Каких детей обижают в школе?

Школьные годы хоть и чудесные, но, к сожалению, не для всех. Есть и те, для кого поход в школу — это ежедневное испытание, полное страха, злости и боли. Это дети, которых обижают в школе. Объекты насмешек, жертвы детской глупости и коллективной жестокости. Вынужденные придумывать изощренные способы не идти в школу, старающиеся быть незаметными, ищущие на перемене внезапно пропавший рюкзак.

С первого взгляда зачастую и не скажешь, кто из детей является потенциальной мишенью для издевательств, но давайте все же попробуем разобраться: каких детей обижают в школе? Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».

Отличительные особенности

Принято считать, что в школе обижают тех детей, которые отличаются от других. И действительно, в некоторых случаях мы видим, что ребенок, над которым издеваются, в самом деле имеет какие-то отличительные черты: плохая дикция, очки, лишний вес, проблемы с успеваемостью, странное поведение — все это может стать причиной для жестокого внимания одноклассников.

Но ведь если так подумать, то все дети чем-то отличаются. Когда мы узнаем, что ребенка обижают, мы, конечно же, сразу видим у него особенности, которые могли послужить этому причиной, но не стоит забывать, что эти особенности есть почти у каждого, было бы желание их искать. И в то же время, отличительные черты могут быть и у всеобщего любимчика. Ведь часто уважением в классе пользуются картавые, толстые, в очках, низкие, высокие, богатые, бедные, умные, не очень умные и так далее. В одном классе двоечника травят, а отличника любят, а в другом наоборот: двоечник — душа компании, а отличник — мальчик для битья. В классе могут быть несколько полных девочек, а обижать будут только одну. Многие дети странно себя ведут, но не над всеми за это смеются.

Каких детей обижают в школе?

Таким образом, наличие характерных индивидуальных особенностей не обязательно ведет к школьной травле.

Прошлые ситуации

Среди причин школьной травли часто выделяют случаи из прошлого, когда ребенок оказался в неудобной ситуации, развеселившей окружающих. Это может быть какая-то чепуха (с точки зрения взрослых), но детям ужасно смешно. Упал лицом в лужу, порвались штаны сзади, перепутал свою сменку с чужой... Порой очень трудно восстановить утраченную репутацию, и попытки оправдаться за случившееся лишь усугубляют его положение. Иногда за ребенком закрепляется прозвище, которое не позволяет ему и остальным забыть о постыдной истории и служит своего рода клеймом, обозначающим его статус. В общем-то, ребенок проводит в школе достаточно времени, чтобы успеть хотя бы раз влипнуть в какую-нибудь историю, а учитывая, что в начальных классах сообразительности и жизненного опыта еще недостаточно, шансы в нее влипнуть увеличиваются многократно.

И здесь снова оказывается, что это хоть и достаточное условие, чтобы коллективно над кем-то издеваться, но вовсе не обязательное. Конечно, история Васи, которому ее припоминают на протяжении всей школьной жизни, запоминается лучше, чем история Коли, которая не привлекла такого внимания. Но если в классе обижают одного ребенка из-за одной истории, то значит ли это, что с остальными ничего не приключалось? Или все же дело не совсем в биографии?

Эмоциональная реакция

Еще одна предполагаемая причина, почему ребенка обижают в школе, — это его эмоциональная реакция на подначки сверстников.

Учитывая, что для многих школьников издевательство — это всего лишь игра, логично предположить, что скучно играть с кем-то, когда он не участвует. А значит, чтобы избежать издевок, не надо реагировать на выпады в твою сторону. Продолжая аналогию с игрой, представим, что мячик при ударе по нему ногой не отскакивает, а остается на месте или что шахматные фигуры не двигаются по доске. Интерес быстро угасает, если ребенка не удается втянуть в эту игру.

Каких детей обижают в школе?

Конечно, это относится не ко всем ситуациям. Во-первых, некоторым детям достаточно того, что жертва издевательств молча проглатывает все, что изобретают их детские умы. Во-вторых, все же эмоциональные реакции бывают очень разными. Если ребенок за каждую попытку его обидеть пишет жалобы, бьет по носу или ловко парирует остроумными шутками, то это тоже быстро надоест. Ведь отпор получать так же неинтересно, как играть с мячом, который может ударить в ответ. Очевидно, что далеко не все дети могут ответить, да так, чтобы отбить желание лезть еще раз.

И это неминуемо приводит нас к следующей версии.

Слабость

Обижают тех, кто слабее, причем не обязательно физически. Нередко случается, что обижают самого крупного мальчика в классе, который боится или не умеет давать сдачи. Или того, кто недостаточно быстро соображает, чтобы вовремя придумать ответную фразу. Мало кому захочется приставать к чемпиону области по боевому самбо или остроумному болтуну, способному в две фразы сделать из тебя новый объект для насмешек. Иначе обстоит дело с напуганными, молчаливыми и терпеливыми, или теми, чьи попытки ответить выглядят нелепо и несерьезно, тем самым только раззадоривая обидчиков.

Конечно, вывод о том, что обижают только слабых, а остальные причины — лишь поводы, выглядит очень заманчиво, потому что по большей части это действительно так. Но, к сожалению, даже сила, физическая, умственная или духовная, не гарантирует того, что ребенка не будут обижать, хоть и сильно уменьшает эту вероятность. Хотя бы уже по той причине, что один ребенок все же слабее, чем десять сверстников, даже если наедине он способен разобраться с каждым. И перекричать толпу одноклассников тоже затруднительно, даже если заготовлены ответные шутки для каждого из них.

Но есть еще одна причина. Самая главная.

Одиночество

В статье «Ребенка обижают в школе: что делать?» я отметил, что травля — это болезнь всего коллектива. Речь сейчас даже не о том, почему травля начинается, и не о том, кого именно выбирают жертвой. Гораздо важнее само желание детей издеваться над кем-то одним.

Каких детей обижают в школе?

Все те причины, которые я перечислял ранее, это ведь на самом деле не причины, а только поводы. Дети выбирают по внешним, поведенческим или биографическим признакам потенциальную жертву, прощупывают ее, и если кандидат не реагирует на подначки, то ищут дальше, по тем же признакам. Если следующий потенциальный мальчик для битья реагирует слишком резко и в результате обидчики получают синяки или их родителей вызывают в школу, то переключаются на следующего. И в конечном счете останавливаются на ребенке, которого травить удобнее всего — одиноком ребенке.

Потому что одиночество — это беззащитность. Если ребенок слабый, в очках, смешно размахивает руками и кричит в ответ на издевки, и фамилия у него необычная какая-нибудь, но его папа пришел в школу и устроил там разборки, то даже если желание издеваться над ним останется после первого раза, оно окончательно пропадет после нескольких повторений. Или даже если не пришел, а поддержал морально, дал наставления, поделился опытом, то это уже большое дело! Или не родители, а один-два верных товарища, которые могут вступиться за своего друга.

Для ребенка очень важно, чтобы за него было кому постоять, если он сам не может этого сделать. От него рано требовать самостоятельности в решении своих проблем: иногда надо помогать ему их решать. И эмоциональный опыт, который несет в себе посыл «ты не один», «ты под защитой», останется с ним навсегда. Это вовсе не означает, что он так и будет всю жизнь искать, кто бы за него вступился. Напротив, это позволяет ребенку научиться защищать себя, увидев, как это делают родители или друзья. Ведь дети всему учатся, наблюдая за другими, и самозащита — не исключение.

Кроме того, мало кому, кроме совсем уж отвязных детей, захочется иметь дело с ребенком, который под защитой. Ребенок, чьи родители приходят в школу, заручается поддержкой еще и школьной администрации, потому что в конечном счете ей нести ответ за происходящее в ее стенах во время учебного процесса.

Каких детей обижают в школе?

Также вы можете прочитать про травлю в статье психолога Людмилы Петрановской «Травля в детском коллективе» и педагога Ирины Лукьяновой «Если ребенка травят в школе».

Таким образом, отвечая на вопрос «Каких детей обижают в школе?», можно сказать, что это прежде всего одинокие, беззащитные дети, которые могут обладать яркими отличительными особенностями, а могут и не обладать; которые могли однажды попасть в нелепую ситуацию, а могли и не попадать; которые могут эмоционально реагировать, а могут и молча терпеть; которые могут быть сильными, а могут и слабыми. Но они беззащитны, потому что одиноки. И конечно, это здорово, когда ребенок во всем идеален и может дать отпор обидчикам, но требовать и ждать этого от него не следует. Ведь он еще ребенок, и он не должен быть один.

10
46
Сохранить
Поделиться: