Эти картины видел каждый, но далеко не все знают, что за ними порой стоят настоящие драмы в судьбах самих художников. О чем они думали, о чем переживали, создавая свои великие шедевры? Журнал «Фома» решил заглянуть в закулисье мира большого искусства.

Николай Ге (1831–1894)

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников

Многие его работы встретили жесткую реакцию современников. Их отвергали, их ругали, их назвали богохульными. Немало людей очень сильно удивились бы тогда, если бы узнали, что через несколько десятилетий картины Ге будут находиться в эскпозиции великих музеев России. Почему же Николаю Ге были так важны эти полотна, что ради них он решался идти против общественных вкусов? Давайте узнаем, что он сам говорил об одной из самых шокирующих картин — «Распятии».

«Распятие»

Незадолго до своей смерти Николай Ге после долгого перерыва в творчестве вновь обратился к евангельской теме и создал «Страстной цикл». Главной картиной этого цикла стало «Распятие», написанное им в 1892 году.

«Формы найти нельзя, нужно, чтобы она родилась, именно родилась», — говорил художник, пытаясь найти подходящую форму для изображения предсмертного стона Христа. Не вмещаясь в традиции академической живописи, «Распятие» Ге написал почти в двадцати вариантах.

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников

«Я долго думал, зачем нужно Распятие? Для возбуждения жалости, сострадания оно не нужно. Распятие нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня», — говорил художник.

Это полотно не было принято Святейшим Синодом, а вскоре запрещено. Александр III, увидев картину, сказал: «Это — бойня!» В изображенном Ге Христе видели только человеческую ипостась и не видели Божественного, величественного — лишь боль и страдание.

«Я сотрясу их все мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться», — так сказал художник, изображая лихорадочную, предсмертную агонию Христа. Трудно не согласиться — здесь нет и намёка на будущее Воскресение и вечную жизнь, на ту самую Благую Весть, которую и несет миру христианство. Однако именно эту картину считают вершиной таланта художника, страстно желавшего показать попрание нравственного закона, данного человечеству в Евангелии.

Николай Ге был художником небогатым и часто писал своих картины на... других своих картинах. Что скрывается под известной картиной «Что есть истина?» читайте здесь.

Михаил Врубель (1856–1910)

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников

Художник, которому были подвластны почти все виды и жанры изобразительного искусства. Он даже расписывал храмы и соборы, писал иконы. Однако стал известен благодаря серии работ, посвященных образу демона. Демонические картины, образы мятежных духов с их ореолом величия, силы, независимости до сих пор очень популярны. Только вот мало кто знает, как сам Врубель впоследствии от этих мучивших его демонов хотел отвязаться.

«Демоны»

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников
Демон поверженный

Впервые Врубель обратился к образу демона, расписывая церковь. Ему было поручено написать Христа, но в этот момент он был далек от Бога и Церкви. Скорее, его привлекал другой герой.

«Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды», — говорил он.

В итоге значительную часть жизни Михаил Врубель посвятил попыткам изобразить князя мира сего — демона. И это в том числе очень сильно сказалось на его состоянии. Художник все больше и больше выходил из душевного равновесия. Только к концу жизни он понял, что зря пленился демоном и потратил свое время на возвеличивание пустоты.

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников
Демон летящий

«За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — напишет Врубель в период просветления.

Даже когда демоническая пелена на время спадала, его картины были полны тревоги.

«Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я, будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил», — сказал Врубель в один из спокойных периодов своей жизни в психиатрической больнице.

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников

Уходя, Врубель оставил миру новый образ демона — теперь уже совсем не поражающего своим могуществом, а тоскующего, одинокого и полного безысходности.

Как из франта и гурмана Врубель превратился в безумного узника психиатрической клиники читайте здесь.

Александр Иванов (1806–1858)

Удостоившись звания академика за картину «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», он приступил к работе над картиной «Явление Христа народу». Написание этого полотна заняло 20 лет его жизни.

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников

«Явление Христа народу»

«Если бы в сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете», — писал Александр Иванов, начиная главную картину своей жизни. Он был воодушевлен, перед ним стояла высокая задача: он видел себя миссионером с кисточкой в руках: «Сюжет моей картины всемирный».

«Всемирный сюжет» Иванов находит в Евангелии:

«…я остановился на <…> Евангелии Иоанна <…>, увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу. Сей-то последний момент выбираю я предметом картины моей, то есть, когда Иоанн, увидев Христа, идущего к нему, говорит народу “Се агнец Божий, вземляй грехи мира!”».

Какой картиной Николай Ге хотел шокировать современников — и другие скрытые послания русских художников

Однако постепенно, на фоне разгоравшихся в обществе революционных настроений и мечтаний просвещенных слоев о построении «нового мира», в душе художника нарастал кризис веры. В эти годы он пишет:

«Большая картина более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что пред последними решениями учености литературной основная мысль моей картины совсем почти теряется».

В период религиозного кризиса Иванов чувствовал пустоту и растерянность:

«Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы?.. Писать без веры религиозные картины — это безнравственно. Это грешно».

В 1858 году художник наконец привозит картину в Петербург из Рима, где жил и работал над ней. Он тяжело пережил холодный прием своей работы, над которой трудился полжизни. В том же году Иванов скончался от холеры.

Несмотря на смятение в душе, в последние годы жизни Иванов посвятил себя работе над огромным циклом «Библейские эскизы». Что стояло за этим — читайте здесь.

При подготовке статьи использованы материалы авторского цикла очерков Инны Волошиной о русских художниках, написанного для журнала «Фома».

Подготовила Анастасия Бавинова

0
0
Сохранить
Поделиться: