Фото Юлии Маковейчук

Кому священник отдал обручальное кольцо?

Слова и их смыслы в Толковом словаре Юрия Пущаева

Знаете ли вы, что в Церкви даже женатые священники и диаконы не носят на пальце обручальные кольца? Для этого существует сразу несколько причин. И подсказку к одной из них можно найти в этимологии слова «клир».

Вообще клиром или клириками называют членов Церкви, которые совершают церковное служение. Высшие клирики, которым в Церкви вручена духовная власть – это священнослужители: епископы, пресвитеры (священники) и диаконы. Первые два разряда священнослужителей преподают или совершают Таинства, а диаконы помогают им при их совершении. Низшие клирики – это алтарники, чтецы, певцы и другие. Они помогают при богослужениях, следят за убранством и чистотой в храме и т.д.

Вообще русское слово «клир» – это калька с древнегреческого κλῆρος (klēros). Оно на русский переводится как «жребий», «удел», «владение», «достояние».

На латыни это же слово пишется как сlerus. От него также происходят такие ныне широко известные в узких кругах слова как клерикализм и антиклерикализм.

|Читайте также: 10 вопросов о священстве и священниках

Исходя из значения этого древнегреческого слова получается, что клирики – это своего рода удел или особое владение Бога. Особенно это касается высших клириков, то есть, священнослужителей. Им выпала особая, высшая миссия – совершать Таинства, пасти Церковь Христову. То есть, им Бог доверил самое главное, выбрал их для служения Себе, сделал их Своим уделом или владением. И сами они, став священнослужителями, теперь полностью должны посвятить себя Богу и Церкви. Миссия священства отныне должна для них стоять на первом месте. Она требует от человека полной и безусловной жертвенности. И традиция не носить обручальные кольца связана, в частности, с тем, что, принимая священный сан человек теперь становится венчан не только со своей женой, но и с Церковью (его при хиротонии - рукоположении в священники - трижды обводят вокруг престола в алтаре).

Правда, это не единственная причина, по которой женатые священнослужители не носят обручальные кольца. Другая, и не менее важная причина состоит в том, что когда священнослужители причащаются в алтаре, то они это делают не при помощи лжицы, но благоговейно берут в руки Тело Христово. Также они непосредственно своими руками приготовляют Святые Дары для причастия христиан. И если у священнослужителя на пальце будет кольцо, то под него может попасть частица Тела Христова и после затеряться. Если это вдруг произойдет, то это будет означать немедленное извержение священника из сана.

Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.

На заставке фрагмент фото Юлии Маковейчук

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (20 голосов, средняя: 4,65 из 5)
Загрузка...
26 августа 2019
Автор: ПУЩАЕВ Юрий

  • священник Алексий Веселов
    священник Алексий Веселов 2 года назадОтветить

    Никогда не понимал этой практики. Даже если человек становиться священнослужителем, его ответственность за его жену и за его детей ни капельки не уменьшается. Неужели автор думает, что священник, жена которого ушла, дети которого покинули Церковь по тому, что он занимался не ими, а своей паствой, сможет оправдаться приведенными в статье аргументами? Ни в Библии, ни в Церковных канонах нет ни одного места, которые предавали бы семье священника какой-либо особый статус. И напротив, есть множество мест, в которых говориться об ответственности мужа и отца за свою семью.
    Каноны говорят о том, что если священник разводиться, он больше не должен быть пастырем. Не сохранив свою малую Церковь, как он может пасти целое стадо людей?Итак напротив - священник должен больше другого человека уделять время своей семье, чтобы она была примером для паствы.

    Что касается возможности попадания частицы под кольцо - во первых, не представляю как это может произойти. Но даже если была бы такая возможность - сними кольцо перед Причастием или перед Литургией, одень после.

    Снятие кольца с пальца мужа даже со стороны литургики нелогично. Ведь кольцо - это знак власти. Кольцо жены - носит муж, в знак власти над женой. Также жена носит кольцо мужа - в знак власти над ним. Если же муж при рукоположении снимает кольцо - что получается? Жена все еще носит кольцо мужа, имеет над ним власть, а он кольцо жены снял?
    Если же говорить в этом контексте о том, что кольцо во время обручения кладется на престол и это символизирует обручение священника с Церковью, то что кто все таки обручается? Не матушка ли, которой это кольцо принадлежит?

Загрузить ещё