
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Я только начинаю свое воцерковление и немножко запуталась.
Долгое время у меня было очень тяжелое состояние уныния, каждый день неотступно со мной было какое-то очень тяжелое чувство внутри, независимо от событий хорошие они или плохие. То есть последние два года я не могла радоваться, иногда было ощущение, что я неживая, ничего не могу чувствовать. Причина, наверное, во множестве моих грехов за жизнь, и еще муж тяжело болел, но сейчас все наладилось.
Я почти год готовилась к первой исповеди, много читала. И после нее правда это тягостное чувство прошло! Но теперь у меня такой вопрос. Я вообще человек, склонный к зависимостям и боюсь, как бы и с исповедью так не вышло. Я часто исповедаюсь, но уже через день-два на меня давит тяжесть грехов (незначительных — раздражение, невольный момент гордости и т. д.). Я расстраиваюсь, и меня накрывает уныние, кажется, что я теперь опять отделена от Бога до следующей исповеди, что неделя испорчена до выходных и все пропало (исповедоваться чаще нет возможности). Грехи, действительно, искренне стараюсь не делать, но все-таки что-то появляется.
Я читала, что в таинстве исповеди человек примиряется с Богом и Бог невидимо исцеляет раны в душе человека которые мы нанесли ей своим грехом. И поэтому становится легче жить, делать добро, бороться с грехами и т. д. После первого же греха у меня опускаются руки и мне кажется теперь (так как моя душа опять «изранена»), что я не способна ни к чему и буду дальше грешить еще больше, если не попаду на исповедь. Мне смутно кажется, что я что-то неправильно поняла и сама себе это надумала.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Исповедь у меня скорее формальная, пока что не встретился священник с которым можно поговорить, очень надеюсь на ваш ответ.
Может ли Бог прощать нам грехи и исцелять нас до официальной исповеди, когда просто заметил и искренне сразу покаялся, или в ежедневной вечерней молитве например? Или я уже отделила себя от Бога до исповеди?
Елена
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Дорогая Елена, милосердие Божие безгранично, и Господь ждет Вас и всегда Вас любит! Разумеется, человек не может исповедоваться ежедневно. Господь будет видеть Ваше покаяние каждый раз, когда Вы каетесь в течение дня и в вечерней молитве (недаром ведь есть молитва о прощении грехов, которые совершены за день), а придя на исповедь, Вы свидетельствуете о своей решимости более не грешить и получаете благодать Божию на то, чтобы довести это свое намерение до конца и чтобы душа Ваша исцелилась от совершенных грехов. Мы, люди, не можем точно сказать, как именно совершается исцеление души: это происходит таинственным для нас образом. Но почему-то Господь, помимо того, что Он слышит каждый наш вздох и каждое раскаяние, установил в Церкви и Таинство исповеди, когда человек приходит и кается в совершенном. Да, его покаяние может быть уже не таким горячим, как в тот момент, когда он осознал, что ошибся, и порой жестоко ошибся. Но все равно каяться нужно и на исповеди, потому что через Таинство подается благодать на то, чтобы жить дальше и не грешить.
Зависимости от исповеди не надо бояться, это, как Вы уже поняли, принципиально другой механизм. Христианство — это вообще о том, что человек сам отвечает за свою жизнь и поступки. Каждый человек от Бога наделен свободной волей и свободой выбора. А за выбор несет ответственность перед Богом, собой и людьми. Таинство исповеди — это великая милость Божия, чтобы человек мог исправить свои ошибки и перестать страдать от ран, которые сам же себе нанес своими грехами. Да, порой в одном и том же исповедуются много-много раз, не все греховные привычки и ходы мыслей легко побеждаются, но эта работа того стоит.
Что касается того, что Вы грешите после исповеди, то эта тема не только у Вас. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит» (2 Пар. 6, 36; 3 Цар. 8, 46; Екк. 7, 20), — сказано в Писании. И слава Богу, что Вы видите свои грехи, а значит, можете в них каяться! Чисто на практическом уровне отношение ко греху должно быть такое: согрешил — покаялся (сперва сразу же, перед Богом, потом — в Таинстве исповеди) — поднялся — пошел дальше. Дьяволу только и нужно что вогнать человека в состояние уныния, когда руки опускаются и кажется, что все потеряно. Не верьте, это ловушка! Кайтесь, просите прощения у Бога, у того, кого обидели — и живите дальше. Ни в коем случае нельзя опускать руки! Согрешив, старайтесь впредь греха не совершать и жить дальше, не усугубляя совершенной ошибки.
Что касается духовника, просите Бога о том, чтобы Он дал Вам такового. Конечно же, пока Вы пытаетесь разобраться во всем сама, Вы будете запутываться, это естественно. Поэтому и нужно духовное руководство. Это то, с чего нужно начать даже сейчас.
У нас есть и материалы на эту тему:
Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет
Найти духовного отца — это великое благо. Как же быть до этого? Старайтесь исповедоваться одному священнику и делайте это не формально, а искренне. В конце концов, мы, священники, — только свидетели исповеди ( о чем и читаем в молитве перед исповедью, которую прихожане слушают, называя свои имена в двух нужных местах), а вот действенность таинства зависит от того, насколько искренне и с решимостью раскаивается исповедующийся. Очень может быть, что именно священник, которому Вы будете регулярно исповедоваться и который, таким образом, будет знать обстоятельства Вашей жизни, и станет Вашим духовным отцом. И как раз он и сможет помочь Вам разобраться с тем, что нужно делать, чтобы не запутываться!
Попросите его о беседе с Вами, почему Вы не хотите поговорить с батюшкой, к которому приходите на исповедь?
Когда человек новоначальный, то есть только начинает церковную жизнь, возникает о чем много вопросов, например, вот таких:
Не могу начать духовную жизнь, что делать?
Как начать знакомство с церковью?
С чего начать знакомство с Библией?
Как раз обо всем этом и о собственно Ваших вопросах и нужно расспросить священника! Поговорите с ним о том, как часто Вам исповедоваться, что почитать, как начать решать именно Ваши внутренние вопросы. Не стесняйтесь только!
Мы в свое время сделали материал Как подойти к священнику и начать разговор? Может быть, он и сейчас Вам пригодится.
Супругу Вашему очень желаю здоровья!
Что касается Вашего состояния безрадостной жизни и т.п., Вам нужно обратиться к психологу или психиатру. То, что Вы описали, очень похоже на депрессию. Это болезнь, у которой может быть несколько предпосылок, в том числе и соматические, и со всем этим нужно разбираться не только на уровне духовном, но и на уровне души и тела. Поэтому, пожалуйста, немедленно обратитесь к специалисту, чтобы он провел диагностику Вашего состояния и назначил лечение. Курс лечения нужно пройти от начала и до конца — и препараты, и работу с психотерапевтом. Со священником обсудите также, что Вы проходите курс работы, возможно, в связи с этим у Вас будут появляться какие-то вопросы, не стесняйтесь их задавать и батюшке, и врачу. И так вот, шаг за шагом, Ваше состояние, с Божией помощью и с Вашими активными действиями, улучшится и многое станет понятнее.
Надеюсь, на Ваши вопросы смог ответить.
Храни Вас Господь!
Уважаемая редакция, здесь нужен ваш отклик. Объясните, Христа ради, Денису и Вадиму, в чём спасительность Таинства Покаяния. Хотя бы ссылкой, а лучше - добрым словом.
Вадим, касательно же покаяния ниневитян, как духовного преображения народа, то где ему примеры в современном мире? Какой исторически православный народ, где крещёные и идентифицирующие себя православными христианами хотя бы в должной мере исполняют заповедь "плодитесь и размножайтесь", которой и неразумные зверушки следуют? Наверное, копты в Египте, да пара-тройка народов эфиопских. Да и то вроде бы ревностно верующие, заслышав похвалу в их адрес, частенько презрительно губы кривят: "монофизиты".
Вадим, в детстве мальчишке драчливы. Потом им надоедает драться и по ночам девчонки снятся. За первой любовью обычно следует первое разочарование, печаль теснит душу, выливаясь в лирические стихи...
Так можно и до самой смерти человека в глубокой старости расписать естественную смену греховных страстей. Так, что толку в христианском покаянии, если как у безбожников с язычниками по итогам покаяния за редчайшим исключением от силы одни греховные страсти меняются на другие?
Чтобы не грешить надо избавиться от причины греха. А они находятся в сердце человека, в его разуме. Ибо там рождаются греховные мысли из негативной инфы, и там находится: зависть, жадность, ненависть, хитрость, гордыня. И только покаяние избавит вас от того, что в вашем сердце. Покаяние - это исполнение учения Бога полностью. Это то что делали ниневитяне, когда Иона предупредил их. Так что читайте книгу Ионы и посмотрите что они делали для того, чтобы Бог их простил. Не умеете это делать - учитесь. не научитесь, так с грехами и останетесь. И ни какая исповедь вам не поможет.
Странно, что Елена год читая книги и готовясь к исповеди не нашла ответ на свой вопрос сама. Но может быть год это мало? Очень многие духовники современных мужских монастырей предлагают женщинам, ищущим духовника поискать ответ на свой вопрос в какой-то книге, потому что им просто некогда заниматься духовным руководством мирян. Я, к сожалению, не приведу точных имен и цитат, по-моему это игумен Никон Воробьев, прп. Амвросий Оптинский. Если нет духовника - читайте, пытайте, ищите и обрящете...
"Когда за собой ничего не замечает, то не водится ли духом гордости? а смиренные видят грехи свои, яко песок морской." это из душеполезных поучений преподобного Макария Оптинского
Вадим, кто хотя бы несколько лет прожил праведником? В своём кругу общения за всю жизнь навскидку старейшая свечница в храме и собственная глубоко верующая прабабушка. Да и то возможно, что я просто не замечал за ними грехов слишком мелких на фоне грехов собственных.
Беда хоть исповеди, хоть внешне менее формального покаяния в том, что они формальные по-факту, как в моём исполнении, так и в исполнении почти всех иных знакомых мне верующих. В лучшем (лучшем ли?) случае меняешь одну греховную страсть на другую, а чаще раз за разом на протяжении многих лет исповедуешься в одном и том же грехе. Какой Рай может быть с такой приверженностью греху при сохранении свободной воли? В случае даже, если рука ни поднимется для скверного дела, язык ни повернётся для скверного слова из-за печатей Господа. Одних грешных мыслей человеку в Раю хватит для пребывания в состоянии далеко не райском.
Надо научиться полностью исполнять учение Христа. ПОЛНОСТЬЮ. А это научиться поститься и молиться так как это делал Христос и его ученики, и стараться соблюдать заповеди. не научитесь этому на сможете очистить своё сердце-разум. А это то место где рождаются наши мысли. А мысли и есть причина грехов. А получаются эти мысли из той инфы, какая есть в нём. так что надо принять Святой дух, чтобы Он очистил ваше сердце от негативной инфы. и дал вам истинные знания. И помните то, что обряды только помогают исполнению самого учения, и только. главное учение, которое и надо полностью исполнять.