Ненавижу школу
«Ненавижу школу!» Кажется, именно с этого начинается у многих прекрасный месяц сентябрь и под этим же слоганом проходит весь год. Одноклассники, которые не принимают в компанию, травля со стороны сверстников, учителя, которые задевают самолюбие, огромные домашние задания, разный уровень подготовки детей в классе, разное социальное положение — и это только малая часть неприятных ситуаций, с которыми можно столкнуться в школе. Что с этим делать и как поступать родителям, самому ребенку или даже школьным учителям? Разбираемся с психологом Глебом Ткаченко.

психолог
Ребенок ненавидит школу
Все чаще и чаще от юного поколения можно слышать, что в школе не интересно, ходить туда не хочется, одноклассники раздражают и не принимают, да и отношение к учителям оставляет желать лучшего. Да, ребенок каждый день в коллективе, но хорошо ли ему в нем? Да, есть учитель, который должен быть еще и старшим товарищем, но так ли это? Индивидуальный подход в обычной школе невозможен, хотя, несмотря на колоссальную нагрузку, многие учителя стараются выкроить время на учеников, разрываясь между отчетностью и дополнительной нагрузкой.
Проблема с нежеланием идти в школу весьма актуальна, так как происходят очень заметные изменения в социуме: если раньше, чтобы получить хорошую работу и добиться каких-то результатов в жизни, надо было хорошо учиться в школе, потом поступить в вуз, потом найти работу, то сейчас путь от школьной скамьи до высокооплачиваемой должности стал намного вариативнее, а часто и короче. Создается впечатление, что школа немного не успевает за изменениями в обществе, а потому и вызывает зачастую негативное отношение у подрастающего поколения.
Многие изменившиеся факторы ― внешние (социальные нормы и порядки, требования и ценности) и, безусловно, внутренние (скорость развития детей) ― диктуют и новые нормы для создания ценности преподавания и обучения. Еще один существенный минус — это нехватка педагогов, потому часто классы переполнены, а это влечет за собой низкое качество преподавания. Также в одном классе могут находится дети разных национальностей (восприятие культур может не совпадать, и нередко отсутствие толерантности влечет за собой конфликты, а также дружбу «по группам»).
Почти у всех детей бывают моменты, когда они не любят школу (например, перед контрольной работой). Но если ребенок постоянно говорит об этом, расстраивается после посещения школы или наотрез отказывается туда ходить, это повод задуматься.
С этим ощущением может столкнуться и ребенок в начальной школе, и подросток. Безусловно, наиболее остро ненависть к школе проявляется в период возрастных кризисов (7‒8, 12‒13, 15‒17 лет), так как накладывается на перестройку образа жизни и мышления. Давайте поговорим о возможных причинах и о том, как можно действовать в том или ином случае родителю и самому школьнику.
Почему дети ненавидят школу?
Класс не принимает ребенка

Обижают, обзывают, не принимают
Это одна из самых частых причин. Например, ребенок перевелся из одной школы в другую, а класс не принял. А бывает и так, что с ребенком произошла какая-то некрасивая ситуация, которую до сих пор помнят с начальных классов, поэтому его коллектив и отвергает. Сам ребенок понимает, что каждый день он просыпается и идет в школу, где его ждет контакт с детьми, которые его не любят. Разумеется, такой ребенок школу будет не любить по ответному принципу. Факт какого-то непринятия, отчужденности от класса делает жизнь ребенка в школе просто невыносимой.
Многонациональные классы
Многое зависит от района и уровня самой школы. Однако стоит сказать, что в любом коллективе, и в школьном тоже, происходит разделение на микрогруппы, микросоциумы, неважно, по какому признаку. Например, спортсмены или музыканты. Или живущие в одном доме дети. Но таким признаком может быть и национальность. Детям одной культуры проще понимать друг друга.
Для детей–инофонов (это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование, слабо владеющие языком данной страны или вовсе не говорящие на этом языке. Чаще всего это дети трудовых мигрантов, которые приезжают в страну вместе с родителями) русский язык не всегда понятен, сложен, им нужно гораздо больше усилий, чтобы, например, читать нашу литературу.
Школа старается помогать таким детям, организует дополнительные занятия с учителями русского языка и дополнительную работу с дефектологом-логопедом, который тоже сейчас в каждой школе есть по закону. Но влиться в коллектив им очень сложно. Здесь могут помочь увлечения (тем же спортом или музыкой, компьютерными играми и т. д.).
Любые тонкости: дефекты внешности, проблемы с языком, какие-то социальные проблемы (из бедной семьи, плохо одевается, болеет часто или специфический диагноз) — это все влияет на отношения, на это важно обращать внимание, но не так сильно, как кажется, потому что дети общаются совершенно по разным признакам друг с другом, и любой может быть принят или не принят.
Что делать родителям?
Обратитесь к классному руководителю
Если говорить сразу про какое-то решение, то его нет. Это сложная работа, которая состоит из нескольких шагов. Первое и самое важное — поговорить с учителем и спросить, как общаются дети на уроке и вне урока. Классный руководитель может стать отличным помощником в решении данного вопроса, поскольку может организовать внеклассную деятельность (и не только) так, чтобы ребенок перестал быть изгоем, перестал быть выключенным из общего коллектива. Если ребенка обижают, надо направить все действия на то, чтобы защитить его. Часто администрация и учителя вообще не знают, что в классе есть такая проблема .
Обратите внимание на внешний вид ребенка
Посмотрите на то, как выглядит ваш ребенок, особенно если в школе нет обязательной формы, а дети могут ходить в том, что им нравится. Закон “встречают по одежке” никто не отменял. Нередко бывает, что родители, мягко говоря, не следят за тем, как ребенок выглядит (грязная и неглаженая одежда, плохо пахнет и так далее). У ребенка своих возможностей мало, и, если он, например, ходит в школу три года подряд в одной и той же куртке, которая вся истрепалась, запачкалась, это может стать причиной для травли.
Поменяйте школу
Есть случаи, когда рекомендация «меняйте школу» может стать рабочей. Например, если есть какая-то сплоченная группа детей, которая на постоянной основе обижает, травит ребенка и не получается никакими способами это прекратить. Довольно часто встречаются примеры, когда ребенок, уходя в другую школу, обретал там друзей, нормальный класс, нормальные отношения, и становился просто счастливым ребенком, спокойным и веселым. Потому не стоит этого бояться. Это всего лишь школа. Безусловно, переход в новое место и новый коллектив — это кризис: нужно учиться общаться с новыми детьми, нужно привыкать к новым правилам. Но иногда это необходимо. Если родитель расценивает поведение администрации и директора как неадекватное по отношению к ребенку, школу надо менять.
Поговорите с ребенком
И наконец, надо разговаривать собственно с ребенком. Бывает так, что сам ребенок ведет себя отталкивающе: сначала задевает других, возможно, не желая этого, а потом с ним перестают общаться одноклассники, и ему в итоге от этого плохо. Здесь нужно выяснять, что руководит поведением ребенка, почему он это делает. Может быть, он просто не понимает, что его шутки могут быть обидными. Например, жестокий отец дома обижает, бьет, физически наказывает ребенка. Он приходит в школу, стравливает между собой детей. Одноклассники его не принимают, он игнорирует их. Получается, дома его не любят, в школе его не принимают, и везде ему плохо.
Что делать ребенку?
Проявляйте активную позицию
Поговорите с родителями или учителем о своих чувствах и проблемах. Важно, чтобы взрослые знали о том, что происходит. Постарайтесь понять и принять, что не все люди могут сразу подружиться. Иногда нужно время, чтобы наладить отношения. Помните свои сильные стороны и достижения (можно вести дневник успехов или перечень того, что хорошо получается). Участвуйте в классных мероприятиях и проектах. Это хороший способ показать другим свою открытость и заинтересованность.
Попробуйте зайти с другой стороны
Если есть возможность, инициируйте свои идеи для групповых занятий или проектов, найдите ребят со схожими интересами. Это может быть кто-то из вашего класса или из других классов. Узнайте, какие факультативы и дополнительные занятия есть в школе, попробуйте записаться туда. Есть вероятность, что вы не только обретете новых друзей, но и найдете свое хобби.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к школьному или частному психологу, если чувствуете, что не можете справиться самостоятельно и внешней поддержки не хватает.
Разница поколений и личное отношение к учителю

Еще одна проблема — разница поколений. В целом — в представлениях о том, как жить, а не только потому, что дети более технологизированы, хотя и это тоже. Школа — это про подготовку ко взрослой жизни. Ребенок готовится постепенно к своей будущей профессии, и очень многие актуальные профессии могут быть непонятны учителям старой закалки, поскольку они живут в представлении о том, что, если плохо учишься в школе, дальше только техникум, а потом, если повезет, пойдешь на завод. Представить, что ребенок может уйти из девятого класса, пойти, например, и открыть свой бизнес, или пойти работать в Интернете, заниматься стримами, вести каналы или группы, нормально при этом зарабатывать, им очень сложно.
В целом школа, сейчас очень сильно меняется, стараясь перейти на другой уровень дидактики, просто это происходит медленно. Например, еще пару лет назад не поощряли поиск информации в Интернете, а сейчас, наоборот, приоритет направлен на то, что если есть Интернет и бороться с ним невозможно, то нужно ребенка научить правильно им пользоваться. И в этом смысле, например, проектная деятельность — очень качественный инструмент. Ребенку надо что-то новое создать, и он не может это просто скопировать откуда-то. Нет решебника по проектам, и если ты возьмешь готовое, уже кем-то сделанное, то это легко найти. С другой стороны, исключается и возможность просто и бездумно скачать материал с какого-либо ресурса.
Отношение детей к учителю зависит и от самого учителя. Например, есть учителя, которые сильно в возрасте, пожилые, и дети часто рады им показать, как разблокировать телефон или как скачать тот или иной материал, музыку, клип, создать презентацию и так далее. В данной ситуации дети могут воспользоваться своими навыками не с позиции, что я умнее или лучше понимаю, а с позиции, что я полезен и мои навыки могут оказаться нужными именно здесь. И когда такой учитель, с которым дети дружат, просит о помощи, дети с радостью готовы поучаствовать. А если учитель сам по себе сварливый или детей как-то обижает, принижает, то его некомпетентность в информационной среде будет ему в минус.
И это касается всех учителей любого возраста, тут не важно, стар он или молод, если перед ребенком хороший, добрый, принимающий помощь учитель, который для детей как второй родитель, поддерживающий, любящий, то не будет разницы, разбирается он в чем-то или нет. Они будут с ним общаться и помогать. Но если есть проблемы, дети найдут, по какому поводу учителя невзлюбить. Если не найдут, то выдумают. Это общая схема.
Что делать родителям?
Показывайте пример уважения к учителям
Родительское отношение играет ключевую роль в формировании поведения ребенка. Демонстрируйте уважительное отношение к учителям, даже если вы не согласны с их методами. Это покажет ребенку правильную модель поведения.
Поддерживайте открытый диалог с детьми
Интересуйтесь, почему у ребенка возникают сложности с учителем, и выслушивайте его точку зрения без осуждения. Это поможет понять истинные причины конфликта.
Объясняйте разницу поколений
Помогите ребенку понять, что учителя росли в другое время, с другими ценностями, а также указывайте на то, что взгляды и подходы могут отличаться. Научите уважать эту разницу.
Учите ребенка эмпатии
Важно научить ребенка понимать, с какими трудностями сталкивается учитель. Что быть педагогом бывает сложно: у них большой класс, разные ученики и множество задач одновременно. Этот навык пригодится во всех сферах жизни.
Позаботьтесь об эмоциональном состоянии ребенка
Раздражение на учителей иногда связано с собственным стрессом и усталостью ребенка. Следите за его графиком, режимом, отдыхом и возможностями выражать эмоции.
Сотрудничайте с учителями
Вместо критики или игнорирования проблем попробуйте работать с учителями для поиска лучших решений. Регулярные встречи и диалог помогут наладить отношения.
Что делать ребенку?
Старайтесь уважать учителей
Помните, что в большинстве своем учителя стараются вас научить полезным навыкам, даже если методы кажутся устаревшими или строгими. Попробуйте воспринимать их требования и советы как часть вашего пути к успеху.
Не уходите в конфронтацию
В случае недопонимания важно не спорить резко или вызывающе. Попробуйте задавать вопросы и выяснять позиции, оставаясь спокойными.
Попробуйте понять разницу во взглядах
Учителя представляют другое поколение, у них другое воспитание и опыт. Вместо того чтобы осуждать это, попробуйте найти общие точки и ценности.
Говорите открыто о своих трудностях
Если педагогические методы вызывают у вас раздражение или непонимание, попробуйте обсудить это с родителями или самим учителем в спокойной форме. Учитесь выражать свои мысли корректно.
Сосредоточьтесь на цели обучения
Помните, что главная цель — это знания и навыки, которые вы получите. Даже если недопонимание временами мешает, старайтесь не терять мотивацию учиться.
Постарайтесь не срываться на учителей
Если у вас плохое настроение или что-то приключилось в личной жизни, постарайтесь не вымещать свое раздражение в общении с учителем. Ваши проблемы от этого не решатся, зато новые вполне могут появиться.
Надоело все, особенно школа

Заставить ребенка хотеть учиться, как-то искусственно создать ему так называемую мотивацию практически невозможно. Бывает, что в один прекрасный день ему вдруг все становится неинтересным. Нужно просто это время пережить. Как правило, это происходит в подростковом периоде. А чем он характерен? Тем, что ребенок все, что ему говорили до этого в младших классах и до школы, подвергает острой критике, отказу, как бы говорит: «Все это ерунда, бессмысленно и бесполезно». Тем самым он учится искать свой путь, критиковать и анализировать. Этот поиск и попытки разобраться, естественно, нужно поощрять. Не ругать за это, а помогать разобраться. Ребенок в любом случае этот путь пройдет. И если это будет не в школе, то после, когда выйдет из-под контроля родителей. Как правило, этот путь куда более опасный и для самого ребенка, и для тех, кто его окружает. Именно поэтому все эти моменты, включая подростковый возраст, нужно уметь пережить и детям, и родителям.
Что делать родителям?
У ребенка в подростковом возрасте, помимо того, о чем говорили выше, формируется, по сути, некоторый свой, закрытый от взрослых мир. Что там происходит, взрослые не знают. Знают только сверстники и он сам. И родителям нужно и до подросткового периода, и во время подросткового периода выстраивать доверительные отношения, некое пространство для общения. Не стоить лезть к ребенку в душу, нужно пытаться создать условия, в которых ребенок сможет поделиться чем-то, сможет о чем-то спросить или рассказать.
Что делать ребенку?
Поделитесь тем, что вас волнует, с родителями. Спросите, как они чувствовали себя в вашем возрасте. Есть вероятность, что вы не единственный, кому было также тяжело. Как правило, ощущение того, что ничего не хочется, появляется в период возрастного кризиса (кризис 6‒7 лет, 12‒13 лет, 17‒18 лет). Происходят изменения в психике и в физиологии, и да, это проходит. Подумайте о том, что приносит вам радость: занятия, хобби, общение с друзьями и близкими.
Если вы не можете обсудить то, что происходит, с родственниками, не стесняйтесь обращаться к школьному психологу. Очень часто бывает, что, обсудив важные для вас вещи с профессионалом, вы получите ответы, которые так сложно искать в одиночку.
Лень и частые болезни

К сожалению, далеко не все понимают, что лень — одна из форм депрессивного состояния, когда у человека по какой-то причине не хватает ресурса на какое-либо действие. Лень в понимании обычного человека имеет негативный оттенок: вспомним, например, Емелю на печи. Но ребенок по природе своей очень любознателен. Потому если ему вдруг стало лень ходить в школу, лень учиться, лень встречаться с друзьями, то это повод задуматься. Надо выяснить, что с ним происходит.
Возможно, причина в том, что ребенок не нашел своего места в коллективе, его достижения не интересны или он не умеет их показывать, стесняется… Часто проявление лени является следствием проблем в школе с учителями: несправедливо занижают оценки, слишком часто вызывают к доске и публично обижают.
Психосоматика — это влияние психологических факторов на возникновение и течение заболеваний. Иногда дети подсознательно так не хотят идти в школу, что у них вполне реально начинает болеть живот или голова, поднимается температура. Как только оказывается, что родители оставляют его дома, все чудесным образом проходит.
Если ребенок испытывает нервное напряжение, то легче заболевает. Причинами стресса могут стать контрольные работы, насмешки одноклассников, перенасыщенное расписание и даже сама школьная атмосфера.
Что делать родителям?
Поговорите с ребенком, проявите внимание и заботу. Чаще всего этого хватает, чтобы ситуация изменилась. Если же родитель понимает, что ребенок закрылся, не может или не хочет обсуждать сложившуюся проблему, к работе приступает психолог. В современной школе младшие дети идут на контакт довольно просто, ведь поговорить со взрослым, который уделит время, как минимум приятно. Если мы говорим про подростков, то это модный тренд (вспомним блогеров), потому проблем с посещением психолога в школе не возникает.
Помните, что лень не равна утомляемости. Если ваш ребенок устает там, где раньше не уставал, если у него часто болит голова, если снизился аппетит, то есть вероятность, что перед нами один из видов соматических заболеваний, и надо обратиться к врачу.
Спросите у ребенка, что ему нравится в школе, а что нет. Можно закрепить ответы на листке бумаги, разделив сам листок на две части: с одной стороны указать плюсы, с другой — минусы. Возможно, внимание ребенка сфокусировано только на том, что причиняет ему боль и дискомфорт. А многих плюсов он не видит или не обращает на них внимания.
Поговорите с ним, узнайте, что ему интересно, чем он увлекается в текущий момент: если это компьютерные игры — предложите ему пойти на программирование и создать собственную игру; если ребенок не может сидеть на месте, бегает и прыгает — предложите пойти на футбол или какую-то другую спортивную секцию. В стенах школы реализуется огромное количество дополнительных программ, которые ведут приглашенные педагоги. Это позволит вашему ребенку не только разнообразить круг интересов, но и расширить круг значимых взрослых.
Что делать ребенку?
Прежде всего, посмотрите на то, как проходит ваш день. Если вы рано встаете (ведь надо в школу), а засыпаете далеко за полночь, есть вероятность, что вы как минимум не высыпаетесь.
Ответьте честно себе на вопрос: сколько часов в день вы проводите за телефоном, компьютером или ноутбуком? Как часто вы гуляете с друзьями, занимаетесь спортом? Возможно, надо поменять ваш распорядок дня, добавив туда физическую активность.
Прислушайтесь к своему состоянию: если вы испытываете физический дискомфорт (болит голова, колет в области сердца), скажите родителям и посетите врача: возможно, просто не хватает витаминов, а возможно, надо более внимательно отнестись к собственному здоровью.
Неуспеваемость
Когда ребенку не нравится учиться в школе, в его дневнике появляется зеркальное отображение ситуации в виде плохих оценок. Подростка приходится заставлять садится за домашние задания. Как правило, разговоры о будущем и различные системы вознаграждений не помогают повысить мотивацию и подогреть интерес к учебе.
Что делать родителям?
Посмотрите на программу обучения: возможно, она слишком сложна для ребенка. А может быть, вы уезжали в отпуск на 2‒3 недели, ребенок много пропустил, теперь ничего не понимает. Причиной неуспеваемости могут стать частые пропуски из-за болезни ребенка.
В таком случае надо для начала поговорить с учителем. Практически всегда в школе предусмотрены дополнительные часы, когда можно прийти и разобрать непонятную тему или пересдать контрольную работу.
Также можно обратиться к репетиторам, которые помогут ребенку догнать школьную программу.
Что делать ребенку?
Не стесняйтесь говорить учителю, что вы что-то не поняли. В сетке школьного расписания предусмотрены часы для дополнительных занятий, где вы сможете изучить и отработать новые темы.
Выделите в своем расписании чуть больше времени на изучение предмета, с которым возникают сложности.
Попросите других учеников или своих друзей помочь с тем, что вы не понимаете. Поверьте, вашим друзьям будет приятно помочь, ведь, с одной стороны, не так часто им выпадает возможность занять место учителя, а с другой — это отличный способ проверить себя.
Неприятие школьных правил
Часто бывает, что ребенка раздражает в традиционной школе не отношение к нему сверстников или учителей, а некоторые формальные правила: поведение на перемене (нельзя бегать), обязательная школьная форма, требования к ведению тетрадей, необоснованное оценивание, частые обязательные внеклассные мероприятия. Школьная система давит на ребенка, и постепенно он начинает ненавидеть учебу и место, куда ходит каждый день.
Что делать родителям?
Тут надо понимать, что не всем детям подходит обычная общеобразовательная школа. Есть дети, которым сложно находится в больших группах, они плохо себя чувствуют в постоянном шуме. Вероятно, лучше выбрать другой способ обучения, например семейное образование или частную школу, если есть материальная возможность. Однако прежде чем принимать такое решение, нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам в психолого-педагогические центры, которые есть во многих городах.
