
Слова и их смыслы в Толковом словаре Юрия Пущаева
Знаете ли вы, что в Церкви даже женатые священники и диаконы не носят на пальце обручальные кольца? Для этого существует сразу несколько причин. И подсказку к одной из них можно найти в этимологии слова «клир».
Вообще клиром или клириками называют членов Церкви, которые совершают церковное служение. Высшие клирики, которым в Церкви вручена духовная власть – это священнослужители: епископы, пресвитеры (священники) и диаконы. Первые два разряда священнослужителей преподают или совершают Таинства, а диаконы помогают им при их совершении. Низшие клирики – это алтарники, чтецы, певцы и другие. Они помогают при богослужениях, следят за убранством и чистотой в храме и т.д.
Вообще русское слово «клир» – это калька с древнегреческого ὁ κλῆρος (klēros). Оно на русский переводится как «жребий», «удел», «владение», «достояние».
На латыни это же слово пишется как сlerus. От него также происходят такие ныне широко известные в узких кругах слова как клерикализм и антиклерикализм.
|Читайте также: 10 вопросов о священстве и священниках
Исходя из значения этого древнегреческого слова получается, что клирики – это своего рода удел или особое владение Бога. Особенно это касается высших клириков, то есть, священнослужителей. Им выпала особая, высшая миссия – совершать Таинства, пасти Церковь Христову. То есть, им Бог доверил самое главное, выбрал их для служения Себе, сделал их Своим уделом или владением. И сами они, став священнослужителями, теперь полностью должны посвятить себя Богу и Церкви. Миссия священства отныне должна для них стоять на первом месте. Она требует от человека полной и безусловной жертвенности. И традиция не носить обручальные кольца связана, в частности, с тем, что, принимая священный сан человек теперь становится венчан не только со своей женой, но и с Церковью (его при хиротонии - рукоположении в священники - трижды обводят вокруг престола в алтаре).
Правда, это не единственная причина, по которой женатые священнослужители не носят обручальные кольца. Другая, и не менее важная причина состоит в том, что когда священнослужители причащаются в алтаре, то они это делают не при помощи лжицы, но благоговейно берут в руки Тело Христово. Также они непосредственно своими руками приготовляют Святые Дары для причастия христиан. И если у священнослужителя на пальце будет кольцо, то под него может попасть частица Тела Христова и после затеряться. Если это вдруг произойдет, то это будет означать немедленное извержение священника из сана.
Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.
На заставке фрагмент фото Юлии Маковейчук
Никогда не понимал этой практики. Даже если человек становиться священнослужителем, его ответственность за его жену и за его детей ни капельки не уменьшается. Неужели автор думает, что священник, жена которого ушла, дети которого покинули Церковь по тому, что он занимался не ими, а своей паствой, сможет оправдаться приведенными в статье аргументами? Ни в Библии, ни в Церковных канонах нет ни одного места, которые предавали бы семье священника какой-либо особый статус. И напротив, есть множество мест, в которых говориться об ответственности мужа и отца за свою семью.
Каноны говорят о том, что если священник разводиться, он больше не должен быть пастырем. Не сохранив свою малую Церковь, как он может пасти целое стадо людей?Итак напротив - священник должен больше другого человека уделять время своей семье, чтобы она была примером для паствы.
Что касается возможности попадания частицы под кольцо - во первых, не представляю как это может произойти. Но даже если была бы такая возможность - сними кольцо перед Причастием или перед Литургией, одень после.
Снятие кольца с пальца мужа даже со стороны литургики нелогично. Ведь кольцо - это знак власти. Кольцо жены - носит муж, в знак власти над женой. Также жена носит кольцо мужа - в знак власти над ним. Если же муж при рукоположении снимает кольцо - что получается? Жена все еще носит кольцо мужа, имеет над ним власть, а он кольцо жены снял?
Если же говорить в этом контексте о том, что кольцо во время обручения кладется на престол и это символизирует обручение священника с Церковью, то что кто все таки обручается? Не матушка ли, которой это кольцо принадлежит?