Нарушена иерархия в семье

В семье родитель не главный, власть у ребенка. Как он скажет, так и будет. Это бывает в силу разных причин. В моей практике были случаи, когда ребенок был тяжело болен, и мама выполняла любые его желания. Или после развода родителей ребенок остался с одним из них и родитель, ощущая вину, пытается загладить ее перед ребенком, во всем ему потакая.

Есть нарушение работы психики

Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), когда ребенок не может себя контролировать, или БАР (биполярное аффективное расстройство), когда в фазе приподнятого настроения подросток не в состоянии управлять собой.

Ребенку не хватает внимания

Бывает, что родителям до ребенка нет дела, и его неуправляемость ― просто попытка получить любое внимание, пусть и негативное.

Все эти причины могут сочетаться и дополнять друг друга.

Что можно сделать, чтобы ситуация изменилась?

Первое, с чем мы начинаем работать, если ко мне приходит человек с подобным запросом ― учимся иначе реагировать на ситуацию в моменте. Искать внутренние причины, выравнивать иерархию или менять отношения между родителями и ребенком очень важно, но потребует достаточно много времени. Поэтому первые шаги всегда ориентированы на то, чтобы попробовать изменить взгляд на проблему: расширить его, попробовать реагировать иначе, чем привычно, замечать, что происходит со мной и с ребенком, когда он становится «неуправляемым». Основные рекомендации на этом этапе могут быть такими:

Позаботьтесь о себе

Устойчивый родитель ― важная часть решения всегда, а в случаях неуправляемости ребенка особенно. Подойдут любые способы самоуспокоения, можно собрать аптечку своих. Мне помогает дыхание (вдох на 3, выдох на 6), почувствовать стопы и тело, заметить собственные ощущения, назвать свои чувства.

В общем, взять паузу прежде, чем общаться с ребёнком. Или во время общения, если оно опять пошло не так.

Позаботьтесь о ребенке

«Он делает это назло» ― частая мысль родителей. Но на самом деле поведение ребенка часто просто его крик о помощи, но язык «иностранный», и хорошо бы перевести его. Чего сейчас он пытается донести? В чем нуждается? Кто и каким образом может это ему дать?

Сохраняйте контакт с ребенком и при этом собственные принципы

Границы ребенка, который «теряет берега», ― это устойчивый родитель.

Например, пятилетняя дочь попадает вместе с мамой в магазин и требует: «Хочу вот эту штуку! Купи, мам! Купи, купи!!!». И в ответ на родительское нет кричит, падает на пол и заходится в истерике. Задача родителя ― быть вместе с ребенком и при этом быть его опорой, когда его захлестывает и уносит волна эмоций.

«Чем яростнее бушует стихия, тем крепче должны быть берега» ― пишет Т.Л. Шишова, детский психолог, в своей книге «Чтобы ребенок не был трудным».

Можно сказать что-то вроде: «Я слышу, ты очень хочешь эту игрушку. И ты очень расстроена, что мы ее сейчас не купим. Понимаю тебя. Но мы не купим, будет так, как я сказала, и не иначе». Это частый совет психологов: отзеркаливать чувства, чтобы ребенок учился понимать, что с ним происходит. И при этом важно сохранять твердость.

Можно физически крепко обнять, таким образом остановить и вернуть в границы тела расплескивающиеся эмоции.

Также остановить ребенка твердым, но без агрессии голосом: «Стоп. Я с тобой и я помогу тебе остановиться». Увести из магазина.

Подробнее разные способы поведения в таких ситуациях описаны в книге Г. Гросс «Взрывной ребенок».

Проверьте психологическое состояние ребенка

Если у вас есть подозрение на СДВГ и другие расстройства, обратитесь к нейропсихологу или психиатру. Он даст рекомендации и поможет разобраться, что происходит с ребёнком и как с ним лучше общаться.

Читайте также:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Когда стоит обратиться к психологу?

Если вы чувствуете, что сами уже не справляетесь, накопилась усталость, раздражение на ребенка, и это не даёт спокойно с ним общаться. Как будто вы каждый раз ждёте: «Ну вот опять, сейчас начнётся!». Возможно, вы попробовали разные (все известные вам) способы наладить общение, но всё остаётся, как есть.

А может быть, помимо неуправляемого ребенка, в семье много напряжения и недопонимания и ребенок просто отражает все семейное взаимодействие (или проще говоря, он ― искра, от которой все вспыхивает). Во всех этих случаях поддержка специалиста может вам пригодиться. Психолог поможет разобраться, чего ребенок хочет показать, когда ведет себя таким образом, и «перевести его послание», а также скорректировать роли в семье.

0
1
Сохранить
Поделиться: