Неуправляемый ребенок
Что значит неуправляемый? Почему ребёнок не слышит родителя или слышит и делает по-своему? И что с этим можно сделать? Рассказывает семейный психолог Анна Маслова.
Когда я слышу слово «неуправляемый», мне представляется детская машинка на пульте управления, кнопки которого плохо работают, и машина едет не в ту сторону. Только вот ребенок совсем не механизм, поэтому когда вам кажется, что «пульт от него ломается», важно задуматься вот о чем.
Возможные причины «неуправляемости»
В моей частной практике, я замечала следующие наиболее частые причины:
Контакт между родителем и ребёнком нарушен
Нет доверительных отношений, ребенок воспринимается не как живой человек, а как функция (должен всё делать правильно и т.п.), как та самая машинка с пультом.
Нарушена иерархия в семье
В семье родитель не главный, власть у ребенка. Как он скажет, так и будет. Это бывает в силу разных причин. В моей практике были случаи, когда ребенок был тяжело болен, и мама выполняла любые его желания. Или после развода родителей ребенок остался с одним из них и родитель, ощущая вину, пытается загладить ее перед ребенком, во всем ему потакая.
Есть нарушение работы психики
Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), когда ребенок не может себя контролировать, или БАР (биполярное аффективное расстройство), когда в фазе приподнятого настроения подросток не в состоянии управлять собой.
Ребенку не хватает внимания
Бывает, что родителям до ребенка нет дела, и его неуправляемость ― просто попытка получить любое внимание, пусть и негативное.
Все эти причины могут сочетаться и дополнять друг друга.
Что можно сделать, чтобы ситуация изменилась?
Первое, с чем мы начинаем работать, если ко мне приходит человек с подобным запросом ― учимся иначе реагировать на ситуацию в моменте. Искать внутренние причины, выравнивать иерархию или менять отношения между родителями и ребенком очень важно, но потребует достаточно много времени. Поэтому первые шаги всегда ориентированы на то, чтобы попробовать изменить взгляд на проблему: расширить его, попробовать реагировать иначе, чем привычно, замечать, что происходит со мной и с ребенком, когда он становится «неуправляемым». Основные рекомендации на этом этапе могут быть такими:
Позаботьтесь о себе
Устойчивый родитель ― важная часть решения всегда, а в случаях неуправляемости ребенка особенно. Подойдут любые способы самоуспокоения, можно собрать аптечку своих. Мне помогает дыхание (вдох на 3, выдох на 6), почувствовать стопы и тело, заметить собственные ощущения, назвать свои чувства.
В общем, взять паузу прежде, чем общаться с ребёнком. Или во время общения, если оно опять пошло не так.
Позаботьтесь о ребенке
«Он делает это назло» ― частая мысль родителей. Но на самом деле поведение ребенка часто просто его крик о помощи, но язык «иностранный», и хорошо бы перевести его. Чего сейчас он пытается донести? В чем нуждается? Кто и каким образом может это ему дать?
Сохраняйте контакт с ребенком и при этом собственные принципы
Границы ребенка, который «теряет берега», ― это устойчивый родитель.
Например, пятилетняя дочь попадает вместе с мамой в магазин и требует: «Хочу вот эту штуку! Купи, мам! Купи, купи!!!». И в ответ на родительское нет кричит, падает на пол и заходится в истерике. Задача родителя ― быть вместе с ребенком и при этом быть его опорой, когда его захлестывает и уносит волна эмоций.
«Чем яростнее бушует стихия, тем крепче должны быть берега» ― пишет Т.Л. Шишова, детский психолог, в своей книге «Чтобы ребенок не был трудным».
Можно сказать что-то вроде: «Я слышу, ты очень хочешь эту игрушку. И ты очень расстроена, что мы ее сейчас не купим. Понимаю тебя. Но мы не купим, будет так, как я сказала, и не иначе». Это частый совет психологов: отзеркаливать чувства, чтобы ребенок учился понимать, что с ним происходит. И при этом важно сохранять твердость.
Можно физически крепко обнять, таким образом остановить и вернуть в границы тела расплескивающиеся эмоции.
Также остановить ребенка твердым, но без агрессии голосом: «Стоп. Я с тобой и я помогу тебе остановиться». Увести из магазина.
Подробнее разные способы поведения в таких ситуациях описаны в книге Г. Гросс «Взрывной ребенок».
Проверьте психологическое состояние ребенка
Если у вас есть подозрение на СДВГ и другие расстройства, обратитесь к нейропсихологу или психиатру. Он даст рекомендации и поможет разобраться, что происходит с ребёнком и как с ним лучше общаться.
Когда стоит обратиться к психологу?
Если вы чувствуете, что сами уже не справляетесь, накопилась усталость, раздражение на ребенка, и это не даёт спокойно с ним общаться. Как будто вы каждый раз ждёте: «Ну вот опять, сейчас начнётся!». Возможно, вы попробовали разные (все известные вам) способы наладить общение, но всё остаётся, как есть.
А может быть, помимо неуправляемого ребенка, в семье много напряжения и недопонимания и ребенок просто отражает все семейное взаимодействие (или проще говоря, он ― искра, от которой все вспыхивает). Во всех этих случаях поддержка специалиста может вам пригодиться. Психолог поможет разобраться, чего ребенок хочет показать, когда ведет себя таким образом, и «перевести его послание», а также скорректировать роли в семье.