Как жить с грехами от исповеди до исповеди? — вопрос священнику - Православный журнал «Фома»
Как жить с грехами от исповеди до исповеди? — вопрос священнику

Как жить с грехами от исповеди до исповеди? — вопрос священнику

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя: 

Добрый день! Я только начинаю свое воцерковление и немножко запуталась.

Долгое время у меня было очень тяжелое состояние уныния, каждый день неотступно со мной было какое-то очень тяжелое чувство внутри, независимо от событий хорошие они или плохие. То есть последние два года я не могла радоваться, иногда было ощущение, что я неживая, ничего не могу чувствовать. Причина, наверное, во множестве моих грехов за жизнь, и еще муж тяжело болел, но сейчас все наладилось.

Я почти год готовилась к первой исповеди, много читала. И после нее правда это тягостное чувство прошло! Но теперь у меня такой вопрос. Я вообще человек, склонный к зависимостям и боюсь, как бы и с исповедью так не вышло. Я часто исповедаюсь, но уже через день-два на меня давит тяжесть грехов (незначительных — раздражение, невольный момент гордости и т. д.). Я расстраиваюсь, и меня накрывает уныние, кажется, что я теперь опять отделена от Бога до следующей исповеди, что неделя испорчена до выходных и все пропало (исповедоваться чаще нет возможности). Грехи, действительно, искренне стараюсь не делать, но все-таки что-то появляется.

Я читала, что в таинстве исповеди человек примиряется с Богом и Бог невидимо исцеляет раны в душе человека которые мы нанесли ей своим грехом. И поэтому становится легче жить, делать добро, бороться с грехами и т. д. После первого же греха у меня опускаются руки и мне кажется теперь (так как моя душа опять «изранена»), что я не способна ни к чему и буду дальше грешить еще больше, если не попаду на исповедь. Мне смутно кажется, что я что-то неправильно поняла и сама себе это надумала.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Исповедь у меня скорее формальная, пока что не встретился священник с которым можно поговорить, очень надеюсь на ваш ответ.

Может ли Бог прощать нам грехи и исцелять нас до официальной исповеди, когда просто заметил и искренне сразу покаялся, или в ежедневной вечерней молитве например? Или я уже отделила себя от Бога до исповеди?

Елена

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день! Дорогая Елена, милосердие Божие безгранично, и Господь ждет Вас и всегда Вас любит! Разумеется, человек не может исповедоваться ежедневно. Господь будет видеть Ваше покаяние каждый раз, когда Вы каетесь в течение дня и в вечерней молитве (недаром ведь есть молитва о прощении грехов, которые совершены за день), а придя на исповедь, Вы свидетельствуете о своей решимости более не грешить и получаете благодать Божию на то, чтобы довести это свое намерение до конца и чтобы душа Ваша исцелилась от совершенных грехов. Мы, люди, не можем точно сказать, как именно совершается исцеление души: это происходит таинственным для нас образом. Но почему-то Господь, помимо того, что Он слышит каждый наш вздох и каждое раскаяние, установил в Церкви и Таинство исповеди, когда человек приходит и кается в совершенном. Да, его покаяние может быть уже не таким горячим, как в тот момент, когда он осознал, что ошибся, и порой жестоко ошибся. Но все равно каяться нужно и на исповеди, потому что через Таинство подается благодать на то, чтобы жить дальше и не грешить.

Зависимости от исповеди не надо бояться, это, как Вы уже поняли, принципиально другой механизм. Христианство — это вообще о том, что человек сам отвечает за свою жизнь и поступки. Каждый человек от Бога наделен свободной волей и свободой выбора. А за выбор несет ответственность перед Богом, собой и людьми. Таинство исповеди — это великая милость Божия, чтобы человек мог исправить свои ошибки и перестать страдать от ран, которые сам же себе нанес своими грехами. Да, порой в одном и том же исповедуются много-много раз, не все греховные привычки и ходы мыслей легко побеждаются, но эта работа того стоит.

Что касается того, что Вы грешите после исповеди, то эта тема не только у Вас. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит» (2 Пар. 6, 36; 3 Цар. 8, 46; Екк. 7, 20), — сказано в Писании. И слава Богу, что Вы видите свои грехи, а значит, можете в них каяться! Чисто на практическом уровне отношение ко греху должно быть такое: согрешил — покаялся (сперва сразу же, перед Богом, потом — в Таинстве исповеди) — поднялся — пошел дальше. Дьяволу только и нужно что вогнать человека в состояние уныния, когда руки опускаются и кажется, что все потеряно. Не верьте, это ловушка! Кайтесь, просите прощения у Бога, у того, кого обидели — и живите дальше. Ни в коем случае нельзя опускать руки! Согрешив, старайтесь впредь греха не совершать и жить дальше, не усугубляя совершенной ошибки.

Что касается духовника, просите Бога о том, чтобы Он дал Вам такового. Конечно же, пока Вы пытаетесь разобраться во всем сама, Вы будете запутываться, это естественно. Поэтому и нужно духовное руководство. Это то, с чего нужно начать даже сейчас.

У нас есть и материалы на эту тему:

Как найти духовника?

Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет

Найти духовного отца — это великое благо. Как же быть до этого? Старайтесь исповедоваться одному священнику и делайте это не формально, а искренне. В конце концов, мы, священники, — только свидетели исповеди ( о чем и читаем в молитве перед исповедью, которую прихожане слушают, называя свои имена в двух нужных местах), а вот действенность таинства зависит от того, насколько искренне и с решимостью раскаивается исповедующийся. Очень может быть, что именно священник, которому Вы будете регулярно исповедоваться и который, таким образом, будет знать обстоятельства Вашей жизни, и станет Вашим духовным отцом. И как раз он и сможет помочь Вам разобраться с тем, что нужно делать, чтобы не запутываться!

Попросите его о беседе с Вами, почему Вы не хотите поговорить с батюшкой, к которому приходите на исповедь?

Когда человек новоначальный, то есть только начинает церковную жизнь, возникает о чем много вопросов, например, вот таких:

Не могу начать духовную жизнь, что делать?

Как начать знакомство с церковью?

С чего начать путь к Богу?

С чего начать знакомство с Библией?

Как раз обо всем этом и о собственно Ваших вопросах и нужно расспросить священника! Поговорите с ним о том, как часто Вам исповедоваться, что почитать, как начать решать именно Ваши внутренние вопросы. Не стесняйтесь только!

Мы в свое время сделали материал Как подойти к священнику и начать разговор? Может быть, он и сейчас Вам пригодится.

Супругу Вашему очень желаю здоровья!

Что касается Вашего состояния безрадостной жизни и т.п., Вам нужно обратиться к психологу или психиатру. То, что Вы описали, очень похоже на депрессию. Это болезнь, у которой может быть несколько предпосылок, в том числе и соматические, и со всем этим нужно разбираться не только на уровне духовном, но и на уровне души и тела. Поэтому, пожалуйста, немедленно обратитесь к специалисту, чтобы он провел диагностику Вашего состояния и назначил лечение. Курс лечения нужно пройти от начала и до конца — и препараты, и работу с психотерапевтом. Со священником обсудите также, что Вы проходите курс работы, возможно, в связи с этим у Вас будут появляться какие-то вопросы, не стесняйтесь их задавать и батюшке, и врачу. И так вот, шаг за шагом, Ваше состояние, с Божией помощью и с Вашими активными действиями, улучшится и многое станет понятнее.

Надеюсь, на Ваши вопросы смог ответить.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (77 голосов, средняя: 4,68 из 5)
    Загрузка...
    21 апреля 2021
    Поделиться:

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)2 года назадОтветить

      Уважаемая редакция, здесь нужен ваш отклик. Объясните, Христа ради, Денису и Вадиму, в чём спасительность Таинства Покаяния. Хотя бы ссылкой, а лучше - добрым словом.

    • Денис
      Денис2 года назадОтветить

      Вадим, касательно же покаяния ниневитян, как духовного преображения народа, то где ему примеры в современном мире? Какой исторически православный народ, где крещёные и идентифицирующие себя православными христианами хотя бы в должной мере исполняют заповедь "плодитесь и размножайтесь", которой и неразумные зверушки следуют? Наверное, копты в Египте, да пара-тройка народов эфиопских. Да и то вроде бы ревностно верующие, заслышав похвалу в их адрес, частенько презрительно губы кривят: "монофизиты".

    • Денис
      Денис2 года назадОтветить

      Вадим, в детстве мальчишке драчливы. Потом им надоедает драться и по ночам девчонки снятся. За первой любовью обычно следует первое разочарование, печаль теснит душу, выливаясь в лирические стихи...
      Так можно и до самой смерти человека в глубокой старости расписать естественную смену греховных страстей. Так, что толку в христианском покаянии, если как у безбожников с язычниками по итогам покаяния за редчайшим исключением от силы одни греховные страсти меняются на другие?

    • Вадим
      Вадим2 года назадОтветить

      Чтобы не грешить надо избавиться от причины греха. А они находятся в сердце человека, в его разуме. Ибо там рождаются греховные мысли из негативной инфы, и там находится: зависть, жадность, ненависть, хитрость, гордыня. И только покаяние избавит вас от того, что в вашем сердце. Покаяние - это исполнение учения Бога полностью. Это то что делали ниневитяне, когда Иона предупредил их. Так что читайте книгу Ионы и посмотрите что они делали для того, чтобы Бог их простил. Не умеете это делать - учитесь. не научитесь, так с грехами и останетесь. И ни какая исповедь вам не поможет.

    • Светлана
      Светлана2 года назадОтветить

      Странно, что Елена год читая книги и готовясь к исповеди не нашла ответ на свой вопрос сама. Но может быть год это мало? Очень многие духовники современных мужских монастырей предлагают женщинам, ищущим духовника поискать ответ на свой вопрос в какой-то книге, потому что им просто некогда заниматься духовным руководством мирян. Я, к сожалению, не приведу точных имен и цитат, по-моему это игумен Никон Воробьев, прп. Амвросий Оптинский. Если нет духовника - читайте, пытайте, ищите и обрящете...

    • Catilina
      Catilina2 года назадОтветить

      "Когда за собой ничего не замечает, то не водится ли духом гордости? а смиренные видят грехи свои, яко песок морской." это из душеполезных поучений преподобного Макария Оптинского

    • Денис
      Денис2 года назадОтветить

      Вадим, кто хотя бы несколько лет прожил праведником? В своём кругу общения за всю жизнь навскидку старейшая свечница в храме и собственная глубоко верующая прабабушка. Да и то возможно, что я просто не замечал за ними грехов слишком мелких на фоне грехов собственных.

      Беда хоть исповеди, хоть внешне менее формального покаяния в том, что они формальные по-факту, как в моём исполнении, так и в исполнении почти всех иных знакомых мне верующих. В лучшем (лучшем ли?) случае меняешь одну греховную страсть на другую, а чаще раз за разом на протяжении многих лет исповедуешься в одном и том же грехе. Какой Рай может быть с такой приверженностью греху при сохранении свободной воли? В случае даже, если рука ни поднимется для скверного дела, язык ни повернётся для скверного слова из-за печатей Господа. Одних грешных мыслей человеку в Раю хватит для пребывания в состоянии далеко не райском.

    • Вадим
      Вадим2 года назадОтветить

      Надо научиться полностью исполнять учение Христа. ПОЛНОСТЬЮ. А это научиться поститься и молиться так как это делал Христос и его ученики, и стараться соблюдать заповеди. не научитесь этому на сможете очистить своё сердце-разум. А это то место где рождаются наши мысли. А мысли и есть причина грехов. А получаются эти мысли из той инфы, какая есть в нём. так что надо принять Святой дух, чтобы Он очистил ваше сердце от негативной инфы. и дал вам истинные знания. И помните то, что обряды только помогают исполнению самого учения, и только. главное учение, которое и надо полностью исполнять.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь