Мученик Михаил НОВОСЕЛОВ (1864-1938)

Михаил Александрович Новоселов происходил из старинного священнического рода Тверской губернии, но его отец увлекся либеральными идеями, священником не стал и сошелся со Львом Толстым. Михаил, поступивший в 1887 году на историко-филологический факультет МГУ, уже был старым знакомым Толстого и последователем его «учения». Он даже с друзьями создал толстовскую общину, но она долго не просуществовала. Однако в конце XIX века Михаил прекратил отношения с писателем из-за открыто выраженного, резкого неприятия Толстым божественности Христа. По возвращении в православную Церковь Михаил взялся за миссионерское дело. С 1902 года им было издано вместе с единомышленниками тридцать девять книг основанной ими «Религиозно-философской библиотеки», а также еще более двадцати специальных изданий. В 1912 году избран почетным членом Московской духовной академии.

Активный общественный деятель, участник религиозно-философского кружка и благотворительно-просветительского братства святителей Московских, председателем которого был известный издатель Ф. Д. Самарин. В 1922 году после обыска, произведенного ОГПУ, перешел на нелегальное положение. Написал «Письма к друзьям», богословскую работу, где старался отвечать на актуальные вопросы современной действительности. Из-за этих «подрывных» писем формально он и был арестован в 1929 году, чтобы больше уже не выйти на свободу. Расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме в возрасте семидесяти четырех лет

Из письма при разрыве с Толстым:

«Несколько раз перечитывал я этот краткий символ Вашей веры и каждый раз испытывал одно и то же тоскливое, гнетущее чувство. Слова все хорошие: Бог, Дух, любовь, правда, молитва, а в душе пустота получается по прочтении их. Не чувствуется в них жизни, веяния Духа Божия... И Бог, и Дух, и любовь, и правда — все как-то мертво, холодно, рассудочно.

Невольно вспоминается Ваш перевод первой главы Евангелия от Иоанна, где Вы глубокое, могучее: „В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, Бог бе Слово“ заменили жалким „Началом всего стало разумение жизни. И разумение жизни стало за Бога. И разумение-то жизни стало Бог...“ Ведь, попросту сказать, Ваш Бог есть только Ваша идея, которую Вы облюбовали и облюбовываете, перевертывая ее со стороны на сторону в течение двух десятилетий. Вы никак не можете выйти из заколдованного круга собственного „я“...

Отметая Христа Искупителя, Вы неизбежно лишаете Вашу душу Его благодатного воздействия, а потому не имеете того духовного опыта, который, когда Вы говорите о добродетелях, помог бы Вам отличить любовь Христову от естественной благонастроенности, благодатную кротость от самообладания (или природной тихости), смирение от снисходительности, мудрое во Христе терпение от бесплодного самоистязания. Потому-то Вы и не понимаете великого значения веры в Христа распятого и воскресшего, необходимости ее для истинного возрождения человека, ибо самое возрождение Вам неведомо...

Простите, если чем нечаянно обидел Вас, Лев Николаевич».

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского) «Жития Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века», январь.
.

0
0
Сохранить
Поделиться: