С домашним обучением все обстоит примерно как с домашними родами. Помните, была такая спонтанная, никем не санкционированная тенденция?

Многие мои подруги решались так рожать. Тяжелой была лишь одна история, в которой для ребенка все закончилось хорошо, а вот мама получила инфекцию. Помню, как к ней отнеслись врачи скорой: они буквально проклинали ее за ее выбор, пугали, грозили, что заявят на нее в милицию и откажут в помощи.

Всех, кто хотел родить дома, официальная медицина выставляла психами и вредителями, темными безграмотными людьми.

Все это было неправдой. К идее домашних родов женщины приходили после первого опыта в роддоме. Чего они хотели? Чтобы в этот ответственный момент рядом с ними были их родные, чтобы их ребенка им положили на живот и чтобы он сразу взял грудь, чтобы потом малыш всегда был рядом.

Когда я советовалась со своей акушеркой, где лучше рожать, она, верующая мусульманка, сказала великую фразу: «Можно родить успешно дома, можно и в роддоме. Можно погубить ребенка дома, можно и в роддоме: воля Аллаха!»

В конце концов конфликт между системой и роженицами стал сглаживаться: теперь в роддоме можно рожать с мужем, можно положить ребенка сразу на живот, можно попросить — и врачи подождут, пока пуповина отпульсирует, и лишь потом ее перережут. Ребенок теперь находится с мамой.

Куда пойти учиться: школа vs семейное образование
Фото: ege.edu.ru

Со школой сейчас происходит примерно то же самое, те же процессы. Система зачастую враждебно относится к родителям, выбирающим домашнее обучение. В их адрес звучат все те же угрозы: вы погубите ребенка, он не сдаст тесты.

Чего хотят родители, решающие обучать ребенка дома? Из каких резонов они исходят?

Первое: обучение в школе тоже полностью ложится на плечи родителей, и его успех зависит от их включенности в учебный процесс. Просто отвести ребенка в школу и уйти в работу не получится.

Второе: некоторые дети серьезно занимаются спортом или музыкой, и школьный график для них не подходит.

Школа сейчас отстаивает свою эффективность, как отстаивали ее роддома, но многое меняется именно из-за настойчивости, последовательности и резонности родительских требований.

Многие родители идут работать в школу, ради того чтобы поддержать ребенка. Я так делала, когда училась моя младшая сестра.

Если бы у меня был один ребенок, я бы, наверное, предпочла именно такой вариант.

В любом случае во главе угла всегда стоит наша, родительская, ответственность и собранность, наша целеустремленность и, конечно, наша вера и готовность принять волю Божью.

Как и в случае с системой родовспоможения, на месте неудовлетворенных людских потребностей моментально возникает поле деятельности для людей предприимчивых, готовых удовлетворять любые капризы за родительские деньги. Коммерческая система образования, в том числе платформы для онлайн-обучения — сфера соблазнительная, но не особо надежная.

Чем мы руководствуемся, выбирая платное образование? Тем, что за деньги мы получим то, чего хотим: доброе личное отношение, внимательный индивидуальный, вдумчивый подход, качество знаний.

К сожалению, платные ресурсы, не стесняясь себя максимально круто пиарить, не всегда заинтересованы в том же, в чем родители. Так что тут надо сохранять бдительность, смотреть отзывы.

В коммерческих школах есть такое неизбежное явление, как особо нежное отношение к детям богатых жертвователей, когда в спорах все учителя принимают сторону жертвователя, а не того, кто прав. С точки зрения атмосферы — да, платные учебные заведения настроены на любезность, но там свои, особые проблемы, которые не так вопиющи в обычных школах.

Куда пойти учиться: школа vs семейное образование
Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков

Я начала работать в школе в качестве учителя с 1995 года — ради своей сестры. В этом году исполняется 19 лет, как я вожу в школу своих детей, их у меня восемь. Кажется, я могу претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса по количеству посещенных утренников и поделок из желудей и шишек.

В настоящий момент школа входит в зону турбулентности, многое меняется в программах и в подходе. Поэтому сейчас мне кажется разумным отдать ребенка именно в православную школу. Несколько лет назад я бы подумала, как лучше. Может, действительно, не перекармливать ребенка христианством: пусть учится в светской школе, пусть у него сохраняется в смысле православия легкое чувство голода.

Но сейчас незыблемым и общим для всех остаётся именно Христос и жизнь с Ним. Тут православные школы находятся как бы вне зоны досягаемости перемен. Они как были ориентированы на воспитание детей ради их спасения, так и остаются при своем генеральном курсе.

Еще мне кажется, очень хороши профориентированные, специальные школы, где во главе угла стоит какое-то настоящее дело: наука, творчество, спорт. Это очень здорово дисциплинирует, мотивирует и спасает.

Результаты обучения могут быть прекрасные как от обучения в школе, так и от семейного обучения — опять же воля Аллаха. И там и там — свои риски.

В обучении, как в деле спасения, главное — помнить, что ничего не происходит автоматически: ты в Церкви — всё, Его Высокопреосвященство вам гарантирует райское блаженство. Или: ты учишь ребенка дома — всё, он - гарантированно будущий Кулибин. Или: отдали ребенка в православную школу, пошли дальше работать в своем казино, а через десять лет получаете на руки молитвенника о земле Русской с интеллектом академика Вернадского.

Нет, любое поприще — это огромный детско-родительский труд. Ибо, как говорил Сенека, кто не страдает, тот ничему не научится.

0
1
Сохранить
Поделиться: