В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение». Естественно, что, услышав это слово, в первую очередь думаешь о муках, которые претерпевали христиане за веру. Однако интересно, что ὁ μάρτυς (martys), которое у нас переводят как мученик, на древнегреческом значит «свидетель». На первый план в звучании этого слова выступают не собственно муки и страдания, а то, ради чего на них шли и что они должны были подтвердить, продемонстрировать.
Язык Нового Завета подсказывает нам, что мученик – это тот, кто ценой своей жизни засвидетельствовал веру во Христа. Дело в том, что буквально сразу после смерти и воскресения Христа и до нынешнего времени, на протяжении всей человеческой истории, множество людей отказывалось и отказывается верить в реальность этих событий. Порой целые могучие государства с их отлаженным репрессивным аппаратом требовали такого отказа и от самих христиан, требовали от них согласиться с тем, что Христос не был Сыном Божиим, что он не воскресал, что он не победил смерть и для всех уверовавших в него. И готовность христианина пойти на мученическую смерть являлась самым убедительным подтверждением или свидетельством веры в реальность евангельской истории. Убедительным до такой степени, что порой сами мучители становились христианами. Приятие мучениками страданий и смерти вслед за Христом и вместе с ним были для них единственно верным доказательством того, что история с распятием Бога, смертью и воскресением является не вымыслом и легендой, а настоящей правдой. Более того, это является самой настоящей реальностью и для каждого человека, призывом, обращенным к нему – следовать за Христом.
В этом смысле каждый настоящий христианин – мученик. Можно и не претерпеть именно мученической смерти, не закончить жизнь однократным героическим деянием, но все равно следовать за Христом в смысле принятия жизненного Креста и каждодневного самопожертвования ради ближних.
Как-то один мой знакомый священник сказал: «Все матери, у кого много детей – мученицы». Конечно, он сказал это полушутя. Дети – это радость, благословение. Но есть в этих словах и доля истины.
Вспомним двадцатый век. Сколько мучеников за веру дал он нашей Церкви. Священники претерпевали пытки и расстрелы за Христа. Но вспомним и об их женах. Не всех их ссылали или расстреливали, но они оставались одни с малыми детьми на руках, без мужей и поддержки, их объявляли лишенцами – людьми без прав. Презираемые государством и окружающими, изгои, они не могли нормально работать, им не давали зарабатывать на хлеб себе и своим детям. Но сколько светлых воспоминаний мы слышали и слышим от священников, воспитанных в таких семьях, о своих матерях! Сколько любви, теплоты и они давали своим детям, несмотря не на что, как кротко и с терпением они переносили все тяготы! Это ли не мученичество едва ли не сопоставимое с подвигом веры их мужей?
Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о долгом подвиге: «Любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и выдержка, а для иных так пожалуй целая наука».
Кстати, неслучайно, что главным символом христианства стал именно крест, орудие самой позорной казни в античную эпоху. Это все равно что сделать символом, например, электрический стул или петлю. Поклоняясь кресту, поклоняются и мучениям, принимают их необходимость и даже благотворность.
Людей всегда поражало, как христиане во времена преследований шли на смерть – с кротостью и радостью, благославляя своих гонителей. Они собственным примером (а что может быть убедительней?) демонстрировали, что Христос «смертью смерть попрал», что смерть не всесильна, и что за гробом существует иная, вечная жизнь. Как писал протоиерей Александр Шмеман, «Церковь превозносит мученичество так высоко именно потому, что для нее оно есть доказательство самого главного христианского утверждения: воскресения Христа из мертвых, победы над смертью… Смерть каждого мученика есть вечно совершающаяся победа смерти Христовой».
Хорошо известно, каким жестоким гонениям подвергались в Римской империи первые христиане. Тогда одно признание в том, что ты христианин, грозило казнью, если ты не отрекался от Христа и не признавал божеством римского императора. Бывали и периоды затишья, но порой на христиан обрушивали всю мощь римской государственной машины: армию, законы, суды. Их подвергали травле дикими зверьми в Колизее, распинали на крестах, сжигали на кострах. Однако то, что должно было сокрушить христианство, только укрепляло его, доказывало его истину и силу. Получается парадоксальная вещь: чем больше преследовали христиан, чем более гонимой была вера, тем более она укреплялась. Видя, как умирают христиане – мужественно, с кротостью, благословляя мучителей, и другие люди обращались к Христу.
Поэтому и говорится, что Церковь стоит на крови мучеников.
Читайте также:
На заставке фрагмент фото alfonso maseda varela/www.flickr.com