Что делать ребенку?
Попробуйте посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: ваши родители учились в школе, ваши друзья учатся в школе. Возможно, правила — это не всегда плохо. Представьте ситуацию, если бы в школе все делали то, что хотят, вряд ли тогда педагог сможет чему-то научить 25 детей, которые сидят в классе.
Если вам совсем не нравится школьная форма, попросите родителей обсудить это с вашим учителем: скорее всего, можно найти компромисс и, например, заменить юбку на брюки, а рубашку на поло или что-то более удобное.
Помните, что требование к оформлению работ — это не прихоть учителя, а стандарты системы: в будущем вам сдавать выпускные экзамены, где будет учитываться и оформление тоже.
Ненавижу школу и одноклассников
Такое заявление от ребенка можно услышать чаще, чем хотелось бы, учитывая, что в образовательном учреждении ребенок проводит большую часть своего дня (в начальной школе сюда добавляем продленку, а в средней и старшей — посещение кружков и дополнительных уроков по подготовке к выпускным экзаменам).
Плохие отношения могут быть связаны как с тем, что просто не повезло, ребенок попал в чуждое окружение и не может выстроить отношения с ребятами. Но может быть и такое, что он стал жертвой травли. Это отдельная большая тема для разговора, о которой мы много рассказывали тут. В этой же статье остановимся на просто пока не сложившихся отношениях.
Что делать родителям?
Разговаривайте со своими детьми
Первое и самое важное: любые заявления такого рода — это всегда послание родителям, запрос о какой-то помощи. Скорее всего, с родителем ребенок не может поделиться. Для ребенка на данный момент уже что-то случилось, он выдает родителям конечный результат своих раздумий. Здесь нужно проявить терпение и мягкую настойчивость, чтобы вывести ребенка на разговор, раз за разом спрашивать, интересоваться, готов или не готов он поговорить. Нельзя отпускать эту ситуацию, даже если ребенок говорит, что сам разберется. Для ребенка важно, что он значим, что о нем заботятся.
Контролируйте ситуацию и будьте настойчивыми в решении
Часто бывает, что, если есть проблемы, мама идет в школу, где ее уверяют, что все нормально, и она больше об этом не спрашивает и вопросов не задает. А ребенок в этой ситуации проживает дни, месяцы или даже годы. Надо обязательно продолжать общаться, обсуждать. Надо спрашивать у классного руководителя, что происходит с ребенком: есть вероятность, что проблема не только с одноклассниками, а, возможно, с кем-то из учителей. Есть такая теория, не научная, больше практическая: если ребенок не любит какой-то предмет, скорее всего, он не любит какого-то учителя, который ведет этот предмет. И это действительно часто так.
Обратитесь к школьному психологу
В каждой школе есть такой специалист. Направить к нему может классный руководитель или обычный предметник, если конфликт лежит в плоскости учитель — ребенок. Если проблема не в учителе, то за советом к специалисту может обратиться и ученик, и родитель по собственной инициативе.
Что делать ребенку?
Попросить помощи у взрослых
У ребенка пока не сформирован жизненный опыт, нет достаточной опоры на себя. Он сильно зависим от взрослых. И первое, с чего нужно начать, это понять, что не обязательно с этим оставаться наедине: рядом всегда есть родители. Если мама и папа в силу определенных обстоятельств не предпринимают активных действий, не реагируют на просьбы, такого взрослого можно найти в ближайшем окружении. Например, это может быть кто-то из учителей или тренеров, если вы ходите на секции. Можно позвонить на горячую линию, поговорить или посоветоваться со специалистом.
Подойти к школьному психологу
Есть школьный психолог, к которому можно прийти, если не понимаешь, что делать дальше и как себя вести в сложившейся ситуации. Главное не оставаться с этим наедине и в себе это все не таить, поскольку это путь не то что опасный, хотя порой и опасный тоже, но сложный, болезненный и может привести к тому, что просто какие-то проблемы станут хроническими. И к моменту, когда они обострятся, работать будет намного сложнее. Можно попросить маму или папу, чтобы они записали к специалисту.
Ненавижу учителей
Такое заявление из уст ребенка звучит страшно. Не так важно, что лежит в основе этого чувства: общее недопонимание или конкретная ситуация, в любом случае перед нами ребенок и взрослый, а это уже не равнозначные силы, следовательно, надо разбираться, в чем причина такого поведения и что произошло.
Что делать родителям?
Обсудите ситуацию с ребенком
Прежде всего, надо определить, есть ли реальные проблемы с учителем. И делать это не в агрессивной манере, а именно постараться разобраться, что произошло. Часто бывает, что учитель ведет себя вполне в рамках школьных требований, например, просил предоставить домашнюю работу, а ребенок не готов, но признать это боится или не хочет. Это одна история. А может быть, действительно учитель ведет себя некорректно, тогда надо обратиться к администрации школы.
Решайте проблему до конца
К сожалению, бывает, что родитель пришел в школу, пожаловался на учителя, ушел, а ребенка оставил. Ситуация становится еще хуже, чем была. Если вы решили, что готовы разбираться в сложившейся ситуации, не останавливайтесь, пока не решите проблему. Безусловно, не стоит приходить с позиции, что мне все должны и все виноваты. Надо приходить с вопросом: моему ребенку плохо, давайте разберемся, может, подскажете, чем помочь. Такой родитель, как правило, вызывает больше симпатию, чем негатив. Если учитель адекватный и дело не в нем, то у вас появляется хороший союзник. Если учитель неадекватный и проблема в нем, по крайней мере, это такой хитрый подход, который позволит выявить и узнать, как действительно учитель относится к ребенку.
А действительно ли дело в учителе?
Часто бывает, что виноват не учитель, а ребенок. Современные дети порой неуважительно ведут себя по отношению не только к учителям, а вообще ко взрослым. Самого учителя это ранит, потому что он пытается дать достойное образование, требует выполнения домашнего задания, а дети негативно к нему относятся. И для него это болезненно. Такие истории тоже бывают. И в этом случае учитель сам является человеком, который как-то хочет с этим разобраться, следовательно, будет вашим союзником.
Особенно данная ситуация касается старших поколений учителей, которые привыкли к более высоким стандартам и учат, как учили раньше. А дети изменились, и возникает некоторый диссонанс между тем, как они привыкли, и как сейчас усваивают информацию современные дети, как ведут себя. Условно: раньше можно было требовать от ребенка и домашнюю работу, и пять раз переписать сочинение, а сейчас требовать нельзя, можно только просить. И получается, учитель хочет сделать лучше, но оказывается неправ. Если к такому учителю прийти с позиции принимающей, поддерживающей, то учителю будет гораздо проще выйти на контакт. Например, он может начать рассказывать, как ведет себя на уроке ваш ребенок. И есть вероятность, что ваш ребенок не прав. Через рассказ учителя можно многое узнать и про его взаимодействие с ребенком, в том числе что происходит, какие могут быть проблемы. Дальше можно пытаться выстраивать совместные тактики.
Если же учитель ведет себя агрессивно, унижает, обесценивает ребенка, не пугайтесь и идите к директору школы. Нужно выносить обсуждение на более широкий уровень, дать понять, что вы пойдете до конца и лучше бы проблему решить здесь и сейчас.
Что делать ребенку?
Понять, в чем именно дело
И здесь может быть два варианта: дело в изучаемом предмете (не понимаете тему, не можете запомнить) или в человеке, который его ведет. Возможно, стоит поговорить с родителями, узнать, были ли они в такой ситуации, когда учились в школе, возможно, их опыт будет полезен и позволит взглянуть на ситуацию под другим углом. Если дело в личности учителя, хорошо бы проанализировать, почему именно он вызывает такие эмоции (может быть, учитель грубит, как-то унижает или оскорбляет). Есть ли причины (ваше поведение или совместное с одноклассниками), например, провоцирующие такое поведение со стороны взрослого человека.
Поставить в известность родителей
Не надо разбираться с этим в одиночку. Помните, что иногда взрослый просто в силу жизненного опыта может увидеть ситуацию совсем не так, как видите ее вы.
Обратиться к школьному психологу
Если нет доверительных отношений с родителями, если они очень заняты, можно и нужно обратиться к школьному психологу. Важно помнить: все, что будет рассказано во время посещения специалиста, останется между вами. Значит, никто ничего теряет, с одной стороны, а с другой, возможно, вы найдете человека, который поможет разобраться с проблемой, поддержит и просто будет рядом, пока в этом есть необходимость.