Кот Леопольд, тот самый мамонтенок, который поет «Пусть мама услышит, пусть мама придет…», Крошка Енот со своей доброй мамой («Я больше не боюсь Того, кто сидит в пруду!») и многие-многие мультипликационные персонажи — над созданием их визуальных образов работал Вячеслав Назарук (1941–2023).
А знаете, над чем он трудился в последние годы жизни? Над монументальным историческим полотном для… Патриарха Алексия II!
Да, Патриарх, как и многие в Церкви, знал и ценил живописца, даже бывал у него в мастерской. И картину «Чудо св. Алексия, митрополита Московского» (исцеление Тайдулы) заказали художнику для Патриаршей резиденции.
Но что связывало знаменитого советского мультипликатора и Церковь?
Это станет яснее, если побывать в мастерской художника. На всех стенах там — иконы. В углу горит лампада, при жизни Назарук сам ее зажигал, а любую свою работу начинал с молитвы.
Еще больше прояснится история, если послушать рассказ вдовы художника, Евгении Николаевны Назарук, с которой Вячеслав Михайлович прожил шестьдесят лет!
Всю жизнь Вячеслав Михайлович был глубоко верующим человеком. Родился он перед самой войной — в марте 1941 года. Дом, где жила его семья, стоял недалеко от Елоховского собора, фактически главного действующего храма Русской Церкви в советские годы после разрушения властями Храма Христа Спасителя. Там Славу крестила бабушка Ксения. В семье будущего художника сумели сохранить веру и передать ее детям.
Диптих «Крещение Руси» и «Проводы Перуна»
Диптих написан к 1000-летнему юбилею Крещения Руси для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Чтобы погрузиться в материал о крещении Руси князем Владимиром, Назарук выезжал на украинскую реку Почайну, у которой, по одной из версий, проходили исторические события. Многие друзья и родственники художника узнают себя в персонажах картины. Например, здесь изображены его дочери Оля и Алина. А для образа корсунского святителя Назаруку позировал адъютант маршала Рокоссовского. Сейчас монументальное полотно находится на валу в Музее религии Востока.
Вячеслав Назарук написал за свою долгую жизнь несколько больших масштабных работ. Главным направлением его творчества на протяжении многих лет оставалась история России и Древней Руси, великие подвиги и победы русского народа, герои, сражения, исторические события и личности. На своих полотнах он подробно разбирал и прорисовывал сюжеты и Куликовской битвы, и Ледового побоища, и Крещения Руси, много занимался графикой — иллюстрировал русские былины и сказки… Не раз обращался и к теме святости. Очень серьезно, дотошно, скрупулезно подходил к подготовке каждой работы: сидел в архивах, выезжал на места, где проходили события, которые хотел изобразить на картине, тщательно подбирал костюмы, искал натурщиков, сам гримировал их, находил историков и мастеров, которые вручную (!) изготавливали для него реквизит — луки, колчаны, стрелы, оружие древних воинов…
«Куликовская битва»
Материал для картины художник собирал в общей сложности 17 лет. За это время в его семье родились две дочери, жена получила образование, а сам Назарук успел нарисовать несколько мультфильмов, которым суждено было стать классикой советской мультипликации. Среди прочих Вячеслава Михайловича консультировал профессор по коневодству из Тимирязевской академии — проверял, чтобы всё в анатомии лошадей было верно. Сейчас «Куликовская битва» Назарука находится в ГИМе. Картина очень долго была представлена в экспозиции, а теперь — «на валу», то есть, холст намотан на большой вал, который хранится в музейных запасниках
Среди консультантов Назарука были историки, ученые и даже (и это, напомним, в советские-то годы!) священники. Тогда заказы на картины для Государственного исторического музея, для Музея атеизма или для какой-то другой организации поступали через Министерство культуры. У этой организации Назарук не боялся требовать себе в консультанты любых экспертов. И ему не могли отказать! Много батюшек перебывало в его мастерской. Они подсказывали, как правильно на священнике должен быть надет омофор и всё облачение: «Тут — пуговка, а тут — петелька. А здесь ткань вот так лежит, а не так…» Показывали, как должен священник держать руки, когда благословляет или крестит. Вячеслав Михайлович очень внимательно относился ко всем советам и рекомендациям, послушно их воспринимал и выполнял.
Его вообще все знали как человека спокойного и уравновешенного. Родители Вячеслава очень друг друга любили, и сам он рос в атмосфере любви. Отец — военный, офицер — всегда обращался к своей супруге, матери Вячеслава, Надежде Ильиничне «Наденька», и сам Назарук через много лет, уже заведя свою семью, называл свою супругу Евгению Николаевну исключительно «Женечка». Для художника было аксиомой, что семью надо любить и о ней заботиться. Недаром супруги в последние годы даже ходили везде под ручку — не по причине возраста, а потому что поддерживали друг друга во всех смыслах, и в физическом, и в духовном: «Я на него опиралась, а он — на меня» — вспоминает Евгения Николаевна. В зрелом возрасте венчались: две венчальные иконы — кстати, подарок от Патриархии — и ныне висят на стене в мастерской Вячеслава Михайловича.
Дочь художника Алина Вячеславовна вспоминает:
— У папы получалось находить общий язык абсолютно со всеми, вне зависимости от того, кто это был: высокопоставленный чиновник или женщина, которая моет пол. Разницы не было. Все были для него людьми. Так его воспитали. Видимо, папа во всех видел ту светлую составляющую, которая есть в любом человеке. Он ничего про это не говорил, но относился к людям именно с этим посылом: ты — человек, Божие творение! И люди это чувствовали. Друзей у него было очень много.
В мастерскую приезжали отовсюду — из Польши, из Германии, с Чукотки, с Сахалина. Вячеслав Михайлович жил как бы «над планетой». И у меня было такое ощущение, что все люди, которые к нему приходили, как-то «высвечивались», становились светлее рядом с ним. И персонажи мультфильмов у него тоже светлые, мягкие. В их силуэтах нет острых углов, дерганных линий…
Вячеслав Михайлович, по воспоминаниям родных, никогда не участвовал в бытовых конфликтах, в сценах. Если что-то не получалось, кто-то с кем-то ссорился, он до последнего держался в стороне, но когда градус ссоры зашкаливал, приходил, смотрел, думал, моментально всё разбирал по полочкам, и все уходили успокоенные. И дальше работали и жили.
Иллюстрации к сказам Бажова
Вячеслав Назарук очень глубоко и основательно подходил к работе. Чтобы «вживить» подлинные оттенки и фактурные особенности уральских камней в общую ткань живописной палитры иллюстраций к сказам Бажова, художник специально ездил в Музей геологии и долгими часами изучал структуру уральских самоцветов. В общей сложности Назарук написал живописные и графические иллюстрации более чем к ста книгам!
Он никогда не нервничал во время работы. Считал, что в нервозном состоянии писать картины невозможно. Наоборот, художник должен успокоиться, отключиться от всех и всего и только тогда браться за кисть.
Между тем детство у этого доброго мирного человека было далеко не мирным. Он и выжил-то чудом!
Отец Вячеслава, Михаил Сильвестрович, как уже упоминалось, был военным. В сорок первом году все семьи военных эвакуировали из Москвы на Среднюю Волгу, в Сальские степи. Свекровь рассказывала Евгении Николаевне, как везла новорожденного Славочку в поезде: «Я держу его, а он такой маленький! Он уже не плакал — так, мяукал чуть-чуть. И я думаю: только бы довезти до остановки, чтобы похоронить, а не выбрасывать из окошка…» Но малыш очень хотел жить и… не умер.
После поезда эвакуированных погрузили на баржи. По Волге двинулись девять барж, а до места назначения дошли только три – остальные были затоплены. На одной из барж до Сальских степей добрались живой малыш Слава, его мама, сестра, брат и бабушка.
Поселились в сакле у кочевников. Старший брат, к сожалению, заболел менингитом и за сутки «сгорел», скончался. Вячеслав и Нина выжили.
Конечно, прямых воспоминаний с тех младенческих времен у Вячеслава не сохранилось, но остался мощный след в душе от пережитого семьей. И всю жизнь художник пытался выразить в своих картинах отношение к войне и к воинам, защитникам своего народа — и мирского, и духовного звания.
Он видел сюжеты своих работ во сне и сам в них «участвовал»
Рассказывал жене: «Знаешь, Жень, сегодня мне приснился сон: большая-большая картина! И я шагнул в эту картину. Я там был! Я жил там с этими персонажами!»
Подобное случалось не раз и потом: всю жизнь художник «улавливал» образы днем, а ночью они ему снились. Он вставал и быстро зарисовывал эскизы. Евгения смотрела на них и не могла поверить: невероятно, чтобы человек сам всё это придумал. Такое может написать только тот, кто присутствовал там, на Куликовом поле, на Чудском озере, на берегу реки Почайны, в Сарай-Берке — городе, где святитель Алексий совершил чудо, исцелив жену хана Тайдулу.
Рисунок углём и цветной эскиз картины «Чудо святителя Алексия» (Исцеление Тайдулы)
Начав работу над картиной в 2006 году, Вячеслав Михайлович не успел ее доделать. Эскиз был подписан и утвержден, оставалось только перенести рисунок на холст. Уход из жизни Алексия II остановил работу на долгие годы. Вернувшись к незавершенному загрунтованному холсту, Назарук успел перенести на него рисунок и закрепить его имприматурой.
После кончины Вячеслава Назарука работу над картиной продолжил художник Павел Попов. Сейчас картину «Чудо святителя Алексия» можно считать условно законченной (будут дорабатываться некоторые детали). Нужно ещё какое-то время, чтобы она «дозрела», но в целом работа получилась и это тоже можно считать чудом. Создание такого монументального произведения — огромный труд, но должны ещё сложится благоприятные обстоятельства, чтобы оно получило жизнь. В любом случае в истории русской исторической живописи появилась новая современная картина.
Профессор, преподаватель, лауреат всевозможных премий, конкурсов и фестивалей, именитый мастер историк и исследователь, Вячеслав Михайлович Назарук никогда не терял той опоры в вере, которую получил в раннем детстве, в семье:
«Каждый творческий человек проживает свою жизнь в поисках смысла нашего человеческого существования. Нельзя не прислушаться к утверждению нашего Святейшего Патриарха Алексия II, что человечество создано Творцом для превращения Космоса в сад Эдема. И самым главным в этом является постановка вопроса о нравственности. Подлинную, в классическом понимании, картину способен написать художник, в котором в единое целое слились и ремесло, и философия, и всеобъемлющие познания, и профессиональные знания, и уважение к своей профессии. Наличие собственной философии, специальных знаний, творческого метода предполагает, что человек сызмальства принял судьбу художника».
Иллюстрации и фотографии предоставлены семьей Вячеслава Назарука