Давным-давно в Киево-Печерском монастыре произошла следующая история. Один умерший монах вдруг через два дня ожил – к великому изумлению игумена монастыря и всей братии. Его, естественно, тут же начали спрашивать, как ему удалось вернуться с того света, что он «там» увидел и услышал. Воскресший же на все вопросы отвечал лишь одним словом: «Спасайтесь»!
Потрясение этого монаха (которого теперь почитают под именем преподобного Афанасия Затворника Киево-Печерского) было столь велико, что он заключил себя в пещеру, где и пробыл безвыходно двенадцать лет вплоть до своей смерти, проводя все время в непрестанных слезах и молитвах, и ни с кем не беседуя.
Мы, естественно, тоже не можем знать, что именно преподобный Афанасий увидел после своей предварительной смерти. Однако важно, что в качестве резюме по итогам своего визита в загробный мир монах беспрестанно повторял лишь слово «спасайтесь».
Спасение – это путь к Богу и цель жизни христианина. Однако как его надо понимать? От чего, собственно, надо спасаться? Посмотрим, что нам скажет по этому поводу древнегреческий язык.
Древнегреческое слово ἡ σωτηρία, означающее по-русски «спасение», образовано от прилагательного σῶς. Его можно перевести как здравый, невредимый, находящийся в полной сохранности, неповреждённый. Тогда спасение, исходя из значения этого древнегреческого слова – это неповрежденность человека, когда он вновь становится целым и неущербным. Спасшийся – это целый, и потому настоящий человек.
Но что вредит человеку прежде всего? Что делает его настоящим калекой? Это грех. И поэтому цельность, достигаемая спасением, означает свободу от повреждения грехом, от нравственной порчи. Спасение воссоздает человеческую природу такой, какой ее изначально замыслил Бог.
Христианство утверждает, что каждый человек поврежден и искажен первородным грехом. На путь спасения становится лишь тот, кто сознает болезнь своей души: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9,12). Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных».
Как каждый человек искажен первородным грехом, так каждый не может избавиться от греха своими силами. Спасение – это совместное дело Бога и человека. Для того, чтобы оно состоялось, нужна как Божественная благодать, так и собственные усилия человека по стяжанию этой благодати. И достигается спасение через веру в Иисуса Христа, одно из имен которого также Спаситель (древнегреч. Sωτήρ; церквонослав. Спасъ), и исполнение Евангельских заповедей.
Конечно, очень трудно идти по пути спасения. Нужно постоянно переступать через себя, постоянно бороться с ветхим человеком в себе. Очень и очень немногие люди могут достигать святости. Но есть ли тут что-то настолько важное, что исполняя хотя бы это, человек может с большим основанием надеяться на собственное спасение? Об этом рассказывает история из жизни одного сербского монастыря под названием «Брат, спасшийся без труда».
Некогда в один монастырь пришел человек, чтобы стать монахом. Однако его не приняли из-за его лености и скандального характера. Тем не менее пришедший остался жить при монастыре и иногда помогал монахам. Впрочем, особым усердием он все равно не отличался. Когда же ему настало время умирать, монахи, решив его утешить, были рядом с ним.
Неожиданно умирающий вдруг пришел в исступление, а потом, вернувшись в сознание, рассказал монахам, что он увидел Архангела Михаила. Тот держал в руках бумагу, на которой были записаны всего его многочисленные грехи, совершенные им за всю его жизнь. Архангел Михаил сказал ему, что за все, что он сделал, он должен пойти в ад. Умирающий же в ответ попросил его посмотреть, есть ли среди его грехов грех осуждения. Архангел поискал этот грех и не нашел его. «Тогда, – ответил умирающий, – я не должен идти в ад, согласно словам Господа: Не судите, и не будете судимы» (Лк. 6,37). И тогда Архангел Михаил, как рассказал умирающий брат, разорвал бумагу со списком его грехов.
Также он рассказал им, что когда ему не позволили стать монахом, он услышал в церкви слова Евангелия: Не судите, да не судимы будете (Мф.7,1). После этого он сказал себе: «Окаянный, исполни хотя бы это», что и спасло его без других трудов. И, как только, он рассказал это окружавшим его монахам, Архангел Михаил принял его душу.
На заставке фрагмент фото Terri Oda/www.flickr.com