Буллинг в школе

Как бороться с школьным буллингом? Как его распознать? Что делать родителям, если их ребенок страдает? Есть ли способы профилактики буллинга? Ответы на эти вопросы ищем вместе с психологом Глебом Ткаченко.

Буллинг в школе — это действия «детей-агрессоров» против «детей-жертв» с целью подчинить их своей воле, унизить, подавить и таким образом самоутвердиться. Есть еще одна составляющая школьной буллинг-структуры: «дети-наблюдатели». Большинство из них так или иначе поддерживают нападающих.

Слово «буллинг» происходит от английского bullying, что в переводе означает травля, запугивание, издевательство. Очень важным ключом к пониманию буллинга является также и понятие агрессии.

Проявляется агрессия по-разному: в физической форме (ребенка бьют, задирают, отбирают вещи, деньги), вербально (насмешки, шутки, оскорбления, распространение сплетен), в виде психологического прессинга (бойкотирование). В последнее время стремительно набирает обороты кибербуллинг (травля в соцсетях, публикация ложной, недостоверной, фальсифицированной информации).

Буллинг как социальная проблема

Термин «буллинг» в нашем обиходе относительно нов, а вот само явление — нет. Высмеивание «белых ворон», объявление бойкотов, затяжные «войны» одних детей против других были, есть и, к сожалению, будут происходить всегда и везде. Другое дело, что сегодня есть все основания рассматривать буллинг как социальную проблему. Нередко он буквально ломает психику детей. И напоминает о себе даже в их взрослой жизни. Причем касается это всех участников буллинга: и его зачинщиков, и жертв, и свидетелей.

С появлением Интернета проблема буллинга стала еще более острой. Дети видят примеры насилия, издевательств в Сети (все эти записи видео с извинениями на коленях — прямо лавина), а потом повторяют увиденное. Активно распространяется буллинг и в соцсетях. Например, весь класс начинает писать объекту травли неприятные вещи, высмеивать его, оскорблять, шантажировать.

Чем же опасен буллинг и каковы его последствия?

Негативные результаты для жертв буллинга очевидны. Такие дети находятся в постоянном стрессе. Слабеет их иммунная система, ухудшаются когнитивные способности. Какая уж там учеба, если ребенку жизнь становится не мила. Причем в полном смысле этого слова. Психические расстройства, а иногда даже суицид — возможные исходы буллинга. У большинства переживших травлю снижается самооценка, часто проявляется склонность к различным зависимостям и самоповреждению.

Агрессоры тоже получают свою порцию проблем. Опыт безнаказанности, завышенное самомнение и иллюзия собственной силы могут привести к авторитарности, деструктивному поведению в социуме. Ребенок-агрессор, став взрослым, часто страдает от одиночества, оказывается неспособным к устойчивым, здоровым отношениям в семье и коллективе.

Что касается наблюдателей, то они, как правило, испытывают страх оказаться на месте жертвы, а потому предпочитают не вмешиваться в конфликт. Такое поведение тоже не остается безнаказанным. Многие из этих людей со временем начинают чувствовать себя виноватыми из-за того, что ничего не сделали, не помогли жертве.

По оценкам психологов, практически все люди хотя бы раз в жизни участвуют в буллинге, играяроль если не жертвы или агрессора, то наблюдателя. Поэтому проработать личный опыт, научиться самому и научить ребенка вести себя в ситуации травли правильно — крайне важная задача для каждого родителя.

Как распознать буллинг?

Если вас и ребенка связывают близкие, дружеские отношения и он сам поведает вам о своих проблемах, это прекрасно. Такой способ узнать о буллинге, конечно же, самый желательный и надежный.

Но даже при полном доверии родителям сказать, что над тобой издеваются, что тебя унижают, гнобят, очень сложно.

Чаще всего дети боятся, что родители их отругают, скажут что-то типа: «Сам виноват. Так тебе и надо, слабак». Некоторые действительно считают себя слабаками и стесняются признаться в этом маме с папой.

Есть у детей и другая причина держать свои переживания в тайне. Многие считают, и зачастую небезосновательно, что взрослые не смогут помочь им. Наоборот, только лишние проблемы создадут.

Случается, ребенок просто не понимает, что происходящее с ним не нормально. Другие дети считают, что они уже достаточно большие и должны справляться со всем сами. Иногдаребенку стыдно ябедничать и подставлять зачинщика. А может быть и так, что ему просто угрожают. В общем, причин молчания может быть много.

На что стоит обратить внимание, если вы подозреваете буллинг?

Конечно, существуют определенные маркерыбуллинга.

Изменения в поведении ребенка

Как правило, он

  • становится более замкнутым, избегает общения,
  • на вопросы отвечает односложно, неохотно. Если спросить: «Как дела с учебой?», то, скорее всего, скажет: «Нормально»,
  • не хочет идти в школу,
  • теряет аппетит,
  • хуже спит, во сне часто видит кошмары,
  • часто пребывает в подавленном состоянии, грустит, обижается, плачет. Если ребенок уединяется, запирается в комнате, но при этом громко всхлипывает, то знайте: таким образом он подает вам сигнал. Хочет, чтобы вы обратили на него внимание, спросили: «Что случилось?»
  • может проявлять тревожность, беспокойство.

Следы физического буллинга:

  • синяки, ссадины,
  • порванная и испачканная одежда.

Экономический буллинг:

  • пропажа и потеря гаджетов, вещей, денег. Конечно, это сам ребенок так говорит: «Потерял». На самом деле ценности у него отбирают. Поэтому если что-то пропадает регулярно, стоит обратить на это внимание.

Буллинг в социальных сетях:

  • плохое настроение после использования гаджетов, молчаливость и замкнутость после выхода в Интернет,
  • отсутствие желания пользоваться социальными сетями, притом что раньше ребенок в них активно сидел.

Однако все это лишь косвенные доказательства буллинга. И пока родители что-то подозревают, наблюдают, анализируют, обстановка в школе может все более накаляться, а жизнь детей превращаться в кошмар. Есть ли шанс избежать такого развития событий? Безусловно, есть. В первую очередь стоит поговорить с ребенком и проанализировать ситуацию, в которую он попал.

Что же делать, если ребенок молчит?

Замечая какие-то признаки возможного буллинга, вы можете начать разговор сами: «Мне кажется, что тебе плохо. Не волнуйся, я помогу тебе в любом случае. Мы справимся со всеми трудностями».

Надо понимать, что если ребенок молчит, то он молчит для своих родителей. Молчание тоже может быть криком о помощи. Когда ребенок не может сказать, то показывает, как ему плохо. Для разговора с ребенком лучше всего пользоваться «гуманистическим общением», которое заключается в том, что взрослый задает вопросы, которые уже содержат в себе вероятные варианты ответов. Например:

  • Ты грустишь? Ты грустишь, потому что тебя кто-то обидел или расстроил?
  • Ты не хочешь об этом рассказывать, потому что боишься показаться слабым?
  • Ты боишься об этом рассказывать? Тебе стыдно рассказать о том, что происходит?
  • Ты опасаешься, что я, твоя мама, стану относиться к тебе хуже?

В таком общении ребенок получает необходимую ему эмоциональную помощь.

  • Во-первых, родителю интересна его жизнь. Он проявляет активное внимание, а не задает дежурные вопросы вроде «Как дела в школе?».
  • Во-вторых, родитель пытается понять его. Он не ждет, что ребенок сам все расскажет, а помогает ему раскрыться, делает первый шаг к диалогу.
  • В-третьих, своими вопросами родитель делает возможным обсуждение того, что для ребенка до этого казалось запретным, стыдным, опасным. Это тоже важно.

Буллинг: как помочь ребенку?

В первую очередь, скажите ребенку, что не осуждаете его, не сердитесь и что его решение довериться вам было абсолютно правильным. Дайте ему понять: вместе вы обязательно преодолеете эту проблему. Ребенок должен ни секунды не сомневаться в том, что родители на его стороне. Они его не бросят, не оставят и обязательно помогут.

Ни в коем случае не осуждайте, не вините ребенка

Наоборот, донесите до него, что объектом издевательств может оказаться любой человек: сильный, умный, успешный, хорошо известный. Возможно, у ваших знакомых или даже у вас лично имеется подобный опыт. Если это так, поделитесь им с ребенком. Расскажите, что чувствовали, как переживали и страдали. Сделайте акцент на том, что подобная реакция нормальна. Нельзя допустить, чтобы он считал себя изгоем, чтобы его и без того «никакая» самооценка упала«ниже плинтуса».

Объясните ребенку механизм буллинга

Постарайтесь убедить его в том, что главный обидчик не так уж страшен. Что за его агрессией часто скрывается неуверенность в себе, желание утвердиться в своей силе за счет других. И что такое поведение — проявление слабости. По-настоящему сильным людям не нужно доказывать свою силу. Она у них просто есть.

Попробуйте также отрепетировать с ребенком другую, новую реакцию на поведение обидчика

Это может быть прямой взгляд в глаза, равнодушие или ироничное замечание, шутка. Зачастую буллеры, не получив ожидаемого эффекта от своих действий, теряют к жертве интерес.

Если же, несмотря на все прилагаемые усилия, ситуация не выправляется, имеет смысл обратиться к психологу.

Как бороться с буллингом в школе?

Часто разговоров и даже отработки с родителями новых навыков поведения ребенка все равно недостаточно, чтобы остановить буллинг. В этом случае нужно обращаться за помощью к сотрудникам школы. У директора, завуча, учителя и штатного психолога достаточно инструментов и полномочий пресечь травлю. Однако делают они это не всегда. Случается, что буллинг игнорируется сознательно. А бывает, что учитель ничего о нем не знает. Так как мамам и папам бороться с буллингом в школе?

Вторжениевзрослых на школьную территорию — дело всегда тонкое и небезопасное. А в ситуации с буллингом все еще сложнее. Здесь важно помнить о принципе, авторство которого приписывают Гиппократу: «Не навреди». Продумывайте каждый шаг: не станет ли ребенку хуже от вашей активности?

Так к кому и куда обращаться при буллинге в школе? В первую очередь — к классному руководителю. Часто в его арсенале находится самое эффективное «оружие» против буллинга. Что можно предложить и обсудить с учителем? Иногда бывает достаточно закрыть класс сразу после уроков и организовать дежурство во время перемен. Буллер окажется таким образом физически лишен «арены» своих действий. Учитель может также устроить обсуждение ситуации с буллингом в классе, дать детям возможность почувствовать себя в роли жертвы, вместе с детьми составить «кодексантибуллера». В его силах призвать зачинщиков травли к ответственности, организовать проверки, собрания, вызовы к директору. Всё это сделает буллинг обременительным, проблемным и в конце концов сведет его на нет.

Случается и такое, что учитель может отказать в помощи или просто не справиться с проблемой. Тогда стоит обратиться к школьному психологу. Школьный психолог занимает очень интересное место в школьной иерархии. Он связан со всеми участниками учебного процесса, а при этом не является подчиненным ни для кого. Он может влиять и на родителей детей, и на педагогов, и на администрацию. Единственный его полноправный начальник — это директор школы. Психолог — связующее звено между всеми сторонами. И он, как правило, заинтересован в том, чтобы проблема буллинга была решена. Это основной повод держать связь с ним. Конечно, все зависит от конкретного специалиста. Но хотя бы попробовать стоит.

Финальная инстанция в школе — завуч или директор. Родители могут не воспринимать всерьез учителей или школьного психолога. И уж тем более могут игнорировать других родителей. Но администрация школы или директор — это люди, от которых многое зависит. К директору и завучу мамы с папами прислушиваются гораздо чаще, потому что если их ребенка подозревают в травле или других нарушениях школьного порядка, то это чревато серьезными проблемами. В общем, общение с руководством школы может мотивировать родителей что-то менять.

Стоит отметить, что буллинг может проявиться и во взаимоотношениях детей с учителями.

Подробнее об этом читайте в нашем материале:

Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?

Стоит ли общаться с обидчиком или его родителями напрямую?

Часто первое желание родителей — пообщаться с буллером, главным агрессором, и его родителями. Стоит ли это делать? Единой, общей для всех случаев рекомендации здесь нет. Но в большинстве случаев, как показывает практика, положительного эффекта такие беседы не дают.

Чаще всего, родители считают своего ребенка невинным ангелом, который всегда был добрым и отзывчивым. Они могут даже не подозревать, насколько их чадо изменилось в школьной среде. У таких родителей будет предсказуемо негативная реакция на любые обвинения в адрес их ребенка. Если и говорить с ними, то диалог лучше выстраивать, избегая упреков. «Зайти» можно с того, что между детьми возникли сложности, которые надо помочь решить.

Фраза «Ваш ребенок травит моего» может быть последней в этом диалоге. Потом будет сброшенный звонок или закрывшаяся дверь. Но вот если сказать «между нашими детьми случилось недопонимание», то, возможно, они отреагируют вполне спокойно: ведь им не заявляют, что в конфликте виноват их отпрыск. А уже дальше, в общении, обсуждениях прояснится, как все было на самом деле.

Бывают родители, которые адекватно воспринимают своего ребенка. Понимают, что он хоть и является для них любимым сыном или дочерью, но… кто его знает: может, и правда, что-то у него «замкнуло». С такими родителями можно строить диалог честно и открыто. И вполне можно рассчитывать на то, что они сами образумят своего ребенка.

Напрямую с обидчиком тоже можно поговорить, но не стоит делать это наедине. Лучше всего попросить у психолога или завуча, чтобы он устроил такую встречу. В школах существует практика, когда в присутствии родителей, учителей и директора происходит попытка разобраться, что произошло между детьми. Все слышат, что говорят дети, иногда это даже протоколируется. У такого формата есть большой плюс: вас не смогут обвинить в том, что вы психологически надавили на ребенка, пообщавшись с ним во время перемены.

Когда стоит забирать ребенка из школы?

Если со стороны учителей, завуча, психолога и директора не возникает никакой инициативы по решению проблемы, если существует только видимость какой-то деятельности, если ситуация никак не меняется, то делать в этой школе, скорее всего, нечего. Ведь ребенок оказывается без защиты в месте, где он находится пять дней в неделю по 6–7 часов.

Бывает, что общие попытки решить проблему только усугубляют ее. Никуда не деться от такого неприятного факта, что некоторые дети не боятся никаких санкций и готовы делать «злые вещи», чувствуя себя безнаказанными. В такой среде ребенка оставлять нельзя.

Куда обращаться при буллинге в школе?

Как мы писали в прошлом разделе, в первую очередь стоит обращаться к сотрудникам школы. Первым делом — к классному руководителю. Если у учителя не получилось пресечь буллинг, просите помощи у школьного психолога. Если и он не помог — обращайтесь к завучу, к директору школы.

В случае необходимости экстренной психологической помощи ребенку, получить ее можно, набрав 8 800 200 01 22 — всероссийский телефон доверия для детей и подростков. Телефон бесплатный. Звонки анонимные, не записываются. Входящие номера не определяются. Всё, сказанное ребенком сотруднику службы доверия, останется только между ними.

Возможна ситуация, когда действия буллера перерастают в правонарушения. Может ли школьник нести ответственность за них? Как бороться с буллингом, опираясь на закон? К кому и куда обращаться, писать заявления?

Ответы на эти вопросы вы найдете здесь:

Школьный буллинг: как бороться с ним, опираясь на закон

Если дела обстоят серьезнее некуда и у вас есть информация о совершенном или готовящемся преступлении в отношении несовершеннолетних, звонить нужно на круглосуточную горячую телефонную линию «Ребенок в опасности». Такие линии организованы в территориальных следственных управлениях Следственного комитета России. Звонки бесплатные и круглосуточные. Реагируют на них незамедлительно.

Как вести себя при буллинге: советы психолога

Родители, стремясь защитить своих чад от травли любыми силами, должны осознавать: не получится у них это сделать вместо детей. Главная задача взрослых — поддержать ребенка, вооружить его необходимыми инструментами, направить в правильную сторону.

Вот что рекомендуют делать психологи.

Проанализируйте ситуацию

Постарайтесь максимально глубоко разобраться в ситуации, в которой оказался ваш ребенок.

Соберите информацию об атмосфере в классе, о зачинщике конфликта. По возможности выясните, есть ли у него проблемы в семье, кто из детей его поддерживает и почему, в чем суть его претензий к вашему ребенку.

Предложите ребенку поговорить с зачинщиком напрямую

В случае, если обидчик не проявляет сильной враждебности и вполне адекватен, ребенку может оказаться полезным пообщаться с ним. Пусть спросит без обиняков, в чем причина такого отношения к нему. Возможно, все не так уж страшно. Например, в классе не принято постоянно тянуть на уроке руку, показывая готовность ответить на любой вопрос. Конечно, это не повод перестать поднимать руку вообще. Но задуматься над ситуацией стоит. Возможно, действия вашего ребенка воспринимают как демонстрацию его превосходства над другими. Если это не так, тогда в разговоре всё прояснится, а конфликт исчерпает сам себя.

Обсудите перевод в другую школу

Если же обстановка критическая, если лидер агрессивен, жесток и ситуацию никак не получается изменить, то лучше всего перевести ребенка в другую школу. А чтобы подобная ситуация не возникла на новом месте, да и вообще нигде и никогда, следует начать учить его, как противостоять обидчикам. Моделируйте в игровой форме ситуации, в которых ребенок мог бы приобрести навыки отстаивания своих границ.

Запишите ребенка на спорт

Очень полезно записать ребенка в какую-нибудь спортивную секцию. Многие дети в таких случаях выбирают единоборства, что понятно. Способность защитить себя физически может придать им уверенности в своих силах. И это хорошо, конечно. Однако здесь кроется опасность: желание отомстить обидчику может стать навязчивым и создаст почву для новых проблем.

Как предотвратить буллинг?

Средства, отменяющего агрессию и насилие, увы, не существует. А потому и буллинг как явление предотвратить нельзя. Но научиться эффективно действовать, если такая ситуация возникнет, вполне реально. И начинать это обучение чем раньше, тем лучше.

Самое важное здесь — сформировать доверительно-уважительные отношения с ребенком. Причем доверие и уважение должно работать в обе стороны. Ребенку нужно быть уверенным в том, что родители его не унизят, не засмеют, а поймут и помогут.

Воспитывайте в ребенке самоуважение, чувство собственного достоинства

Больше общайтесь с ним, обсуждайте интересующие его темы, спрашивайте его мнение по разным вопросам, попросите даже дать вам какой-то совет. Ну и, конечно, показывайте личный пример.

Постарайтесь обеспечить ребенку возможность заниматься тем, чем он хочет. И занятия творчеством, и спорт закаляют характер, формируют здоровую самооценку, дают опыт общения. Спорт, как и любое другое занятие, дающее опыт успеха в чем-то, а значит, и веры в собственные силы, помогает ребенку развиваться гармонично. Чем увереннее человек себя чувствует, тем вернее он создает свой круг общения и меньше подстраивается под кого-то. А значит, меньше склонен терпеть унижение.

Говорите с ребенком о буллинге как явлении

Ребенок должен знать о буллинге и понимать: жертвой его может стать каждый. У всех найдется что-то эдакое, к чему можно прицепиться.

Проясняйте роль буллера и возможные причины его агрессивного поведения

Донесите до ребенка, что главным буллером становится не тот, кто сильнее, а тот, у кого больше внутренних проблем. Как правило, это низкая самооценка, трудности в семье или, что называется, врожденная жестокость.

Учите ребенка постоять за себя в игровом/тренировочном формате

Он не должен бояться буллинга. Разыгрывайте с ним сценки, имитируйте действия обидчиков. Пусть осваивает самозащиту в тренировочном режиме. Если он проявит смелость в игре, то сделает это и в реальной жизни.

Следите за внешним видом ребенка

Постарайтесь, чтобы он не давал формального повода для травли. Не одевайте его в школу дорого-богато, не вооружайте гаджетами последнего поколения. Не следует уходить и в другую крайность. Выглядеть, как бомж, ребенок тоже не должен. Следите за тем, чтобы он был опрятен, соблюдал гигиену. Неряшливость, нечистоплотность ребенка могут спровоцировать буллинг.

Рассказывайте о безопасности в социальных сетях

Стоит поговорить с ребенком и про безопасность в Интернете. Он должен обязательно знать о возможности отключения комментирования и личных сообщений от отдельных людей. Объясните ребенку, что, к сожалению, не всегда и не со всеми возможно договориться. Расскажите ему и о ботах, которые могут здорово досаждать.

Обязательной частью безопасности в социальных сетях является анонимность. Не стоит писать адрес своего проживания, номер телефона, выкладывать свои фотографии, которые могут как-то использовать против вас. Страница в социальной сети должна быть закрыта от любых посторонних людей и анонимов. Такая функция есть практически везде.

Необходимо помнить: мы никогда не знаем точно, кто сидит по ту сторону экрана. Под видом милой девочки из соседней школы могут находиться уже не такие милые мальчики, которые хотят позабавиться за чужой счет. В общем, общаться открыто стоит только с теми, в ком вы уверены. С остальными следует сохранять осторожность: не рассказывать лишнего, не назначать встреч в безлюдных местах или в вечернее время. В общем, избегать предоставления любой информации, которую потенциально могут использовать против вас.

Книги о буллинге, которые стоит прочитать

Если вы хотите погрузиться в тему буллинга более глубоко, полезными могут быть следующие книги:

Ю. Б. Холодова. Буллинг. Молчать нельзя, рассказывать. Психология школьной травли

Буллинг в школе

Книга поможет заметить признаки психологического неблагополучия ребенка и правильно на них реагировать, разобраться с причинами буллинга, научить ребенка ему противостоять. В книге представлено много примеров из практики автора, даны ответы на самые распространенные вопросы родителей о буллинге.

М. М. Кравцова. Дети-изгои

Буллинг в школе

Автор детально характеризует детей группы риска — тех, кто может стать жертвами буллинга. Приводит практические рекомендации о том, как помочь этим ребятам. Предлагает меры профилактики и программы работы с отвергаемыми детьми.

Г. Э. Бреслав. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Буллинг в школе

В монографии подробно исследован механизм формирования агрессивного поведения детей. Большое внимание уделено практическим инструментам коррекции агрессии.

Подготовила Анна Медведева

0
0
Сохранить
Поделиться: